Мария Каллас: божественная

Апполинария,
редакция Femmie

Знаменитая оперная дива, чей уникальный голос и талант актрисы сделали оперу популярнее и вывели на новый уровень, расширив границы этого вида искусства. А соперничество Марии с Жаклин Кеннеди и трагическая история её любви привлекают внимание биографов по сей день

1. Вундеркинд

Мария Каллас свой необыкновенный талант проявила ещё в раннем детстве. Под руководством матери она с трёх лет регулярно слушала классическую музыку, в пять стала учиться игре на фортепиано, а с восьми лет начала заниматься вокалом.

В 13 мама увезла Марию из Нью-Йорка, где она родилась, на историческую родину – в Афины. Там девочка поступила в консерваторию и продолжила заниматься вокалом у знаменитой испанской певицы Эльвиры де Идальго.

В эти годы завершился первый этап становления Марии Каллас как оперной певицы. С 14 лет она уже регулярно выступала на профессиональной сцене. Вплоть до окончания Второй мировой войны Мария жила в Греции, выступая на сцене Афинской оперы и осваивая самые известные оперные партии.

2. Итальянский дебют

Первый настоящий успех пришёл к Марии Каллас в 1947 году, когда она получила приглашение выступить на сцене знаменитого итальянского амфитеатра Арена ди Верона. В начале XX века амфитеатр прославился оперными постановками. Там выступали самые известные оперные певцы и дирижёры.

Мария вышла на сцену в опере «Джоконда» Понкьелли, а дирижёром постановки был знаменитый итальянец Туллио Серафин, встреча с которым оказала огромное влияние на творческую судьбу Каллас. Именно выступление в Вероне многие считают настоящим дебютом певицы, ведь только после него о ней узнал весь оперный мир.

Вскоре после Вероны Мария Каллас отправилась в Венецию, где спела главные партии в опере Пуччини «Турандот» и опере Вагнера «Тристан и Изольда». А в 1951 году Мария вышла на сцену знаменитого миланского зала «Ла Скала», где исполнила партию Елены в опере Верди «Сицилийская вечерня».

Буквально за 4 года Каллас стала одной из лучших оперных певиц своего времени, прочно утвердив свою славу на родине оперного искусства.

«В тот же год феномен Марии Каллас вспыхнул новой звездой на мировом оперном небосводе. Сценический талант, певческая изобретательность, необычайное актерское дарование — все это самой природой было даровано Каллас, и она сделалась ярчайшей величиной. Мария встала на путь соперничества с молодой и столь же агрессивной звездой — Ренатой Тебальди», – вспоминал знаменитый певец Марио Дель Монако об открытии Марией сезона 1953 года в «Ла Скалле».

3. Драматическая колоратура

Мария Каллас обладала уникальным и не совсем обычным для оперной певицы голосом. Сама она называла его «драматической колоратурой».

Некоторые любители «чистого» оперного искусства находили в манере пения Марии Каллас явные недостатки и шероховатости. Как пишут специалисты, в среднем регистре у Каллас слышался несколько приглушенный тембр, и, если одни видели в этом особое очарование, другие считали изъяном.

«Каллас легко справлялась со всеми вокальными трудностями, но гамма ее не производила впечатления однородной. Середина и низы были гортанными, а крайние верхи вибрировали», – говорил певец Марио Дель Монако.

Однако со временем и он, и другие скептики вынуждены были признать, что так называемые недостатки своего голоса, Каллас смогла превратить в достоинства. Она звучала так, как никто другой, и добивалась нужного художественного эффекта не голой техникой вокального искусства, но целостностью и драматургической глубиной воплощаемого образа.

«Мария Каллас сумела утвердить свой собственный стиль», – говорил Дель Монако, признавая, что все недостатки голоса Марии стали «составной частью ее артистической личности и в каком-то смысле повысили исполнительскую оригинальность».

При этом Мария Каллас виртуозно владела собственным голосом, и могла петь самые различные партии – и драматические, и лирические, и колоратурные. Она обладала сопрано с очень широким диапазоном, что само по себе встречается не слишком часто.

Оперный обозреватель Александр Матусевич замечает, что широкий диапазон – не главная характеристика уникальности голоса Марии Каллас. Он отмечает такие качества, как гибкость, подвижность и интенсивность звучания голоса певица. Мария могла петь во всех регистрах, не снижая уровня проработки деталей даже самых виртуозных вокальных фигур, а также плотности и насыщенности звукового потока. Всё это делает голос узнаваемым, запоминающимся, уникальным по силе и глубине выразительности.

«Голос Каллас, быть может, некрасив, или недостаточно красив, но он воистину прекрасен!» – пишет Матусевич, указывая, что красота голоса Марии Каллас не укладывается в традиционные представления о вокальном искусстве, но расширяет их.

4. Трагическая актриса

Практически все знатоки оперного искусства сходятся в одном: Мария Каллас не просто оперная певица, она – величайшая трагическая актриса своего времени.

Сама она также придавала огромное значение не просто вокальной технике, но целостности производимого эффекта. И в этом смысле большой шаг Мария сделала во время сотрудничества со знаменитым режиссером Лукино Висконти на сцене театра «Ла Скала».

