Приступая в 1976 году к съемкам картины «12 стульев», режиссер Марк Захаров, несомненно, сильно рисковал — ведь и пяти лет не прошло, как на экранах с большим успехом прошла аналогичная экранизация Леонида Гайдая. И, действительно, при первом показе по телевидению 4-х серийный фильм Захарова с треском провалился. И только по нескольку раз пересмотрев обе версии «12 стульев», зрители поняли: сравнивать картины просто глупо, каждая из них хороша по-своему.
Сегодня, спустя 43 года после выхода захаровских «12 стульев», трудно даже представить, что когда-то этот шедевр кинематографа не имел успеха. Жаль только, что многие артисты уже ушли из жизни. Давайте вспомним 4 актеров-звезд из этого фильма, которых уже нет с нами.
Андрей Миронов — Остап Бендер
В отличие от Гайдая, который нашел исполнителя роли Бендера только с 23-й попытки, Марк Захаров сразу знал, что Остапом у него будет только Миронов.
«Миронов — феерический актер. Это благодаря его таланту и музыкальным способностям наш фильм превратился в самый настоящий мюзикл», — говорил режиссер.
По словам Захарова, строки: «О, наслажденье скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите – я играю», звучащие в одной из песен, в равной степени можно отнести и к Остапу Бендеру, и к самому Андрею Миронову.
Интересно, что запись песен в «12 стульях» давалась всегда поющему Миронову очень нелегко. По воспоминаниям композитора Геннадия Гладкова, у актера внезапно обнаружился «музыкальный комплекс». С одной стороны, он очень любил и хотел петь. А, с другой, понимал, что музыкальные способности у него средние и боялся попасть впросак.
«Миронов каждый раз долго и мучительно готовился к записи, повторяя, что сегодня у него ничего не получится — голос не звучит, нет посыла и тому подобное. Потом, взяв себя в руки, просил наиграть мелодию и внимательно ее слушал. После этого заставлял меня самого спеть, записывал на магнитофон и уходил. Дома он старательно выучивал песню с моего голоса и только на следующий день уже был готов записывать ее сам», — вспоминал Геннадий Гладков.
Тем не менее, песни «Белеет мой парус», «Танго Остапа», «О Рио, Рио» и «Билет на пароход» и сегодня, спустя более чем 40 лет после выхода фильма, с удовольствием напевают не только люди старшего поколения, но и молодежь.
Анатолий Папанов — Киса Воробьянинов
Анатолий Дмитриевич Папанов, как и Андрей Миронов, попал в картину без всяких проб.
«Миронов и Папанов — это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил, они были сразу» ,— рассказывал Марк Захаров.
По воспоминаниям режиссера, оба исполнителя главных ролей буквально с первого съемочного дня «почувствовали» друг друга и всегда работали слаженно, не перебивая, а дополняя один другого. Впрочем, это не удивительно. Потому что творческий тандем Миронов-Папанов появился задолго до съемок «12 стульев».
Крестным отцом их дуэта стал режиссер Эльдар Рязанов. В его картине «Берегись автомобиля» Миронов сыграл афериста и жулика Диму Семицветова, а Папанов — его тестя-солдафона. Кто не помнит его замечательную фразу: «Тебя посодют, а ты не воруй!»
Второй раз артисты встретились в «Бриллиантовой руке» у Гайдая в ролях Геши Козодоева и Лелика. Кстати, в этой картине они оба впервые запели. Правда, Миронову досталась целая песня «Остров невезения», а Папанову только одна строчка: «Я встрэтил вас и усе былое…».
Захаровские «12 стульев» стали третьим и, к сожалению, последним фильмом этого дуэта. После него Миронов и Папанов уже не пересекались на съемочной площадке. Тем не менее, совсем их пути не разошлись, ведь оба служили в одном и том же театре Сатиры и часто играли в одних и тех же спектаклях. Например, в «Ревизоре» (Городничий и Хлестаков), «Горе от ума» (Фамусов и Чацкий), «Вишневом саду» (Лопахин и Гаев).
