Актрису Людмилу Шагалову любители кино хорошо помнят по ролям в фильмах «Не может быть», «Где находится нофелет», «Усатый нянь», «Остров сокровищ», «Женитьба Бальзаминова» и многим-многим другим. Но мало кто знает, что последние 12 лет жизни Шагаловой стали для нее настоящим испытанием. Что случилось со знаменитой актрисой и почему она почти полностью потеряла зрение?
«Чем драться, может, хочешь сниматься в кино?»
Детство будущей актрисы трудно назвать счастливым и безоблачным. Ее мама умерла, когда девочке было чуть больше двух лет. Оставшись вдовцом, отец Людмилы больше не женился. Но и уделять дочери много внимания Александр Шагалов не имел возможности: занимая пост заместителя наркома танковой промышленности, он сутками пропадал на работе. Поэтому все хлопоты по дому и воспитание девочки лежали на бабушке.
Лишенная жесткого родительского контроля, Людмила росла настоящим сорванцом и всегда умела постоять за себя. По воспоминаниям актрисы, своим обидчикам она никогда не давала спуску и если что могла пустить в ход кулаки. И даже не подозревала, что бойцовские качества сослужат ей хорошую службу.
Однажды, когда 14-летняя Людмила прямо возле школы затеяла драку со своей одноклассницей, к ним подошла незнакомая женщина. Разняв девочек, она внимательно посмотрела на Шагалову и сказала:
«Чем драться, может хочешь сниматься в кино?»
Как выяснилось, незнакомка была ассистентом режиссера со студии «Союздетфильм», набиравшей детей для картины «Семиклассники».
«Какая ты хитренькая, Ляля!»
Режиссером фильма был знаменитый Яков Протазанов, снявший такие шедевры, как «Праздник святого Йоргена», «Аэлита», «Бесприданница». Бойкая курносая девочка понравилась мэтру и он утвердил ее на одну из эпизодических ролей.
Во время съемок Людмила не тушевалась: она много импровизировала и даже подсказывала режиссеру, в каких сценах может еще появиться ее героиня. На это Протазанов с улыбкой говорил:
«Какая ты хитренькая, Ляля! Хочешь, чтобы я увеличил твою роль?»
Тем не менее, творческий подход Шагаловой понравился режиссеру и он действительно добавил в сценарий еще несколько эпизодов с ее участием.
Так Яков Протазанов открыл Людмиле дорогу в большое кино. Кстати, именно он впервые назвал Людмилу Лялей и это прозвище приклеилось к актрисе на всю жизнь.
Едва «Семиклассники» вышли в прокат, как Шагаловой поступило новое предложение — сыграть зрительницу в цирке в фильме «Высокая награда». Скорее всего, за второй картиной последовала бы третья, а потом четвертая, если бы в судьбу девушки не вмешалась война.
Шагалова два с половиной года проработала комендантом охраны
В 1940 году отец Людмилы был арестован и отправлен отбывать наказание в лагерь. А спустя год, девушка вместе бабушкой поехала на Урал в эвакуацию.
В Челябинске Шагалова почти два с половиной года проработала комендантом охраны на оборонном заводе. Про то, что когда-то снималась в кино и мечтала быть актрисой, девушка забыла. Теперь она решила стать переводчицей и в свободное от работы время занялась изучением немецкого языка.
И, действительно, вернувшись в Москву, Людмила первым делом взяла документы и отправилась в ИнЯз. Но, ожидая на остановке трамвая, увидела объявление о наборе студентов во ВГИК.
По воспоминаниям Шагаловой, в ее душе все внезапно перевернулось. Она тут же села в трамвай и поехала сдавать экзамены в институт кинематографии.
«На эти деньги мы купили себе шубы из цигейки»
В тот год во ВГИКе свой первый курс набирали Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Вместе с Людмилой Шагаловой на него попали Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Вячеслав Тихонов, Сергей Гурзо и Сергей Бондарчук.
Позже этот курс назовут «молодогвардейским» по названию картины, в которой Герасимов снял практически всех своих студентов. Людмиле досталась роль Валерии Борц, одной из немногих молодогвардейцев, которой посчастливилось остаться в живых.
После премьеры картины в октябре 1948 года ее создатели и актеры, сыгравшие главные роли, были удостоены Сталинской премии. В число счастливчиков попала и Шагалова.
«Нам пятерым актерам досталось сто тысяч, которые мы честно разделили на равные части. На эти деньги мы с Лялей Шагаловой купили себе по блату у одного человека шубы из цигейки в ГУМе», — вспоминала актриса Инна Макарова.
Интересно, что высокая награда, полученная Людмилой, помогла выжить ее отцу. После того, как лагерное начальство узнало о Сталинской премии, Александру Шагалову облегчили условия содержания. А в 1953 году после смерти Сталина он вышел на свободу.
