4 научных обоснования, почему следует выбирать впечатления, а не материальные ценности

Злата Серебрянская,
редакция Femmie
Shutterstock

Представьте себе следующее. Вы только что закончили работу над трудоёмким проектом, который оказался самым утомительными за весь прошедший год, и ваши труды были хорошо вознаграждены.

Вы решили побаловать себя и размышляете о том, куда же потратить деньги. Что бы вы выбрали из перечисленных ниже вариантов?

  1. Телевизор нового поколения или отпуск за границей?
  2. Ювелирное украшение или комплексный ужин в дорогом ресторане?
  3. Телефон последней модели или же познавательные курсы?

Все эти вопросы касаются того, как мы должны тратить свои деньги. Должны ли мы приобретать на них материальные ценности, которые наверняка принесут нам удовольствие, или же отдавать их за новые впечатления, которые ещё не известно, к чему приведут…

Если вы стоите перед таким выбором, то выбирайте впечатления. И вот почему.

Хотя материальные ценности будут дольше оставаться в пользовании, впечатления будут дольше оставаться у вас в памяти

В целом, предметы остаются в нашей жизни на более продолжительное время, нежели впечатления. Новый диван, который может простоять у вас десятилетиями, сопоставим по цене с поездкой на Бермуды, которая продлится всего пару дней. Если посмотреть на ситуацию с этой точки зрения, то не будет ли более логичным выбрать диван?

С экономической  точки зрения, возможно. Но если говорить о том, что способно принести больше счастья, то здесь наука идёт против логики.

После двадцати лет наблюдений доктор Гилович, профессор психологии из Корнеллского университета, пришёл к заключению, что опыт и впечатления дарят людям больше радости, нежели материальные вещи.

Он поясняет это так: «Один из врагов счастья — это привыкание. Мы покупаем вещи, которые делают нас счастливыми, и в этом мы преуспеваем. Но только на время. Новые вещи вызывают в нас восторг только поначалу, а затем мы к ним привыкаем».

Неважно, как сильно вы радовались приобретению какого-то продвинутого девайса, он, в конце концов, становится частью вашего дома. Вы к нему привыкаете. А для того чтобы снова пережить подобное возбуждение, вам нужно будет купить что-то поновее и лучше.

С другой стороны, впечатления и опыт не отличаются большой продолжительностью: поездка на один день в местный музей, мастер-класс по рисованию, который длится один час, туристический тур по Азии на месяц — все эти переживания рано или поздно завершатся.

Сам тот факт, что они непродолжительные по времени, — это одно из их отличительных преимуществ над материальными предметами. Впечатления лежат за пределами нашей повседневной жизни, поэтому мы можем наслаждаться ими всё то время, пока они длятся. Предметы присутствуют в нашей жизни гораздо дольше, нежели вызывают первоначальную радость — со временем они теряют свою привлекательность для нас.

Что касается эмоциональной сферы, то новый опыт и впечатления вызывают в нас отличные чувства от тех, которые мы получаем при приобретении новых вещей.

Новые впечатления оказвают гораздо большее влияние на нашу жизнь, чем вещественные предметы

Когда люди говорят о поворотных моментах в своей жизни, то они, как правило, упоминают свой опыт и впечатления, а не определённые предметы. Оказывается, для этого есть обоснование.

Доктор Гилович поясняет, что наша личность по большей части формируется из полученного опыта, а не определяется предметами из нашей жизни. Поэтому без разницы, как сильно вы привязаны к своей новенькой блестящей машине или просторному дому, они остаются за пределами вашего существа. А вот если вы решите испытать свои силы и подниметесь в горы Новой Зеландии или поплаваете с маской и трубкой в Карибском море, то именно эти впечатления окажут воздействие на вашу личность. Они станут неотъемлемой частью вашего «я».

Поскольку жизнь по своей сути состоит из событий, то именно приобретённый опыт оказывает гораздо большее влияние на нас, нежели те предметы, которые находятся в нашей собственности. Какое-то необычное событие из нашей жизни способно заставить нас немного поменяться, узнать что-то новое о себе или развить несвойственную нам до этого точку зрения.

Например, вы можете обменяться шутками и от души посмеяться с уличным торговцем в Колумбии. Этот опыт будет длится всего минуту, но вы осознаете то единство, которое существует между вами и человеком из совсем другой культуры, вы почувствуете универсальность природы юмора.

Гилович также выяснил, что люди гораздо более склонны жалеть о неполученном опыте, нежели о неприобретённых вещах. Опыт, который вы не получили, очень трудно воспроизвести в будущем в то время, как предметы могут быть приобретены позднее. Если вы пропустите встречу в друзьями, то вы не сможете заново пережить то, что происходило с ними.

Итак, возможность раздвинуть личностные границы и потребность в минимизации возможных сожалений — это хорошие мотиваторы для того, чтобы выбрать опыт, а не предметы.

Вещественные предметы слишком предсказуемые, а новые впечатления отрывают вас от рутины

Однако проблема с новыми впечатлениями заключается в том, что они по большему счёту являются неопределёнными. Одной этой причины хватает, чтобы вызвать в нас раздумья по поводу того, хотим ли мы принимать участие в чём-то новом или нет.

А что, если мы отправимся в путешествие куда-то, а нам там не понравится и мы тут же захотим вернуться обратно? А что, если мы запишемся на курсы, а они нам придутся не по душе? Что, если мы пойдём на какое-то мероприятие только для того, чтобы простоять в углу в полнейшем одиночестве?

Этого вполне достаточно, чтобы отказаться от своих замыслов и не пускаться в авантюру.

Однако исследование показывает, что риск оправдывает себя. Даже если событие и пошло не так, как ожидалось, люди, по наблюдениям Гилович, всё же положительно отзываются о происшедшем в последствии. Даже если нам довелось пережить что-то такое, что нам не понравилось, то полученные нами впечатления со временем полируются и становятся приятными.

Допустим, вы отправились в поездку с друзьями и промокли до ниточки. Вряд ли это был именно тот опыт, которого вы желали, но всё же из ситуации можно вынести некоторые положительные впечатления.

Прежде всего, это время предлагает вам возможность укрепить свою связь с вашими друзьями-путешественниками. Вы также с улыбкой будете вспоминать то, как, перепрыгивая через лужи, добирались до магазина с сувенирами, чтобы переждать там дождь и что-то прикупить.

То обстоятельство, что новые впечатления и опыт значительным образом отличается от того, что вы привыкли делать в вашей повседневной жизни, уже вносит свою положительную лепту в те смешанные чувства, которые вы получаете от приобретённого опыта.

Одна из причин, почему опыт ценнее материальных предметов, заключается в том, что опыт очень тяжело градуировать и сопоставить с другим опытом. Когда вы покупаете новую модель телефона, то вы можете чувствовать себя очень хорошо… но до тех пор, пока вы не увидите у кото-то ещё лучшую модель.

Опыт, с другой стороны, очень тяжело сравнивать. Конечно же, если кто-то отправился на Мальдивы и остановился там в роскошном отеле, то это у вас может вызвать зависть. Но это ещё не означает, что отпуск этого человека был гарантированно лучше вашего туристического похода с рюкзаками за спиной. Опыт не бывает одинаковым.

Если вы выбираете новые впечатления, то это даёт вам возможность предвкушать предстоящее событие. В результате этого опыта вы можете приобрести новых друзей, развить интересную привычку или же по-новому взглянуть на жизнь.

Материальные предметы предсказуемые. Они надёжные. Они приведут нас к ожидаемому результату. По этой причине многие люди выбирают предметы, а не новый опыт, несмотря на то, что бы они потенциально могли получить от опыта, если бы выбрали его.

Впечатления граничны, но они дарят приятные воспоминания, которые сохранятся на всю жизнь

Хотя исследование и склоняется к большей пользе нового опыта, всё же мы все в некоторой степени нуждаемся как в новых впечатлениях, так и в материальных предметах. Наверное, не будет правильным отправляться в путешествие и при этом ограничивать себя в жизненно необходимом или тратить деньги, которые вы должны были откладывать.

В то же время важно понимать, что все мы находимся на разных отрезках шкалы, измеряющей потребности во впечатлениях и предметах материального мира. Некоторые люди стремятся к открытию новых видов, запахов и звуков, в то время как другие наслаждаются приобретением новых предметов, которые они могут разместить у себя дома.

Если вы всё же подпадаете под вторую категорию людей, то опять же — почему бы вам не попробовать отправиться в путешествие и открыть для себя какое-то новое место или же приобрести новое умение? Да, у вас дома будет на один блендер меньше, но зато вы приобретёте впечатления на всю жизнь.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook