В истории советского кинематографа есть удивительный феномен: актрисы, чьи имена знала вся страна, снимались удивительно мало. Татьяна Самойлова, покорившая Канны, Светлана Светличная из «Бриллиантовой руки», несравненная Фаина Раневская — у каждой в фильмографии едва наберется два-три десятка ролей. Расскажем про 10 очень известных артисток СССР, которые редко появлялись на киноэкране с новыми киноработами.
Татьяна Самойлова стала мировой звездой с очень скромным портфолио
Парадокс актерской карьеры Татьяны Самойловой: всего 22 роли в кино, из которых только четыре главные. При этом она — звезда мирового масштаба, покорившая Каннский фестиваль. После триумфа «Летят журавлей» ее приглашали в Голливуд играть Анну Каренину в паре с Жераром Филипом. Но советские власти заявили:
«Какая Америка?! Вы — советское достояние».
Каждый месяц актриса приходила на студию в поисках работы и слышала неизменное: «Пока для вас ничего нет». Оказывается, Самойлова не вписывалась в типичный советский типаж из-за польско-еврейских корней, раскосых глаз и хрупкой фигуры. Режиссеры просто не понимали, что делать с такой «не русской красотой» и необычной манерой игры.
В мелкосюжетных картинах она сниматься не хотела, да и режиссеры таких фильмов опасались приглашать актрису ее уровня. Знаменитый итальянский режиссер Джузеппе де Сантис дал ей эпизодическую роль в фильме «Они шли на Восток» только для того, чтобы «еще раз показать публике ее удивительное лицо».
После «Анны Карениной» в 1967 году Самойлова практически исчезла с экранов.
«Кто-то из кинематографических начальников решил, что мне пора другим дорогу уступить», — признавалась позже актриса.
В последние годы она отказывалась от ролей старух, говоря: «Не хочу разочаровывать зрителя».
Советские режиссеры хвастались Светланой Светличной за рубежом, но роли ей не давали
Светлана Светличная — еще один яркий пример актрисы, чья красота и талант не гарантировали ей множество главных ролей. Несмотря на всенародную любовь после «Бриллиантовой руки», Светличная сыграла всего в 40 фильмах за свою карьеру, причем большинство ролей были эпизодическими.
Светличная часто оказывалась заложницей своего амплуа роковой красотки. После «Бриллиантовой руки» ей предлагали однотипные роли, от которых она отказывалась:
«Мне не хотелось больше играть таких легкомысленных женщин с определенной репутацией».
Интересно, что Светличную часто брали в заграничные поездки как «украшение» делегаций, но не давали главных ролей:
«Снимали в своих фильмах других, а мною только хвастались!»
Это привело к тому, что актриса упустила важные возможности. Например, итальянский режиссер Лукино Висконти хотел с ней работать, но ей даже не сообщили об этом.
«Творческая жизнь, как и личная, зависит от каких-то мелочей, от внезапного везения», — говорила Светличная.
Это везение не всегда было на ее стороне. Но актриса не унывала и соглашалась даже на эпизоды. Даже в знаменитых фильмах, таких как «Семнадцать мгновений весны» и «Место встречи изменить нельзя», ее героини оказывались «на обочине сюжета».
«Меня часто воспринимали какой-то блондинкой, почти глупой. А мне не хотелось такой оставаться в памяти людей», — говорила актриса.
Наталья Кустинская видела мистику в том, что ей не достаются интересные роли
Наталья Кустинская, несмотря на всесоюзную славу после фильма «Три плюс два», за 30 лет сыграла всего 22 роли. Парадокс, но именно эффектная внешность часто мешала ей получать интересные предложения.
«Режиссеры видели во мне только легкомысленную обольстительницу для ярких эпизодов», — огорчалась актриса.
Даже муж, режиссер Юрий Чулюкин, ревновал ее к успеху и не давал сниматься. «Если я тебя буду часто снимать, ты станешь очень известной и бросишь меня», — говорил он.
Режиссер даже не пригласил ее на главную роль в «Девчатах», отдав предпочтение Надежде Румянцевой. Судьба словно играла с актрисой в жестокую игру. Леонид Гайдай видел ее в роли «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» в «Кавказской пленнице», сказав: «Мне нужны только твои лицо и фигура».
Но тогда Кустинская отказалась от предложения и выбрала фильм Мотыля «Женя, Женечка и Катюша». Незадолго до начала съемок у нее возникли проблемы со здоровьем, поэтому и эту роль Наталья потеряла. В 1980-х череда несчастных случаев фактически поставила крест на ее карьере. Сама Кустинская считала, что расплачивается за свою удачливую молодость.
«Как мистическим образом интересные роли обходили меня стороной, так и несчастья преследовали одно за другим», — говорила актриса в последних интервью.
Зинаида Кириенко попала в «черный список» из-за своей принципиальности
Несмотря на всенародную любовь после «Тихого Дона», Зинаида Кириенко снялась всего в 30 фильмах за свою карьеру. Причина такой несправедливости крылась в закулисных интригах советского кинематографа.
«Был такой Владимир Баскаков — кинодеятель, зампред Госкино. Так вот он как-то свои липкие ручонки пытался ко мне протянуть. Я ему отпор дала тут же», — рассказывала Кириенко.
По словам актрисы, обиженный чиновник внес ее в «черный список», после чего карьера оказалась под угрозой.
«Всё, с того момента карьера моя в кино на долгие годы стала закрыта. Иногда давали играть какие-то унизительные рольки, и всё», — вспоминала Зинаида Михайловна.
Этот негласный запрет длился около 10-15 лет. Спасением для Кириенко стали концерты и творческие встречи со зрителями.
Возвращение в большое кино состоялось благодаря режиссеру Евгению Матвееву, который, рискуя своим положением, утвердил Кириенко на роль в фильме «Любовь земная». Однако даже после этого триумфального возвращения Зинаида Михайловна снималась редко.
«Я больше 30 лет не снимаюсь в кино. Ни одного нормального предложения. Я в хорошей творческой форме. Что это? Не нужны сейчас актрисы моего масштаба», — с горечью признавалась Кириенко в последние годы.
Екатерина Савинова отказала влиятельному режиссеру и заплатила за это слишком высокую цену
У Екатерины Савиновой было все, чтобы стать кинозвездой: актерский талант, красота, уникальный голос в три с половиной октавы. Но она сыграла всего несколько заметных ролей в кино.
А причиной стала роковая встреча с Иваном Пырьевым на съемках «Кубанских казаков». Молодая актриса отвергла ухаживания влиятельного режиссера, и тот не простил ей этого.
«Катю часто приглашали на пробы, утверждали на роли, но в последний момент отказывали», — вспоминал муж Савиновой, режиссер Евгений Ташков.
Екатерина не сдавалась. Она поступила в Гнесинку, ее звали в Большой театр и на эстраду. Но Савинова мечтала только о кино. Звездный час актрисы наступил в 1963 году с выходом фильма «Приходите завтра».
Чтобы снять картину, съемочной группе пришлось уехать на Одесскую киностудию — подальше от влияния Пырьева. Роль Фроси Бурлаковой принесла Савиновой всенародную любовь, но, увы, стала единственной главной ролью в ее карьере.
Почему режиссеры не видели Люсьену Овчинникову в главных ролях
Люсьена Овчинникова — еще один парадокс советского кинематографа. Актриса с незабываемой улыбкой и ямочками на щеках, сыгравшая Катю в «Девчатах», не могла похвастаться большой фильмографией. У нее было всего около 30 ролей за карьеру.
Причин оказалось немало. Во-первых, режиссеры видели в ней исключительно исполнительницу характерных ролей второго плана.
«Я была открытой, непосредственной, жадной до жизни. В кино всю жизнь играла роли второго плана, но зрители разных возрастов и профессий обожали меня», — говорила актриса.
Во-вторых, Люсьена не умела «пробивать» себе роли и не стремилась к славе. Она могла запросто выгнать ассистентов режиссера, приехавших с предложением о съемках.
Личная жизнь тоже сыграла злую шутку. Когда ее мужа, актера Валентина Козлова, уволили из Театра Маяковского, Овчинникова ушла вслед за мужем, что многие считали ошибкой.
После развала СССР типаж Овчинниковой оказался невостребованным в отечественном кино.
«В 90-е годы она так нуждалась, что ездила выступать за кусок хлеба в буквальном смысле слова — с актерами тогда расплачивались продуктами», — вспоминала подруга актрисы Тамара Тур.
Несмотря на все трудности, Люсьена Овчинникова оставила яркий след в истории советского кино. Ее называли «солнечным зайчиком» — от улыбки актрисы и впрямь становилось веселее.
Как замужество и амплуа глупышки перечеркнули карьеру Тамары Носовой
Блистательная комедийная актриса Тамара Носова, создавшая незабываемые образы в «Карнавальной ночи», «Свадьбе в Малиновке» и «Здравствуйте, я ваша тетя!», снялась всего в нескольких десятках фильмов.
Парадоксально, но первым ограничением в карьере стал собственный талант. После роли Марьи Антоновны в «Ревизоре» Носова стала первой актрисой советского кино, создавшей на экране классический образ «дурочки». Ее фирменный взгляд огромных голубых глаз, приоткрытый рот и характерная манера произносить фразы сделали ее заложницей одного амплуа.
Серьезным ударом по карьере стал брак с дипломатом и отъезд в Австрию. За роль Анфисы в «Кавалере Золотой Звезды» актрису представили к Сталинской премии, но найти ее в Москве не смогли — она была за границей. После шести лет жизни в Вене брак распался, и вернувшейся Носовой пришлось заново строить карьеру.