«Если боишься, будем снимать куклу»
Закончив учебу в институте, Шагалова сразу же плотно стала сниматься в кино. Ее первой работой в качестве профессиональной артистки стал фильм Александра Довженко «Прощай, Америка!». Шагаловой в нем досталась роль стенографистки американского посольства Сесилии Вонг.
К сожалению, этот фильм постигла незавидная участь: он 45 лет пролежал на полке и был показан только в 1996 году.
Зато следующая картина с участием Людмилы — «Верные друзья» — имела большой успех, причем не только у нас в стране. В 1954 году на кинофестивале в Карловых Варах «Верным друзьям» присудили первый приз и особенно отметили работу молодой актрисы Людмилы Шагаловой.
По воспоминаниям Людмилы, это признание было ей особенно дорого: ведь на съемках «Верных друзей» она едва не погибла.
По сценарию героиня Шагаловой, работница конефермы, пытается остановить бегущий табун лошадей. Но неуправляемые кони сбивают ее с ног.
Людмиле было страшно сниматься в этой сцене и она попросила режиссера Михаила Калатозова заменить ее дублершей. А в ответ услышала:
«Не думал я, что актриса, снявшаяся в «Молодой гвардии» такая трусиха. Ну что же, если боишься, будем снимать куклу».
Устыдившись, Шагалова согласилась, но предупредила — она выдержит только один дубль. Но ей пришлось выдержать целых пять. И каждый раз, когда над лежащей на земле девушкой проносились разъяренные кони, она мысленно прощалась с жизнью.
«Господи, неужели я так плохо выгляжу?»
В последующие годы Шагалова продолжила активно сниматься. Самые известные ее работы — Людмила Иркутова в «Дело № 306», Нина в «Не имей 100 рублей», Дуся в «Ровесник века», Надежда Федоровна в «Дуэли», Тереза в «713 просит посадку».
Вот только все роли, которые доставались актрисе, были по-прежнему эпизодическими. А свою первую главную роль она сыграла только в 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова».
Правда, роль эта была довольно необычная: 39-летней красавице Шагаловой предложили сыграть 60-летнюю мать главного героя.
По словам Людмилы, первое, что ей пришло на ум после предложения, было:
«Господи, неужели я так плохо выгляжу?»
Но, подумав, актриса все-таки согласилась сниматься и нисколько не пожалела об этом. Напротив, роль старухи Павлы Петровны стала своеобразной визитной карточкой Шагаловой.
«Матушка Бальзаминова стала как бы моим персональным «штирлицем». Кроме того, я поняла, что мне не чужды характерные и возрастные роли», — шутила Людмила.
«Терпеть порой не хватало сил»
Самое неприятное, что пришлось пережить Людмиле на съемках «Бальзаминова» — это грим. Чтобы состарить и обезобразить актрису, ее по 2-3 часа ежедневно держали в кресле гримера.
«Тут тянут, там рисуют, там клеят. И все так болезненно, что терпеть порой не хватало сил. А в зеркало я даже не смотрела, чтобы не видеть кого из меня лепят», — вспоминала Шагалова.
Единственное, что хоть немного примиряло Людмилу со своей участью — то, что мучения терпела не только она, но и Георгий Вицин, игравший ее сына.
Правда, у Вицина все было с точностью до наоборот: чтобы сделать из 46-летнего актера 20-летнего Мишу Бальзаминова, его всеми средствами омолаживали. Однажды, устав от всех этих процедур, Вицин даже пошутил, что фильм должен называться не «Женитьба Бальзаминова», а «Женитьба забальзамированного».
Кстати, за мастерски сыгранную роль старухи Бальзаминовой Людмила Шагалова в 1965 году была признана актрисой года.
Чтобы артисты не пробовали блюда, их облили керосином
На съемках Шагалова и Вицин подружились и с удовольствием работали вместе в других картинах. Причем зачастую они снова играли родственников: в комедии Леонида Гайдая «Не может быть!» — мужа и жену, а в фильме «А вы любили когда нибудь» — дочку и маму (мамой, что интересно, был Вицин).
Съемки у Гайдая запомнились Шагаловой тем, что, сидя за обильным свадебным столом, артисты не смогли попробовать ни одного блюда. Чтобы продукты не испортились и их никто не начал есть, директор картины приказал облить все керосином.
По словам Людмилы, запах в павильоне стоял просто невыносимый. Поэтому все артисты старались сыграть как можно лучше: делать лишние дубли никому не хотелось.
«Мне предложили роль чокнутой старухи, подглядывающей за совокуплением»
Все, кто близко знал Людмилу Шагалову, вспоминали, что в облике и поведении актрисы всегда было что-то кукольное, сказочное, озорное. Недаром ей идеально подходило имя Ляля.
Может быть, именно поэтому Людмила всегда с удовольствием снималась в детских фильмах — «Сказка о потерянном времени», «Усатый нянь», «Пеппи Длинныйчулок», «Остров сокровищ».
Всего же на счету актрисы более 50 фильмов. И, между прочим, их могло быть намного больше, если бы Шагалова не ушла из кинематографа.
Оказывается, актриса еще давно дала себе слово — в 70 лет закончить сниматься, чтобы не выглядеть на экране молодящейся и нелепой, прикрывающей многочисленные морщины косынками и шляпками. Но уже в 65 лет Людмила однажды услышала из уст врача в поликлинике:
«Ой, Людмила Александровна, как вы здорово изменились!»
И актриса решила — ждать 70-ти нет смысла, пора уходить.
Кроме того, по словам Шагаловой, с каждым годом достойных ролей становилось все меньше. А сниматься в откровенно плохих картинах она не хотела.
«Мне как-то предложили роль чокнутой старухи, подглядывающей за совокуплением. Я чуть с ума не сошла от такой наглости! Нет уж, пусть люди помнят меня по достойным ролям», — говорила Шагалова.
Последними картинами, в которых зрители могли видеть Людмилу Шагалову, стали комедии «Где находится нофелет» и «Ссуда на брак».
«Надо же! Такой симпатичный парень и хромает»
Оставив кинематограф, Людмила все свое время посвятила семье. Шагалова вышла замуж один раз и на всю жизнь. Со своим избранником Вячеславом Шумским девушка познакомилась еще в институте, где он учился на операторском факультете.
Во ВГИК Шумский пришел прямо с фронта после серьезного ранения, поэтому ходил первое время с палочкой.
«Когда впервые увидела Вячеслава, подумала: ну надо же — такой симпатичный парень и хромает. А, оказалось, что он тоже положил на меня глаз», — вспоминала Шагалова.
По словам актрисы, ухаживал Вячеслав очень трогательно: вместо цветов приносил ей бутерброды, что в то голодное время было очень ценно. А однажды подарил теплые шерстяные чулки.
Вячеслав Шумский впоследствии стал известным оператором. Еще в институте он подружился с режиссером Станиславом Ростоцким, вместе с которым снял впоследствии ставшие культовыми фильмы «Доживем до понедельника», «Белый Бим, черное ухо» и «А зори здесь тихие».
Кроме того, в активе оператора Шумского такие известные картины, как «Три плюс два», «Преступление и наказание» и «Дом в котором я живу».
Геннадий пошел по стопам родителей
В 1948 году у супругов родился сын Геннадий. Закончив школу, парень решил пойти по стопам родителей и тоже поступил во ВГИК, только на режиссерский факультет. Как режиссер он снял четыре картины, самая известная из которых — «Голубой портрет».
Кроме того, Геннадий Шумский снялся в нескольких фильмах — «Станционный смотритель», «Огненные дороги», «Охота на дракона», а также работал, как сценарист.
После операции актриса полностью ослепла
Перестав сниматься, Шагалова занялась обустройством своей небольшой квартиры. Кроме того, они с мужем слыли хлебосольными хозяевами и с большим удовольствием принимали гостей.
По словам знакомых актрисы, даже уйдя из кино, Людмила держала себя в форме — ухаживала за лицом, следила за фигурой, модно одевалась.
Все рухнуло в одночасье. В 2000-м году Шагалова, у которой давно были проблемы со зрением, решилась на лазерную корректировку. Но операция оказалась неудачной — актриса полностью ослепла.
Для активной и деятельной Людмилы это была просто катастрофа — некогда большой мир сузился для нее до размеров двухкомнатной квартиры. На улицу актриса больше не выходила — боялась упасть и что-нибудь сломать. А поскольку в квартире не было балкона, то дышать свежим воздухом она могла только через форточку.
Все заботы по хозяйству легли на Шумского, который ходил в магазины, стирал, убирал, готовил еду. К счастью, Геннадий с женой и детьми жил в соседнем доме и они, конечно же, во всем помогали престарелым родителям.
Даже потеряв зрение, Шагалова старалась жить полноценной жизнью
Но и ослепнув, Шагалова старалась жить полноценной жизнью. С многочисленными знакомыми она общалась по телефону и всегда была в курсе всех новостей. Она интересовалась книжными новинками и часто просила мужа или внуков почитать вслух. А вместо любимого телевизора актриса приспособилась слушать передачи по радио.
Людмила Шагалова и Вячеслав Шумский прожили в любви и согласии больше 60 лет и умерли с разницей в год: он — 23 января 2011, она — 13 марта 2012. По просьбе супругов, их похоронили вместе на Перепечинском кладбище.