Кстати, несмотря на совместную работу, в обычной жизни Миронов и Папанов не только не дружили, но и практически не общались.
Любовь Полищук — девушка мечты Остапа Бендера
Актрису Любовь Полищук нашли ассистенты режиссера, а сам Марк Захаров познакомился с ней только во время съемок. С совсем небольшой ролью «девушки мечты Остапа» Полищук справилась настолько блестяще, что режиссер был уверен — перед ним актриса со стажем. И только после окончания съемок Захаров с удивлением узнал, что «12 стульев» — это дебют Полищук в кино.
Кстати впоследствии, вспоминая работу в «12 стульях», Любовь Полищук назвала ее самой сложной за всю свою актерскую карьеру. Кроме того, по словам актрисы, роль девушки принесла ей не только славу и успех, но и стала причиной проблем со здоровьем.
Именно во время съемок зажигательного танго с Андреем Мироновым Любовь Григорьевна получила свою первую травму позвоночника.
«Сначала забыли положить подушки, и Миронов грохнул меня о цементный пол. В полуинвалидном состоянии я продолжала танцевать, но теперь уже сам Андрей в порыве танца разбросал положенные подушки ногами и снова уронил меня на цемент», — рассказывала Полищук.
Но и это было еще не все. По задумке режиссера, Миронов, танцуя, должен был головой актрисы открывать дверь и разбивать оконное стекло. И в этом месте тоже возникли неполадки. Первоначально стекло закрепили чересчур крепко, и оно никак не хотело разбиваться («Миронов меня о него бил, бил — никак не прошибало!»). Зато в следующий раз стекло держалось еле-еле и, как только Полищук ударилось в него головой, оно раскололось на две части. Причем нижняя часть рассыпалась на осколки, а верхняя упала целиком. И если бы не мгновенная реакция актрисы, то не миновать бы большой беды.
Неудивительно, что, когда отсняли последний, 14 дубль, на Полищук было страшно смотреть — вся в синяках и царапинах, в разорванном платье, со слезами на глазах.
В 2000 году позвоночник актрисы снова пострадал, на этот раз в автомобильной аварии. После этого здоровье артистки стало резко ухудшаться. А еще спустя 5 лет, в 2005, врачи обнаружили у Полищук саркому — одну из самых страшных форм онкологии. К сожалению, ни операция по удалению части позвоночника, ни интенсивное лечение, не привели к успеху. 28 ноября 2006 года Любовь Полищук скончалась на 58 году жизни.
Олег Табаков — Альхен
На роль «голубого воришки» Альхена Марк Захаров решил пригласить Олега Табакова. И, конечно же, не прогадал.
«Табаков — это самый серьезный сочинитель, творец и выдумщик, и самый веселый человек в театральном мире, которого я никогда не видел нахмурившимся. Свой неистощимый оптимизм он принес в наш фильм и подарил его зрителю», — говорил Захаров.
Готовясь снимать сцену первого знакомства Альхена с Бендером, Захаров в шутку попросил Табакова сыграть с ощущением, что у его героя вот-вот выкатится из глаза скупая мужская слеза. В ответ артист на полном серьезе спросил: «Из какого глаза?». «Ну, допустим, из левого». «А на каком такте?». «Ну, давайте, на третьем».
«Далее произошло нечто удивительное, от чего я до сих пор содрогаюсь от восторга: Табаков встретился с Андреем Мироновым в роли Остапа и ровно на третьем такте из его левого глаза выкатилась слеза», — вспоминал режиссер.
Когда после окончания съемок эпизода ошеломленный Захаров стал расспрашивать артиста, как ему это удалось, Олег Табаков ответил:
«А у меня организм всегда заточен под любую реакцию».
Сегодня, когда экранизация «12 стульев» Марка Захарова считается шедевром советского кинематографа, трудно поверить, что первый показ фильма по телевидению был провальным. Но, к счастью, время все расставило по своим местам и, как сказал сам режиссер:
«Эту картину, как хорошее вино, распробовали с годами».