В 70-х годах роли стали появляться все реже. Последним ярким всплеском стала роль донны Розы д’Альвадорец в «Здравствуйте, я ваша тетя!». В 80-е актриса снялась всего в трех картинах. В 1991 году ее уволили из Театра киноактера из-за сокращений.
Тамара Носова замкнулась в себе, почти не выходила из дома. Звезда советских комедий доживала свой век в полном одиночестве и нищете. Печальный финал для той, чья улыбка когда-то освещала экраны всей страны.
Культовый образ радистки Кэт стал помехой для Екатерины Градовой
Екатерина Градова — тоже одна из самых известных актрис советского кино, однако ее фильмография насчитывает всего 12 работ. Основная причина такого редкого появления на экране — это ее собственные выборы и жизненные обстоятельства.
«Я всю жизнь не понимала, что знаменита», — говорила она, подчеркивая, что не стремилась к славе и популярности.
После выхода на экраны легендарного «Семнадцать мгновений весны» в 1973 году, где она сыграла радистку Кэт, Градова стала настоящей звездой. Однако эта роль также стала для нее «приговором». После радистки актрису сложно было воспринимать в других образах.
Кроме того ее муж, актер Андрей Миронов, не хотел, чтобы жена снималась в кино. Он предпочитал видеть ее в роли хранительницы домашнего очага. Из-за этого Екатерина отказывалась от многих предложений о съемках.
В конце 80-х годов она столкнулась с серьезными проблемами со здоровьем и была вынуждена уйти из театра и кино. В итоге, несмотря на свои выдающиеся роли и талант, Екатерина Градова выбрала другой путь — посвятила себя духовной жизни и помощи другим.
Как характер Раневской мешал ей чаще сниматься в кино
При колоссальной популярности и признанном таланте Фаина Раневская она снялась всего в двух десятках фильмов, причем большинство ролей были эпизодическими. Даже сам президент США Рузвельт, посмотрев фильм «Мечта», назвал ее одной из лучших актрис планеты. Однако это признание не помогло ей получать достойные роли.
Главной причиной такой парадоксальной ситуации стал сложный характер актрисы и ее бескомпромиссность.
«Не любили меня режиссеры. Наверное, за инициативу — я лезла с предложениями, решала сама все задачи», — признавалась Раневская.
Она категорически отказывалась сниматься в фильмах, которые считала недостойными, говоря:
«Сняться в плохом фильме — все равно, что плюнуть в вечность!».
Были и другие препятствия. В 1944 году Сергей Эйзенштейн утвердил ее на роль в «Иване Грозном», но худсовет отверг кандидатуру из-за «слишком семитского лица для русской княгини». Раневская была в бешенстве — это была роль ее мечты.
Но актриса начала сниматься довольно поздно, в 38 лет, что ограничивало выбор ролей. В итоге Фаина Георгиевна с горечью признавалась:
«Фактически ничего не сыграно. Все, что я хотела сказать, осталось при мне».
Однако даже в эпизодических ролях Раневская умудрялась создавать незабываемые образы и для миллионов зрителей она навсегда осталась великой актрисой.
Нину Дорошину в 80-х знали все. Почему актриса отказывалась от ролей в кино
Нина Дорошина — яркий пример актрисы, чья слава не соответствовала количеству ролей в кино. Всенародную любовь ей принесла роль Нади в фильме «Любовь и голуби», но за всю карьеру она сыграла всего в 20 картинах. Почему же такая талантливая актриса так редко появлялась на экране?
Главная причина — безграничная преданность театру «Современник», где Дорошина прослужила почти 60 лет. Актриса ценила живой контакт со зрителем, который возможен только на сцене.
После успеха «Любви и голубей» Дорошина сознательно отказывалась от многих предложений сниматься в кино.
«Она критически относилась ко всему. Очень высоко держала планку после картины „Любовь и голуби“ и спектаклей „Современника“, не могла снижать», — вспоминала ее племянница.
Интересно, что свою первую роль в кино Дорошина получила еще студенткой. Она сыграла подругу бандита в фильме «Первый эшелон» (1955). Эта работа неожиданно обеспечила ей защиту от хулиганов в родном Лосиноостровске — местная шпана узнавала в ней экранную подругу бандита и оберегала.
Дорошина не стремилась к славе и предпочитала качество количеству, создавая на сцене и экране незабываемые образы страстных, влюбленных женщин.
Так Нина Дорошина стала примером того, как можно остаться в памяти миллионов, сыграв всего несколько ярких ролей. Фразы ее Надюи из «Любви и голубей» давно разошлись на цитаты, а сама актриса до конца жизни оставалась верна своему призванию — театру.