10 известных людей с дефектами речи. Кто превратил это в изюминку

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Речевые дефекты не помешали им сделать успешную карьеру.

«Мистер Бин» / Tiger Aspect Productions

За чувственным придыханием Мэрилин Монро скрывалось заикание, а легендарный оратор Уинстон Черчилль в молодости страдал от шепелявости. То, что многие считают непреодолимым препятствием на пути к успеху, эти выдающиеся личности сумели превратить в свою уникальную особенность. История знает немало примеров, когда речевые дефекты не только не помешали карьере, но и стали той самой «изюминкой». Расскажем про 10 знаменитостей, которые не просто справились со своими речевыми особенностями, а сделали их частью своего образа.

Мэрилин Монро обернула дефект речи в секретный прием для обольщения

Кто бы мог подумать, что за чувственным придыханием главной голливудской дивы XX века скрывалось… заикание! Мэрилин Монро с детства страдала от этого дефекта речи, который особенно проявлялся при произнесении буквы «М». Ирония судьбы в том, что её инициалы состояли именно из тех букв, которые давались ей сложнее всего.

«В джазе только девушки» / Mirisch Company

Но находчивая актриса не опустила руки. По совету логопеда она разработала особую технику: замедленную речь с придыханием, которая не только маскировала заикание, но и создавала неповторимый эффект. Её голос с «воздушной» подачей звука и растянутыми гласными стал настолько узнаваемым, что сегодня логопеды называют эту технику «голосом Мэрилин Монро».

Но в стрессовых ситуациях заикание возвращалось. Например, во время съёмок фильма «В джазе только девушки» простая фраза «Это я, Шугар» потребовала 47 дублей. А в 1962 году при работе над своим последним незавершенным фильмом «Что-то должно случиться» актриса не могла произнести слово «свобода» 37 раз подряд.

Но именно этот речевой недостаток подарил миру «тот самый голос». Высокий тембр (220-250 Гц) в сочетании с придыханием заставлял мужские сердца биться чаще.И действительно, её способ говорить стал не просто приёмом маскировки дефекта, а настоящим искусством обольщения, которому пытаются подражать до сих пор.

Как «народный говорок» помог Георгию Буркову стать любимцем зрителей

«Они сражались за Родину» / Мосфильм

Советский актер Георгий Бурков с детства страдал от невнятной дикции, которая, казалось бы, должна была поставить крест на его мечтах о сцене. Четыре раза его отвергали приемные комиссии театральных вузов из-за неразборчивого произношения. Но Бурков не сдавался.

То, что могло стать помехой, превратилось в его фирменный стиль. Парадоксально, но именно «народный говорок» сделал Буркова незаменимым для ролей простых людей.

Несмотря на отсутствие специального образования и нестандартную дикцию, Бурков сыграл более чем в 60 фильмах и стал любимцем зрителей. Его талант был настолько очевиден, что режиссер Сергей Соловьев отказал самому Марчелло Мастрояни ради начинающего актера Буркова. Итальянец мечтал сыграть писателя Чехова, но Соловьев выбрал Георгия.

Как Черчилль поборол заикание и стал одним из выдающихся ораторов

Уинстон Черчилль — один из самых впечатляющих примеров того, как человек может превратить речевой недостаток в мощный инструмент влияния. В юности будущий премьер-министр Великобритании страдал от шепелявости и, по некоторым свидетельствам, заикания, доставшегося от отца. С такими особенностями путь в большую политику закрыт.

Уинстон Черчилль / Википедия

Поворотным моментом стал унизительный провал в Палате общин, когда молодой политик забыл текст речи и стал объектом насмешек. Именно тогда Черчилль принял решение превратить свою слабость в силу.

«Иногда легкое, едва заметное заикание или какой-либо другой физический недостаток могут оказать добрую услугу, приковывая внимание публики», — писал Черчилль в эссе «Леса риторики».

Уинстон часами повторял скороговорки, тренировался перед зеркалом, разработал уникальную систему подготовки речей. Его знаменитые паузы, которые изначально помогали справиться с запинками, превратились в мощный драматический приём.