«Именно Висконти научил меня играть на сцене. — говорила она. — И я храню к нему глубокую любовь и благодарность. На моем рояле только две фотографии — Лукино и сопрано Элизабет Шварцкопф, которая из любви к искусству учила всех нас. С Висконти мы работали в атмосфере истинного творческого содружества. Но, как я говорила много раз, важнее всего другое: он первый дал мне доказательство, что мои предшествующие искания были верными. Ругая меня за различные жесты, казавшиеся публике красивыми, но противоречившие моей природе, он заставил меня многое передумать, утвердить основной принцип: максимальная исполнительская и вокальная выразительность с минимальным использованием движений».

Висконти поставил несколько опер с Марией Каллас, прежде всего, «Весталку» Спонтини и «Травиату» Верди. Именно после этих постановок за Каллас закрепился неофициальный титул La Divina – божественная.

5. Поп-звезда

К середине 50-х среди любителей и знатоков оперы Мария в самом деле почиталась едва ли не как богиня.

Записи её опер были выпущены солидным тиражом на пластинках. Она выступала в лучших залах Европы, а в 1954 году дебютировала и в США, на сцене «Лирик-опера» в Чикаго. В 1956 году Каллас начала сотрудничать с «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. В 1958 году концерт певицы в Парижской опере транслировался по радио и телевидению и по оценкам специалистов его аудитория превысила 40 млн человек – для такого подчёркнуто элитарного искусства как опера цифра совершенно немыслимая.

Всё это сделало Марию звездой мировой величины. И хотя с начала 60-х у Каллас начались проблемы с голосом, и она начала готовиться уйти со сцены, тиражирование уже сделанных записей вело к дальнейшему росту её славы. К тому времени она превратилась в живую легенду.

6. Соперница Жаклин Кеннеди

Впрочем, к концу 50-х Каллас привлекла внимания широкой общественность не только своим искусством. На пике карьеры она ко всему прочему стала ещё и героиней светской хроники. Виной том – запутанные отношения со знаменитым греческим миллиардером Аристотелем Онассисом.

До знакомства с этим своим соотечественником Мария 10 лет прожила в браке с итальянским промышленником Джованни Менегини. Он был старше певицы почти на 30 лет и был безумно влюблен не только в нее, но и в оперу. Встретив Каллас, Менегини оставил свой бизнес и фактически стал продюсером и менеджером своей молодой жены.

После знакомства Марии с Онассисом её брак с Менегини распался. Однако счастливой истории любви с миллиардером не случилось.

Хотя Онассис развелся и появлялся с Марией Каллас на публике, до алтаря пара так и не дошла. Мария и Аристотель постоянно ссорились, расходились и сходились снова. Так целых 9 лет. Точка в этих отношениях была поставлена в 1968 году, когда Онассис сделал свой окончательный выбор и женился на Жаклин Кеннеди.

7. Медея

В 1969 году Каллас в очередной раз доказала свой необыкновенный артистический талант, но на этот раз не на оперной сцене. Она сыграла главную роль в фильме Паоло Пазолини «Медея».

Роль Каллас в этой картине почти без слов, но играет она с такой силой, что слова о «величайшей трагической актрисе» находят дополнительное подтверждение. Каллас сыграла всего одну роль в кино, но благодаря ей вошла в его историю.

В некотором смысле можно сказать, что миф о Медее в перевернутом виде имел место и в реальной жизни Марии. Она согласилась убить своего нерожденного ребенка (хотя и очень хотела иметь детей), чтобы удержать мужчину, а не отомстить ему, как мифическая героиня.

Незадолго до расставания с Каллас Онассис вынудил её сделать аборт, заявив, что у него уже есть наследники и в противном случае он уйдёт от неё. Певица пошла на эту жертву.

«Мне потребовалось четыре месяца, чтобы прийти в себя. Подумайте, как бы наполнилась моя жизнь, если бы я устояла и сохранила ребенка», – говорила она впоследствии.

О своём решении жениться на Жаклин Кеннеди Онассис сообщил Марии даже не лично, а через посыльного. Говорят, что в ответ тот услышал: «Обратите внимание на мои слова. Боги будут справедливы. Есть на свете правосудие».

Вскоре после этого погиб в авиакатастрофе единственный наследник Онассиса. А через какое-то время, уже после смерти самого миллиардера, от передозировки умерла и его дочь. Склонные к мистическому толкованию, обычно видят здесь ту самую «божью кару», которую предрекла Мария Каллас Онассису.

8. Загадка смерти

Мария Каллас умерла 16 сентября 1977 года в Париже. Ей было всего 53 года. Наиболее вероятной причиной смерти называют остановку сердца, но существуют и другие версии.

Так, итальянские врачи Франко Фусси и Нико Паолилло считают, что знаменитая певица могла умереть от редкого заболевания дерматомиозита, которое и привело к осложнениям в виде инфаркта.

Это, впрочем, вполне согласуется с первоначальной версией. Однако вокруг смерти легендарной певицы со временем стали появляться и слухи об убийстве.

Режиссер Франко Дзеффирелли выдвинул версию, что Мария Каллас могла быть отравлена своей ближайшей подругой пианисткой Вассо Деветци. В последние годы она фактически жила вместе с певицей, следила за распорядком её дня и графиком приема лекарств.

После смерти Марии Вассо настояла на кремации, да еще и получила значительную сумму в качестве наследства. Всё это вызвало подозрения и обвинения в её адрес, но доказать или опровергнуть их пока никому не удалось.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook