Картина режиссера Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» вышла на экраны в 1976 году и моментально стала суперпопулярной, причем не только в СССР. «Табор» закупили 112 стран — этот рекорд не удалось побить ни одному советскому фильму.
Кстати, своим небывалым успехом картина во многом обязана тому, что помимо профессиональных актеров в ней снимались самые настоящие кочевые цыгане. Но был один нюанс — реальные цыганки играть Раду почему-то категорически отказывались.
«Молдова-фильм» в съемках отказал
Идея снять фильм о жизни цыган пришла режиссеру Эмилю Лотяну еще в 1966 году. Но только спустя десятилетие он смог воплотить ее в жизнь.
Сценарий картины «Табор уходит в небо» Лотяну написал сам, взяв за основу ранние рассказы Максима Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
До сих пор все свои фильмы Лотяну снимал на киностудии «Молдова-фильм». Однако от «Табора» руководители студии по непонятным причинам отказались. Поэтому снимать цыганскую драму режиссер отправился на «Мосфильм». И ничуть не пожалел об этом — оснащение «Мосфильма» было во много раз лучше молдавской киностудии.
Лотяну придумал сцены, которые не могли произойти у цыган
Еще в процессе написания сценария Лотяну знал, что главные роли в его картине — цыганки Рады и конокрада Лойко Зобара, будут играть Светлана Тома и Григоре Григориу. С обоими артистами режиссер был знаком больше 10 лет — они снимались в его предыдущих картинах «Красные поляны» и «Лаутары». Кроме того, Светлана Тома в то время была гражданской женой Лотяну.
Позже Эмиля Лотяну часто спрашивали, почему он не взял на роль Рады настоящую цыганку. Но режиссер всегда уходил от ответа, отделываясь ничего не значащей фразой: «Так решил худсовет».
Ответили на этот вопрос сами цыгане, снимавшиеся в картине. Оказалось, что Лотяну, для придания сюжету большего драматизма, придумал сцены, которые никогда не могли бы произойти в цыганском таборе.
В частности, ни одна незамужняя цыганская женщина ни при каких обстоятельствах не обнажится перед мужчиной. А ведь одним из самых ярких моментов в картине была сцена, где Рада представала перед Зобаром топлесс.
Кроме того, ни одна цыганка не будет высмеивать мужчину перед остальными цыганами, как это делала главная героиня. Этот эпизод в сценарий Лотяну тоже добавил с художественной целью.
Вот почему цыганские женщины ни за что не согласились бы играть Раду. По-видимому, Лотяну, несколько лет изучавший жизнь и нравы кочевого племени, об этом хорошо знал. Поэтому и утвердил на роль Рады профессиональную актрису.
Светлана Тома чуть не утонула в реке
Эпизод, в котором Рада и Зобар купаются, снимался в Закарпатье. Местом выбрали горную речку Тиса. Съемки проходили осенью, поэтому вода была ледяная. Быстро оценив глубину реки, актеры решили, что опасности нет. Светлана Тома и Григоре Григориу намазались гусиным жиром, чтобы не простудиться.
Когда актеры оказались в воде, исполнительница роли Рады поняла, что началось то, чего никто не ожидал.
«Во-первых, сразу — глубоко. Во-вторых, все мои восемь юбок моментально намокли, и я стала очень тяжелой, Гриша пытается меня как-то удержать, но я очень тяжелая в этих юбках, а река быстрая. Меня понесло течением, но съемку не останавливают. И у меня началась истерика. Я поняла, что уже ухожу под воду, а нас никто не спасает», — вспоминала в интервью Светлана Тома.
На съемках этой сцены была на вся группа, а всего 4 человека – из-за «обнаженки» главной героини. Поэтому, когда режиссер сказал «Стоп», Светлану и Григоре уже унесло течением довольно далеко. Но все обошлось — их вытащили из воды.
«Смотрите — они умнее всех вас!»
Для того, чтобы создать атмосферу настоящего табора, требовались настоящие цыгане. Поначалу Лотяну решил задействовать оседлых цыган из Московского театра «Ромэн». И вскоре на съемочной площадке появились целые династии — Волшаниновы, Жемчужные, Бузылевы. Они стали не только артистами и певцами, но и консультантами.
Приехала даже легендарная цыганская актриса Ляля Черная, сыгравшая в картине роль старой цыганки-травницы.
Несмотря на то, что московских цыган хватало даже с избытком, Лотяну не переставал искать исполнителей. Ему хотелось, чтобы в картине участвовали не только оседлые, но и настоящие кочевые цыгане, которых почти не коснулась цивилизация.
В поисках «фактуры» режиссер исколесил всю страну — Сибирь, Урал, Забайкалье. Кроме того, на Закарпатье, недалеко от города Виноградов, где проводилась большая часть натурных съемок, киношники обнаружили настоящий кочующий табор.
Как вспоминал артист Серджиу Финити, исполнитель роли Бубули, Лотяну был на седьмом небе от счастья и тут же привлек кочевников к съемкам.
«Лотяну говорил: «Смотрите —безграмотные, без паспортов, а какие полиглоты. Знают венгерский, польский, русский, румынский. Они умнее всех вас!». И правда, в них было то, чего не было у московских цыган. Мы видели их пыл в массовках, это было неповторимо!», — вспоминал Финити.
«Бузылев — цыган и по крови и по нравам»
Интересно, что все цыгане — и московские, и кочевые, главным условием своего пребывания на съемочной площадке поставили правдоподобность всех сцен.
Например, Дмитрий Бузылев, исполнивший роль брата Рады, больше всего запомнился зрителям благодаря эпизоду драки на ярмарке.
Узнав, что ему придется драться бутафорским ножом, Бузылев, потомок сибирских кочевых цыган, смертельно обиделся и заявил: «Или на настоящих, или никак».
«Бузылев — цыган и по крови и по нравам. А с ножом у них контакт близкий с давних времен. Там не пошутишь, на цыганскую девушку не глянешь — возьмут на ножи. Поэтому на съемках они дрались на настоящих ножах», — рассказывал артист Всеволод Гаврилов.
«Цыганский народ меня не поймет!»
Несмотря на огромное желание сниматься, цыгане оказались очень обидчивыми. В особенности, когда это касалось их профессиональных талантов.
Так, при съемках одной из сцен, Лотяну попросил гитариста Белаша Вишневского, сыграть всего один аккорд. Однако, как только камера остановилась возле цыгана, он выдал не аккорд, а целую партию. В следующих дублях произошло то же самое.
«Наконец, разъяренный Лотяну заорал: «Белаш, я же аккорд прошу, а не целую песню».
В ответ Вишневский, разозлившись не меньше режиссера, дернул гитару и закричал: «Я известный гитарист и цыганский народ меня не поймет! Подумает, разучился я совсем играть».
Самой юной актрисой в фильме стала 8-летняя Алена Бузылева. В эпизоде, когда Лойко Зобар приходит в табор, маленькая цыганочка исполнила песню «Нацэ ноха» (в переводе «Юбки нет»). Причем исполнила настолько профессионально, что зрители не могли поверить в то, что столь мощный голос принадлежит такой малышке.
Цыгане приходили на просмотр целым табором
Премьера картины «Табор уходит в небо» состоялась 5 апреля 1976 года. Фильм моментально стал лидером проката — уже в первый год его посмотрели 65 миллионов зрителей.
Огромной популярностью «Табор» пользовался у цыган. Они приходили на просмотры целым табором — с детьми и пожитками. Выкупив полностью кинотеатр, цыгане выносили стулья и располагались прямо на полу. Причем, по ходу действия, часто вскакивали и танцевали вместе с героями.