Когда будущий известный артист Григоре Григориу еще был в колыбели, цыганка нагадала его матери, что ее сын вырастет и станет конокрадом. Кто бы мог тогда подумать, что это пророчество окажется верным. Правда с небольшой поправкой: воровать коней Григоре пришлось не в реальной жизни, а в культовом фильме «Табор уходит в небо», после которого неизвестный актер из Молдавии моментально стал звездой.
4 апреля этого года Григоре Григориу могло бы исполниться 79 лет. Но, к огромному сожалению, артиста уже давно нет с нами — в декабре 2003 года нелепая автокатастрофа оборвала жизнь самого знаменитого из всех киношных цыган.
«Казалось сама природа «говорила» через Григоре Григориу»
Григорий Григориу никогда не учился актерскому мастерству. В школьные годы он сам научился играть на гитаре и, обладая приятным голосом, стал выступать на сцене местного театра.
Родные Григоре мечтали, чтобы он поступил работать на железную дорогу и в будущем видели его начальником железнодорожной станции. Но парень поступил по-своему. Узнав, что в Бельцах (второй по величине город в Молдавии) объявлен набор в труппу республиканского драмтеатра, он отправился туда попытать счастья. И счастье улыбнулось ему — в неполные 18 лет Григориу приняли в театр на громкую должность «артист драмы».
Первой театральной работой Григоре стала роль Незнамова в пьесе А. Островского «Без вины виноватые». Правда, поначалу неопытный, да еще и приехавший из глухой провинции актер чувствовал себя на сцене немного скованно. Но с каждым спектаклем становился все более уверенным и раскрепощенным.
«Недостаток мастерства он с лихвой возмещал внутренним жаром и нежностью. Казалось сама природа «говорила» через Григоре Григориу. Этакий угрюмый атлет с огнем в глазах», — рассказывал в одном из интервью старший сын актера.
Только Григоре удалось завоевать сердце неприступной красавицы
Все, кто знал Григоре Григориу в молодости и в более зрелые годы, в один голос говорят о его особом мужском магнетизме. Но Григоре не нужны были какие-то девушки — с первых дней работы в театре он «положил глаз» на свою партнершу по сцене красавицу Екатерину Ботнарюк.
Хотя у Екатерины было много поклонников, причем довольно видных (среди них был даже будущий президент Молдовы Петр Лучинский), она никому не отвечала взаимностью. И только Григоре удалось завоевать сердце неприступной красавицы.
Несмотря на разницу в возрасте (ему — 19, ей — 24) между Екатериной и Григоре вспыхнул страстный роман, закончившийся свадьбой. Через год в молодой семье появился первый сын, Октавиан, еще через четыре — второй, Траян.
Григоре был на седьмом небе от счастья. И даже не догадывался, какое огромное счастье ждет его впереди.
«Взял бы я тебя, да локоны твои мне не подходят»
Однажды, после репетиции всех артистов попросили задержаться в зале. Как оказалось, приехал какой-то режиссер со студии «Молдова-фильм» подбирать актеров для нового фильма. Григоре очень не хотел оставаться — репетиция отняла все силы, да и дома ждали.
Режиссера, с которым так не хотел встречаться Григоре, звали Эмиль Лотяну. Но мог ли знать тогда молодой артист, что именно благодаря этому человеку он попадет в большое кино и станет звездой?
В тот раз Лотяну подыскивал актеров для картины «Красные поляны». Пообщавшись с Григориу, он сказал:
«Взял бы я тебя, да локоны твои мне не слишком подходят. А ведь постричься почти налысо ты, наверное, не захочешь».
Но когда на следующее утро Григоре появился в театре, все просто ахнули — на голове актера вместо буйной шевелюры красовался короткий «ежик».
По приказу режиссера Григоре ходил с привязанными к ногам гирями
Роль в «Красных полянах» Григориу получил. Правда, не главную, как он надеялся, а второстепенную пастуха Саввы Милчу. Кстати, этот фильм стал дебютом не только для Григоре, но и для начинающей артистки Светланы Фомичевой, которая впоследствии возьмет себе звучный псевдоним Тома.
На съемках картины Григоре впервые смог познакомиться с жестким стилем работы Эмиля Лотяну. Режиссер поднимал всех в пять утра и заставлял работать до поздней ночи. При этом он постоянно кричал на артистов, называл их бездарями и лентяями. Только позже Григориу понял, что, искусственно создавая напряжение на съемочной площадке, Лотяну добивается, чтобы натянутый нерв актеров перешел в кадр и передался с экрана зрителям.