Упорство принесло плоды — Черчилль не просто научился говорить публично, но стал одним из величайших ораторов XX века. В 1953 году его наградили Нобелевской премией по литературе, отметив «блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности».

Какое упражнение помогло Гоше Куценко избавиться от картавости

При рождении Гошу Куценко назвали Юрием в честь Гагарина, но из-за сильной картавости мальчик не мог выговорить собственное имя. Мама с детства называла его Гошей, избегая сложного звука «р».

«Папаши» / НТВ

Когда в 1988 году Куценко решил поступать в Школу-студию МХАТ, отец-чиновник был против актерской карьеры. Но судьба распорядилась иначе — глава приемной комиссии Олег Табаков, заметив его речевой недостаток, все равно был очарован харизматичным абитуриентом. А тот, запнувшись на своем настоящем имени, находчиво представился «Гошей».

Трудности с дикцией привели к тому, что Куценко сменил имя, чтобы без проблем представляться в разговоре. Но актер не сдался и упорно работал над своей речью.

«Я брал книжку и во всех словах вместо ‘р’ говорил ‘дж’ — ‘зджаствуйте’, ‘добджый день’. За полгода удалось ‘родить’ правильный звук», — вспоминал он.

Упорство взяло верх — Куценко исправил произношение. Сегодня в его фильмографии 130 ролей, а его история стала вдохновляющим примером того, как можно добиться успеха вопреки любым преградам.

Иван Охлобыстин никогда не хотел устранять свою речевую особенность

«Интерны» / Comedy Club Production

А Иван Охлобыстин превратил свою картавость в настоящий бренд, доказав, что речевые особенности могут стать изюминкой публичного образа. Актер не только не пытается скрыть то, что не выговаривает букву «р», но и с юмором относится к этой особенности:

«Сейчас это даже хорошо — меня сразу узнать можно: не самый красивый, визглявый, как ведро, да еще и картавый», — иронизирует Охлобыстин.

Примечательно, что еще в детстве мать пыталась исправить его произношение с помощью логопеда, но маленький Ваня наотрез отказался от занятий, посчитав свою речь вполне приемлемой. Время показало, что это было верное решение — дислалия не помешала ему построить карьеру актера.

Настоящим триумфом для Охлобыстина стала роль саркастичного доктора Быкова в сериале «Интерны», где его картавость органично вписалась в образ харизматичного врача.

Однажды актер и вовсе превратил свой дефект в повод для шутки, представив его как «корнуэльский диалект».

«Если бы я говорил идеально, меня бы просто не замечали среди других артистов», — признается он.

Как шепелявость помогла Садальскому создать легендарный образ Кирпича

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

Станислав Садальский создал из своей шепелявости уникальную особенность, которая помогла ему в карьере. В юности его не хотели брать в театральные вузы из-за неправильного прикуса, а в приёмной комиссии жестко заявили:

«Таких артистов быть не может».

Но воспитательница интерната, заменившая ему мать, настояла на поступлении, уверяя, что дефект речи может стать его изюминкой.

Судьбоносным моментом стали пробы на роль Кирпича в культовом фильме «Место встречи изменить нельзя». Владимир Высоцкий, увидев волнение молодого артиста, подсказал сделать шепелявость ключевой особенностью персонажа. Так родилось знаменитое «Коселек, коселек», которое мгновенно разошлось на цитаты.

«Я просто всегда любил придуриваться. Никогда не хотел быть лучше, чем я есть. Наоборот, всегда хотел быть хуже… Скромность оставим неудачникам, а я удачливый», — с присущей ему самоиронией говорит актер.

Сегодня в копилке Садальского более 100 ролей в кино, озвучка любимого многими мультфильма «Падал прошлогодний снег», и звание одного из самых ярких артистов отечественного кинематографа.

Мадонна превратила дефект речи в свое фирменное звучание

Мадонна в 1987 году / Википедия

Мадонна — еще один яркий пример того, как особенность речи может стать изюминкой артиста. У нее небольшая шепелявость, вызванная щербинкой между передними зубами. Но эта особенность не только не помешало карьере, но и стало частью уникального образа поп-иконы.

«Это мой личный знак отличия — как отпечаток пальца. Зачем менять то, что делает тебя собой?» — заявила певица в интервью 1991 года.

