Как менялась мода на нижнее белье.

Кружевные панталоны и первые комбинации

Само словосочетание «нижнее белье» окончательно вошло в обиход лишь к концу XIX века, хотя уже в начале этого столетия каждая женщина под верхнюю одежду надевала комплект исподнего, состоявший из нескольких предметов.

Наиболее простым и удобным предметом нижнего белья в XIX веке была сорочка для сна. Сорочка обычно была сшита из непрозрачного хлопка и доходила до пят, с длинными рукавами, часто украшенная кружевом и вышивкой.

Под сорочку было принято надевать подштанники или кальсоны, также у каждой женщины была роба — халат особого кроя, который дамы надевали поверх сорочки, если приходилось вставать с кровати посреди ночи.

Днем женщинам было положено надевать на себя гораздо больше предметов нижнего белья. Панталоны, которые изначально считались предметом гардероба куртизанок, теперь стали носить и аристократки, причем не только те, кто занимался верховой ездой и увлекался охотой.

Однако даже к концу столетия панталоны все еще были мало похожи на современные трусы. Две части панталон по-прежнему не сшивали между собой — делалось это из гигиенических соображений.

Поскольку в то время дамы носили корсеты, то именно корсетом панталоны и прижимались к телу, и, раздельные штанины позволяли не раздеваться при каждом визите в дамскую комнату.

Сшивать панталоны стали только в самом конце 19 века, однако и тогда более взрослые и консервативные дамы предпочитали носить привычную модель из двух штанин. В это же время панталоны стали рассматривать не только как предмет гигиенической необходимости, но и кокетства: появились ажурные и шелковые панталоны, украшенные рюшами, кружевом и вышивкой.

Нижняя сорочка — предмет гардероба, не уступавший по важности панталонам, — шилась из льна или хлопка и часто доходила до щиколоток. Это тоненькое платье было либо без рукавов, либо с короткими рукавами, чаще всего — узкого кроя.

Позднее в обиход вошел и укороченный вариант до талии — такую сорочку называли camisole («камисоль»). Главной функцией нижней сорочки была защита кожи от жесткого корсета.

В начале 1880-х годов панталоны и сорочки стали объединять в один предмет нижнего белья — комбинацию. Сделано это было для большего удобства и сокращения числа одежды, которую женщине нужно было надевать на себя ежедневно.

У комбинации обычно была застежка, доходившая до шеи, и длинные рукава, к началу 20 века их также стали украшать кружевом и вышивкой.

Корсет и кринолин: прекрасные и ужасные

Поверх панталон и сорочки дамы надевали нижнюю юбку, которая была призвана сохранять тепло и придавать форму платью. До 80-х годов XIX века в моде был узкий силуэт платья, поэтому и нижние юбки почти прилегали к ногам, однако вскоре в моду вернулся турнюр, и нижние юбки стали шире и свободнее.

Для поддержания формы таких платьев нужны были нижние юбки из специальной жесткой ткани — кринолина. Чаще всего нижняя юбка из кринолина доходила до колен или немного ниже. Такую юбку надевали поверх корсета, а сверху полагалось иметь еще несколько белых юбок из хлопка.

По мере того как юбки продолжали расширяться, производители предлагали разные формы кринолинов — например, юбку, в которую вшивались обручи из стали или китового уса. Со временем у каждой аристократки появилось два обязательных вида кринолина: для повседневной одежды и для выхода в свет.

Первый вариант представлял собой узкую у талии и постепенно расширяющуюся к подолу маленькую нижнюю юбку. Кринолины же для вечерних туалетов были шире, длиннее и объемнее, особенно в части под спиной — для поддержания шлейфа.

На протяжении всего XIX века кринолины то исчезали, то вновь входили в моду, а последний «звездный час» таких юбок пришелся на самый конец столетия, после чего жесткие нижние юбки благодаря реформе нижнего белья навсегда исчезли из женского гардероба.

Среди всего многообразия нижнего белья тех времен отдельного упоминания, безусловно, заслуживает корсет. Первый прародитель корсета появился еще у древних римлян, которые изготавливали его из ткани. Позже крой корсета все время усложнялся: при его пошиве стали использовать железные и деревянные бруски, шнуровку.

В XV-XVI веках европейских женщинам приходилось особенно тяжело: корсеты превратились в сложную металлическую конструкцию со стальными болтами — с их помощью теперь было принято делать грудь практически плоской.

В это же время Екатерина Медичи ввела в моду талию обхватом 33 сантиметра, и у женщин, вынужденных соответствовать стандартам красоты, часто появлялись проблемы с пищеварением или просто постоянные боли от ношения столь сковывающей одежды.

Именно тогда врачи впервые начали бить тревогу: некоторые из них даже утверждали, что четыре из пяти женщин умирают из-за ношения корсета. После Великой французской революции корсеты вышли из моды, однако совсем ненадолго: уже в 1810 году женщины вновь начинают его носить, а с 1820-х годов производство корсетов становится промышленным.

С этого момента и до конца века дамы не выходили из дома без корсета: этот предмет одежды считался едва ли не главным предметом, формирующим женский образ и придающий фигуре нужные, «правильные» изгибы. Корсет одновременно подчеркивал все необходимое и убирал лишнее, а состоятельные дамы почти всегда заказывали себе пошив корсета по индивидуальным меркам.

«Женское рабство» и выступления феминисток

Создавая каждой женщине идеальную по стандартам времени фигуру, корсет при этом ограничивал объем легких на 20-30 процентов, и к концу XIX столетия в различных изданиях все чаще стали появляться изображения, наглядно демонстрировавшие вред, наносимый женскому организму корсетом.

Именно эти картинки и все чаще звучавшие предостережения врачей приблизили начало реформы женского нижнего белья, продолжавшейся до второго десятилетия XX века.

Впервые официальная организация, выступавшая против деформации женского тела, была создана в Англии и называлась «Эстетическое движение». К организации примыкало все больше и больше женщин, призывавших отказаться от вредного предмета гардероба и заменить его на более практичный и безвредный вариант.

Одной из активисток в борьбе за освобождение женщин была французская писательница Жорж Санд, выбравшая весьма оригинальный способ протеста: Санд начала выходить в свет в мужском костюме и шляпе, объясняя это тем, что вся существующая женская одежда попросту неудобна и вредна.

Следовать примеру француженки стали и женщины из других европейских стран, настаивавшие на том, что корсет — это орудие пытки и женского рабства. Другая француженка — врач Парижской медицинской академии Гош Саро — в 1903 году сама разделила корсет на две части — верхнюю и нижнюю, бюстгальтер и пояс.

Окончательное избавление женщин от ненавистного корсета произошло благодаря усилиям парижского модельера Поля Пуаре — одного из главных реформаторов моды XX века.

Источник: april-knows.ru