С первого дня работы над картиной режиссеру не понравилась легкая походка Григориу. Поэтому он приказал артисту вне съемочной площадки привязывать к ногам гири. И действительно, проходив несколько дней с утяжелителями, Григоре стал ступать тяжело, как и требовалось его герою.
За три года Григориу снялся в восьми картинах
После «Красных полян» Григориу просто «заболел» кино. А поскольку, работая в Бельцах, шансов попасться на глаза режиссерам было маловато, он решил перебираться в столицу — Кишинев.
В Кишиневе Григоре поступил в труппу драматического театра «Лучафэрул», а Екатерина устроилась на телевидение режиссером детских программ.
Надежды актера оправдались — его стали приглашать в кино. За три года Григориу снялся в восьми картинах. В 1971 году о нем вспомнил и Лотяну, пригласив на одну из ведущих ролей в свой фильм «Лаутары».
После этого снова были съемки у других режиссеров — «Последний гайдук», «Порт», «Офицер запаса», «Гнев».
И вот наконец, в 1975 году, для актера Григоре Григориу наступил звездный час. Лотяну доверил главную роль Лойко Зобара в картине «Табор уходит в небо».
Танец на раскаленном листе металла превратился в настоящую пытку
Верный своим принципам, Лотяну хотел, чтобы артист «на своей шкуре» испытал, что значит быть цыганом и устроил так, что Григоре несколько недель прожил в самой настоящей цыганской семье. По воспоминаниям артиста, пребывание рядом с вольными людьми оказалось для него несладким — каждый вечер у них начинался с песен, а заканчивался драками и поножовщиной. Зато к окончанию «испытательного срока» Григоре уже точно знал, как будет играть своего героя.
Очередной раз испытать на себе жесткую методику Лотяну Григоре и Светлане Тома пришлось во время съемки эпизода с танцем. Чтобы добиться наибольшей достоверности, режиссер приказал положить на самом солнцепеке металлический лист. А когда он раскалился, скомандовал артистам стать на него.
Правда вначале актерам разрешено было танцевать в носках. Но они скользили по гладкому металлу и танец не получался. Тогда Лотяну потребовал снять носки и плясать босиком. По воспоминаниям Светланы Тома, после этого танец превратился для них с Григоре в настоящую пытку. Зато режиссер добился нужного ему накала страстей и небывалого отчаяния во взглядах.
Почувствовав, что нож входит во что-то мягкое, Григоре пришел в ужас
А еще на съемках «Табора» Григориу едва не умер… со страху. И опять-таки по вине Лотяну. Произошло это на съемках эпизода, в котором Лойко Зобар убивает Раду. Григориу знал, что на груди Светланы закреплена металлическая пластина, в которую должен упереться нож. И не ожидал, что режиссер втайне от него, положит на эту пластину мешочек с бутафорской кровью.
Поэтому, почувствовав, как нож входит подозрительно мягко и увидев кровь, Григоре просто ужаснулся. А позже этот его неподдельный ужас, запечатленный киноаппаратом, назвали одним из самых сильных кадров в фильме.
Цыгане во время показов «Табора» выкупали кинотеатры целиком
4 апреля 1976 года Григоре Григориу исполнилось 35 лет. Самым лучшим подарком на день рождения для него стала состоявшаяся на следующий день премьера фильма «Табор уходит в небо», после которой мало кому известный молдавский артист в одночасье стал звездой.
Картина моментально стала лидером проката — уже в первый год ее посмотрело почти 65 миллионов зрителей. Особой любовью фильм пользовался у цыган, которые на время показов выкупали кинотеатры целиком. Они приходили толпой, с детьми, пожитками и едой, выносили стулья и располагались прямо на полу. Но, как только начинала звучать музыка, вскакивали и пускались в пляс.
«С гастролей всегда привозил маме дорогие подарки»
Григоре Григориу был нарасхват не только у отечественных режиссеров, но и у их иностранных коллег. Однажды ему даже поступило предложение из Болливуда. Но советские чиновники держали своих артистов «на коротком поводке», поэтому за границей Григориу удалось поработать только в Румынии и ГДР.
Но Григоре особенно не печалился, его жизнь и без того была насыщена до предела — съемки, поездки на различные фестивали, бесконечные встречи со зрителями. А еще толпы восторженных поклонниц, которые буквально по пятам ходили за своим кумиром.
Но для Григоре всегда существовала только одна женщина — его любимая Екатерина.
«Отец всегда был очень чутким человеком в эмоциональном плане. Приезжая с гастролей всегда привозил маме дорогие подарки, например, украшения из жемчуга, красивые наряды. А вот цветы он ей не дарил — ему жалко было потом смотреть, как они увядают, и выбрасывать их» — ,вспоминает старший сын артиста Октавиан.
«У Эмиля Лотяну Григоре был готов сниматься всегда и везде»
«Ночь над Чили», «Агент секретной службы», «Емельян Пугачев», «Овод», «На Гранатовых островах», «Серебряный возраст» — это лишь малая доля картин, в которых снимался Григоре Григориу после «Табора».
По воспоминаниям сына, нередко отцу поступало сразу два, а то и три предложения одновременно, и он был вынужден некоторым режиссерам отвечать отказом. И только у Эмиля Лотяну Григоре был готов сниматься всегда и везде, причем даже в самых небольших ролях.
В 1978 году на экраны вышел очередной шедевр Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь», в котором Григориу сыграл практически бессловесную роль Полихрония Калидиса.
Еще через пять лет — картина «Анна Павлова», в которой молдавскому актеру снова достался лишь эпизод.
«Он мечтал что-то поставить сам, но не получилось»
В 1989 году Григоре Григориу сыграл короля в картине-сказке румынского режиссера Иона Попеску-Гопо «Мария, Мирабела в Транзистории». Эта роль стала для артиста последней — больше в кино он не снимался.
«В последнее десятилетие прошлого века молдавский кинематограф переживал глубокий кризис, а с театром у отца пути давно разошлись. Он мечтал что-то поставить сам, например, «Маленькие трагедии» Пушкина. Не получилось», — говорит сын актера.
По словам Октавиана Григориу, его отец сильно переживал свою невостребованность и пришедшее вместе с ней безденежье. Некогда перебиравший роли артист теперь соглашался на любую работу: концерт — так концерт, конкурс — так конкурс.
«На наших глазах мама сгорела за какие-то три месяца»
А в 1996 году в семью пришла еще одна страшная беда — умерла Екатерина, главная и единственная женщина Григоре, с которой он прожил 30 лет.
«Мама еще с молодости болела гепатитом, но он не проявлял себя, потому что она всегда следила за здоровьем. Во время переливания крови врачи заразили ее гепатитом D. на наших глазах сгорела за какие-то три месяца», — рассказывает старший сын Григориу.
Потеряв жену, Григоре замкнулся в себе, подолгу ни с кем не разговаривал. Вывести из депрессии его могла бы работа над новой ролью. Но, увы, никто ему этой роли не предлагал.
Прошло несколько лет, прежде чем боль от утраты стала понемногу стихать. Как раз в это время в 2001 году Григориу получил приглашение на фестиваль «Киношок», где снова встретился со своими давними коллегами по фильмам.
По воспоминаниям сына, вернулся отец воодушевленным и все ждал, что его вот-вот снова позовут на съемки. Но так и не дождался.
Мне было очень страшно видеть убийцу отца
В апреле 2003 года Григоре пережил новую потерю — скончался его «крестный отец» в кино Эмиль Лотяну. Как выяснилось, режиссер уже давно страдал от онкологического заболевания, но упорно отказывался лечиться, надеясь, что его крепкий организм справится сам.
Похоронив еще одного близкого человека, Григоре окончательно упал духом. Единственное, что хоть немного отвлекало его от грустных мыслей — это охота.
20 декабря 2003 года Григоре вместе с другом на рассвете выехали за город охотиться на диких гусей.
«Они остановили свою «Волгу» на обочине шоссе и сидя в ней ждали, когда подъедут еще одни их друзья. Туман еще не рассеялся, когда со встречной полосы на полном ходу вылетела «Мазда» и врезалась в их автомобиль», — рассказывает Октавиан.
Григоре, его друг и пассажиры «Мазды» погибли на месте. Водитель выжил, но остался на всю жизнь инвалидом.
«Спустя год был суд. Я один раз пришел туда. Мне было очень страшно видеть убийцу отца. Не стал требовать ни сурового наказания для него, ни денежной компенсации. Просто ушел с процесса и больше туда не ходил. Я даже не знаю, сколько лет дали виновнику аварии», — вспоминает Григориу-младший.
Через несколько дней после гибели Григоре Григориу на место аварии съехалось несколько сотен цыган. Отдавая дань памяти артисту, они устроили по своим обычаям трехдневный пир и панихиду. Несмотря на то, что после выхода «Табора» прошло уже 27 лет, Григоре для них навсегда остался другом и братом — настоящим цыганом.