Интересно, что Мадонна никогда не стремилась исправить эту особенность. В 1990 году она даже отказалась от награды Glamour’s Woman of the Year после того, как журнал отретушировал щербинку на обложке. Этот жест закрепил за ней статус нонконформистки, бросающей вызов стандартам красоты.

Material girl / Madonna / Youtube

Диастема (щель между зубами) и связанная с ней легкая шепелявость стали визуальным и звуковым маркером в эпоху MTV. Режиссеры намеренно использовали крупные планы улыбки Мадонны в клипах «Like a Virgin» и «Material Girl», превращая её особенность в узнаваемый элемент имиджа.

Даже в песнях певица мастерски обыгрывала свою речевую характерность. В хите «Vogue» намеренное растягивание согласных в словах «strike a pose» создавало фирменное звучание, где лёгкая шепелявость воспринималась как стилистический приём.

Какой дефект речи заставил Роуэна Аткинсона молчать в «Мистере Бине»

«Мистер Бин» / Tiger Aspect Productions

Роуэн Аткинсон — гений комедии, который перевел свое заикание в уникальный артистический прием. В детстве будущая звезда страдала не только от речевого дефекта, но и от насмешек одноклассников, считавших его внешность «инопланетной». Застенчивый мальчик погрузился в науку и даже получил степень магистра по электротехнике в Оксфорде.

Однако любовь к актерству оказалась сильнее. Во время учебы Аткинсон делал первые шаги на сцене, где произошло удивительное открытие — заикание полностью исчезало, когда он играл роли.

Чтобы справиться с дефектом, Аткинсон разработал особую технику сверхартикуляции звука «B». Его знаменитое растягивание слов, например «B-b-b-ob» в сериале «Черная Гадюка», изначально было способом контроля заикания. А культовый образ почти немого мистера Бина родился как творческое решение речевой проблемы.

Сегодня шоу «Мистер Бин» транслируется в 245 странах, а его создатель входит в число самых богатых комиков мира. При этом Аткинсон до сих пор избегает интервью из-за заикания, предпочитая говорить через своих персонажей.

Евгений Гришковец: когда картавость становится фирменным стилем

«Сатисфакция» / «Гекльберри Фильм»

Российский драматург и актер Евгений Гришковец тоже превратил свой речевой дефект в неотъемлемую часть творческого образа. В молодости он и не мечтал о сцене.

«Я и не знал театра, и не привык к нему… Да и моя картавость… Сейчас я успокоился на этот счет, а лет пять назад и не предполагал, что буду говорить со сцены, не избавившись от этого дефекта», — говорил он в интервью 2002 года.

У него оказался «хитрый дефект», как он сам объяснял: «Называется он ‘черви-трефа’. ‘Трефа’ я произношу нормально, например число тридцать три, а когда ‘черви’ — я грассирую».

Переломным моментом стала работа над моноспектаклем «Как я съел собаку» в конце 1990-х. Гришковец не стал маскировать особенности речи, а наоборот, сделал их частью своего сценического образа.

Успех был ошеломляющим. За «Собаку» Гришковец получил две «Золотые маски», а его особая манера речи стала визитной карточкой. Сегодня в активе Гришковца десятки спектаклей, книг и фильмов.

Татьяну Буланову не взяли в театральный институт из-за особенности речи

Википедия

На вступительных экзаменах в театральный вуз Татьяне Булановой жестко указали на шепелявость, и казалось, что путь к творческой карьере закрыт навсегда.

«Я-то думала, что я все выговариваю, но когда меня попросили рассказать о себе, я что-то начала, и приемной комиссии моя речь не понравилась», — вспоминает певица.

Но судьба распорядилась иначе — в Ленинградском мюзик-холле разглядели необычный тембр и природную артистичность молодой исполнительницы. То, что поначалу считалось недостатком, превратилось в изюминку, придавшую особую трогательность её песням. Буланова никогда не пыталась скрыть особенность речи или исправить её с помощью логопедов.

В итоге публика полюбила хрупкую девушку с характерной манерой исполнения, а её композиции неизменно занимали ведущие позиции в музыкальных чартах в начале 90-х.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook