Артиста Александра Михайлова большинство кинолюбителей запомнили только по роли Сани Григорьева в первой экранизации романа Вениамина Каверина «Два капитана». И действительно, ролей в кино у Михайлова было совсем немного. Ведь главной работой для него всегда оставался родной МХАТ.
Хотя Михайлов не принимал участия в театральных разборках, он всегда очень переживал любые закулисные проблемы и неурядицы. Возможно это и стало причиной смертельной болезни артиста.
Боевые киносборники стали первым опытом Михайлова в кино
Александр Михайлов родился 14 сентября 1922 года в Москве в обычной семье. Отец его был служащим на заводе, а мама работала корректором в одной из столичных газет.
С раннего детства у Саши проявилась тяга к актерству. Уже в начальной школе он стал завсегдатаем театрального кружка, а в старших классах сделался одним из самых активных участников школьной драматической студии.
Закончив в 1940 году школу, Саша Михайлов поступил во ВГИК, но проучиться успел всего год — началась война. Михайлов и его однокурсники, как и многие другие жители Москвы, были мобилизованы на трудовой фронт — рыть окопы, устанавливать противотанковые заграждения.
Кроме того, ВГИКовцев часто привлекали для съемок популярных в то время боевых киносборников. Это и стало первым опытом Александра в кино: в октябре 1941 года в одной из короткометражек он сыграл небольшую роль чешского мальчика Франтишека, а спустя год, в очередном киносборнике «Лесные братья» перевоплотился в юного партизана.
Парень понял, что хочет быть не киношным, а театральным артистом
В 1942 году Михайлов вместе с другими молодыми актерами был вызван в Сталинабад (нынешний Душанбе), куда эвакуировалась киностудия «Союздетфильм». Здесь за неполный год Александр успел сняться в нескольких фильмах, причем в одном из них — «Мы с Урала» даже сыграл главную роль.
Вернувшись в 1943 году Михайлов уже в качестве штатного актера Союздетфильма принял участие в работе еще над двумя картинами — «Небо Москвы» и «Это было в Донбассе». Но, несмотря на кое-какой опыт работы в кино, Александр чувствовал, что ему недостает профессионального образования. Кроме того, парень понял, что хочет быть не киношным, а театральным артистом.
Поэтому Михайлов решил не восстанавливаться во ВГИКе, а поступил учиться в Школу-студию МХАТ, которую успешно закончил в 1948 году.
О молодом артисте заговорили в театральных кругах
Незадолго до выпуска Александр оказался перед довольно непростым выбором. Дело в том, что, как выпускник Школы-студии он вполне мог попасть в прославленную труппу МХАТа. Правда, первое время ничего, кроме второстепенных ролей и массовки здесь молодому артисту не светило.
В то же время Михайлов получил приглашение от главного режиссера Центрального детского театра, который пообещал сразу же ввести его на главную роль в постановку «Два капитана» по роману Вениамина Каверина.
Немного подумав, Михайлов выбрал второй вариант и не прогадал. После премьеры «Двух капитанов» в московских театральных кругах заговорили о молодом талантливом актере и все спектакли с его участием проходили с неизменным аншлагом.
Буквально через полгода, в марте 1949 года Михайлов сыграл еще одну главную роль — майора Добрынина в постановке «Я хочу домой» по пьесе Сергея Михалкова. За эту работу 28-летний актер был удостоен Сталинской премии третьей степени.
Во МХАТе Михайлову стали давать сложные драматические роли
Несмотря на то, что в Детском театре у Михайлова были сплошь главные роли (Чацкий в «Горе от ума», Владимир Дубровский в «Дубровском», Жадов в «Доходном месте»), он не переставал мечтать о МХАТовской сцене. И, когда в 1953 году представилась возможность, сразу же перешел во МХАТ.
Теперь Михайлов был не просто студентом-выпускником, а уже довольно популярным артистом. Поэтому во МХАТе ему сразу стали давать драматические и лирико-романтические роли, требующие сложного внутреннего перевоплощения: Лермонтов в одноименной пьесе Бориса Лавренева, принц Флоризель в «Зимней сказке» Шекспира, Валерик в «Третьей патетической» Николая Погодина и другие.
Наряду с театральной успешно развивалась и кинокарьера Александра Михайлова. В 1953 году он сыграл роль учителя Тихона Ивановича в детском фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер». Буквально следом известный режиссер Иван Пырьев пригласил молодого актера в свой фильм «Испытание верности».
От однотипных ролей а-ля Саня Григорьев артист отказывался
В 1955 году Михайлову довелось второй раз перевоплотиться в героя «Двух капитанов» Саню Григорьева, только уже не на сцене, а в художественном фильме режиссера Владимира Венгерова. Выйдя на экраны, эта картина имела очень большой резонанс и Александр сразу же стал звездой.
Правда, роль в «Двух капитанах» не только прославила Михайлова, но и сослужила плохую службу. Отныне все кинорежиссеры предлагали ему только похожие роли а-ля Саня Григорьев, от которых Александр, не желая повторяться, отказывался.
Вот почему после «Двух капитанов» Александр Михайлов снялся всего в 10 кинолентах и то, половина из них — телевизионные версии МХАТовских спектаклей — «Последние», «Чеховские страницы», «Мятеж», «Так победим».
Тем не менее, даже эти немногочисленные работы актера в кино не остались незамеченными. Особенно понравились зрителям его роли в фильмах «Борец и клоун», «Неповторимая весна», «Гроза над Белой», «Степные раскаты». Недаром в 1963 году Александру Михайлову было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.
В жизни Михайлов был скромным и застенчивым
Интересно, что, играя на сцене и в кино людей жизнерадостных, веселых и общительных, в реальной жизни Александр Михайлов был совсем другим. По воспоминаниям коллег артиста, он был замкнутым, некоммуникабельным, очень скромным и застенчивым человеком и всегда сторонился шумных актерских посиделок и компаний.
В подробности своей личной жизни Михайлов тоже старался никого не посвящать. Известно лишь, что артист был дважды женат. Первый раз он женился на театральной художнице по костюмам Наталье Ефановой, родившей Михайлову дочь. Но супруга рано умерла, а вскоре ушла из жизни и девочка.
Второй женой Михайлова стала его коллега по МХАТу актриса Анна Горюнова, дочь знаменитых артистов Анатолия Горюнова и Веры Бендиной. Вскоре у них родился сын, названный в честь деда Анатолием.
Несмотря на скрытность Михайлова, коллеги знали, что второй его брак оказался на редкость удачным и счастливым. Семья, где всегда царили любовь и взаимопонимание, была для Александра настоящей отдушиной. Особенно это важно стало, когда в театре начались неурядицы.
Ефремов не позвал Михайлова с собой
Дело в том, что в 1970 году художественным руководителем МХАТа стал Олег Ефремов, которого Александр хорошо знал еще со студенческих лет. Ефремову нравилась игра Михайлова и он стал постоянно занимать его в своих спектаклях. В частности, дал роль Телегина в чеховском «Дяде Ване», которая стала своеобразной театральной визитной карточкой Михайлова.
Но в 1985 году в театре наступили смутные времена, и труппа раскололась на две части. Вскоре вместо одного МХАТа образовалось два — имени Чехова с Олегом Ефремовым во главе и имени Горького с руководителем Татьяной Дорониной.
Из-за своей застенчивости и скромности Михайлов не принимал участия в театральных разборках. Но в глубине души надеялся, что Ефремов позовет его к себе в труппу. Но Олег Николаевич не только не позвал, но и вывел Александра из всех своих спектаклей. А любимую михайловскую роль Телегина отдал Вячеславу Невинному.
Оставшись без работы Михайлов пал духом
Пришлось Михайлову оставаться в коллективе у Дорониной, где он тоже не слишком пришелся «ко двору». Александр так сильно переживал невостребованность в театре, что здоровье его стало резко ухудшаться.
В конце 80-х врачи обнаружили у Михайлова онкологию. Артист лег на операцию, но улучшения не наступило. Понимая, что болезнь не оставляет ему ни одного шанса, Александр ушел из театра.
Но, оказавшись без любимой работы, Михайлов окончательно пал духом. Постоянное нервное перенапряжение на фоне неизлечимого недуга вылилось в инсульт, который окончательно приковал артиста к постели.
14 марта 1992 года, не дожив полгода до своего 70-летия, Александр Михайлов скончался. Похоронили его на Новодевичьем кладбище рядом с могилами родителей жены.