Дали и Гала: высокие отношения

Апполинария,
редакция Femmie

8 августа 1958 года в церкви небольшой каталонской деревеньки под Жироной состоялось скромное венчание. Невесте было 64 года, жених был на 10 лет моложе, их имена на тот момент были известны всему миру – Гала (Елена Дьяконова) и Сальвадор Дали

Женщина-праздник и избалованный мальчишка

Елена Дьяконова родилась 26 августа 1894 года в Казани. О ее детстве и юности известно мало, она предпочитала не распространяться об этом периоде своей жизни. Отец Елены умер, когда она была маленькой, мать вышла замуж во второй раз.

Семья – у Елены было двое старших братьев и младшая сестра – перебралась в Москву к отчиму. Она училась в одной из лучших московских гимназий, к слову, в одно время с сестрами Цветаевыми. Анастасия Цветаева описывала ее как тонкую, длинноногую девочку с длинной русой косой, «в лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими».

В 18 лет Елене, никогда не отличавшейся сильным здоровьем, поставили диагноз туберкулез, и в 1912-м году семья отправила ее на лечение в один из лучших санаториев Швейцарии. Здесь она знакомится с юным французским поэтом Полем Элюаром, также проходившим лечение под присмотром собственной матери.

Их платоническая поначалу любовь не одобрялась ни одной из семей. Молодые люди переписывались несколько лет, Элюар отправился на фронт с началом Первой мировой. В 1916-м Елена самостоятельно приехала в Париж, чтобы выйти замуж за Поля. Романтическое увлечение и брак Дьяконовой и Элюара со временем превратились не в серый быт, а, напротив, в совершенно свободные открытые отношения: в свою постель, по общей договоренности, они легко впускали друзей.

История прозвища «Гала» имеет несколько версий, по одной из них, мать хотела назвать девочку Галиной, но отец настоял на крещении именем Елена, и в итоге дома ее звали Гала, или Галчонок. По другой версии, это прозвище дал ей Элюар, по-французски «гала» (с ударением на последний слог) значит праздник.

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в испанском Фигерасе через 9 месяцев после скоропостижной смерти старшего брата. Позже он не раз писал и говорил об их сильной духовной связи, рисовал портреты брата, которого никогда не видел. Мальчик рос очень избалованным, мечтательным и легко внушаемым, при этом талант к рисованию в нем проснулся очень рано.

Младшая сестра вспоминала, что он часто боялся самых обычных вещей, например, телефонов, кассиров или кузнечиков. Страх к насекомым у него так и не прошел, уже будучи известным художником он пишет об этом в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» и рисует их на своих картинах.

Мать Сальвадора умерла, когда тому было 16 лет, и это стало для него настоящей трагедией. С возрастом экзальтированное, демонстративное поведение избалованного ребенка стало для Дали нормой. Поступать в Королевскую академию изящных искусств он приехал в берете и плаще, как мастера Золотого века.

В Мадриде Дали поселился в «Студенческой резиденции» – элитном общежитии студентов академии, где довольно быстро подружился с Федерико Гарсией Лоркой и Луисом Бунюэлем. Отношений же с женщинами Дали очень долго побаивался и даже испытывал невротический страх перед женскими гениталиями.

Он долго не мог определиться со своей ориентацией и сомневался в собственных влечениях, позже признаваясь, что лишь мастурбация позволяла ему справляться с напряжением.

Больше матери, больше отца, больше Пикассо, и даже больше денег
В 1929 году на экраны выходит фильм «Андалузский пес» — творение Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали. Имена молодых художников, до этого «широко известных в узких кругах», начинают звучать с новой силой.

Среди новых знакомых Сальвадора Дали в тот период появляется и французский поэт Поль Элюар. Они знакомятся в одном из ночных клубов, и восхищенный молодым гением Элюар со своим семейством (к тому времени у них с Галой родилась дочь Сесиль) приезжает в гости в Кадакес.

«Он не переставал восхищаться своим милым Сальвадором, словно нарочно толкал меня в его объятия, хотя я его даже не видела», — вспоминала Гала.

Все закрутилось быстро. Дали наконец-то перестал бояться секса с женщинами, позже описывая восхищение телом Галы, она говорила, что сразу увидела в нем гения: «Элюар был талантлив, Дали – гениален». Злопыхатели утверждали, что Гала увидела в молодом испанце скорее материальный потенциал, тем более что состояние Элюара к тому времени они почти промотали.

Как бы то ни было, противостоять своему влечению влюбленные даже не пытались. Через пару месяцев Дали приехал к Гале в Париж. Элюар долгое время пытался сохранить ситуацию любовного треугольника, как ранее, к примеру, с немецким художником Максом Эрнстом. Но увлечение Дали и Галы друг другом было столь сильным, что в итоге Элюар отступил, получив в качестве компенсации собственный портрет.

«Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз», — писал Дали об этом портрете.

Дочь Элюара и Дьяконовой Сесиль воспитывала семья поэта, сама же муза мало интересовалась своим ребенком. После перенесенной операции стала бесплодной, чему ничуть не печалилась. И даже перед собственной смертью в 1982 году она отказалась увидеться с Сесиль.

Единственным, кто заботил ее, был Дали. Гала заменила ему мать, стала метафорой родины – Испании – на его картинах, подругой, любовницей, менеджером, контрабандисткой-сообщницей, вывозившей из США чемоданы валюты.

«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо, и даже больше денег», — это, пожалуй, самая известная цитата художника, обращенная к его музе.

Семейство Дали по началу настороженно отнеслась к появлению в его жизни русской музы, а потом и вовсе возненавидело эту «хищницу». После того, как Дали представил миру свою картину «Священное сердце», на которой написал «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери», его отношения с отцом и сестрой были полностью разорваны.

Семья обвиняла во всем Галу и ее «тлетворное влияние», Дали же всегда был на ее стороне. «Встретив Галу, Дали изменился неузнаваемо, – вспоминал в своих мемуарах Бунюэль. – Он был занят одним – разговорами о Гале, он повторял каждое ее слово».

В итоге отец лишил его наследства, что, впрочем, никак не повлияло на финансовое благополучие художника.

Брак с Галой официально зарегистрировали в январе 1934-го. Элюар присутствовал на свадьбе в качестве свидетеля. Позднее они повторяли процедуру гражданского бракосочетания в каждой новой стране, в которой оказывались. Церковное венчание, которого страстно хотел Сальвадор и даже просил официального разрешения Папы, состоялось лишь после смерти Элюара.

При всей этой романтике и страсти к церемониям, супруги жили в абсолютно открытом браке, о чем было известно всем. Дали писал: «Я разрешаю Гале иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает».

В 1936-м супруги Дали впервые съездили в США, куда затем перебрались на 8 лет. В Америке художника ждал еще больший успех, чем в Европе. Деньги приносили не только выставки и продажи картин, но даже продажи постеров и копий литографий. Один из тогдашних менеджеров договорился с торговцами, что Дали будет продавать им чистые листы со своей подписью по 10 долларов штука, а торговцы смогут печатать на них любые работы художника или их фрагменты.

Деньги действительно текли рекой, Гала тайно вывозила из США чемоданы наличности, чтобы не платить налоги. Другой сюрреалист – француз Андре Бретон – после творческого конфликта даже придумал художнику прозвище Avida Dollars – анаграмма имени Salvador Dali, перевести которую можно как «жадный до долларов».

Руководила продажами, безусловно, Гала. Дали, абсолютно не практичный, рассеянный и слабовольный в вопросах денег, мог запросто подписать невыгодный ему контракт, который потом со скандалом разрывала его жена.

Гала проявляла недюжинную деловую хватку, устраивая дела мужа, однако с такой же страстью она тратила заработанные деньги, в итоге за ней закрепилось прозвище «Гала-Чума». Одной из главных строчек расходов были молодые любовники, за которыми Гала продолжала гоняться уже в весьма почтенном возрасте. Юноши часто беспардонно обирали Галу, а та, боясь потерять свое утешение, дарила им картины Дали, дома и машины.

Три загадки Галы

В 1969 году Дали подарил супруге старинный замок Пуболь в Каталонии. При этом посещать супругу художник имел право только после письменного разрешения. Эти странные отношения, кажется, вовсе не тяготили его.

«Мы с Галой любим друг друга все сильней и сильней. Все должно стать еще лучше. С каждой четвертью часа я все больше прозреваю, и все больше совершенства таят мои накрепко сжатые зубы!» — писал Дали в своем дневнике.

Как не тяготил его тот факт, что у них никогда не было детей. По этому поводу он даже шутил: «Один из сыновей Пикассо бегает по Парижу полуголый и полубезумный. Если уж у гения Пикассо такой сумасшедший сын, представьте, кто родился бы у меня!»

Последние годы жизни Галы были очень тяжелы из-за многочисленных болезней. За несколько недель до ее смерти Дали написал картину под названием «Три знаменитые загадки Галы» — разгадать их искусствоведы пытаются до сих пор.

Сам Дали не участвовал в похоронах супруги из страха смерти, лишь после зашел в склеп и, по легенде, сказал ей: «Посмотри, я не плачу».

Они с Галой несколько раз переписывали свои завещания, в итоге оставив все друг другу – ни дочери Галы от первого брака, ни другим их родным или друзьям не доставалось ничего. После смерти супруги Дали переехал в замок Пуболь, где вел достаточно замкнутый образ жизни и скончался семь лет спустя. В последней воле художника все состояние и работы были завещаны испанскому народу.

Автор: Наталья Попова

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook