10 лет крутила роман с Петром I, но женой так и не стала. На что променяла корону немка Аннв Монс

Ирина Карпич,
редакция Femmie

Петр Первый уже тогда был женат, но не скрывал, что у него есть фаворитка.

«Юность Петра» / Киностудия имени Горького

До наших времен не сохранилось ни одного ее портрета, а описание настолько разнится, что неизвестен даже цвет ее глаз. Но современники сходятся в одном — эта дива была настоящей красавицей. Сегодня мы вспоминаем историю блистательной немки Анны Монс и Петра Первого, который сделал женщину своей фавориткой.

Свела с ума русского царя

В 1690 году Петра Первого пригласили посетить немецкую слободу и познакомиться с семьей Монс. Это сделал его друг Франц Лефорт, который на тот момент сильно сдружился с младшей дочерью Иоганна Монса — Анной Маргретой. По словам современников, девушка была невероятно хороша внешне и в свои года умела ловко обращаться с мужчинами.

wikimedia.org

Лефорт знал, что легкий и игривый нрав юной привлекательной Анны непременно понравится Петру, который устал от покорного и скромного поведения своей нелюбимой супруги Евдокии. Поэтому когда Анна встретила русского правителя в платье с явно выраженной талией и глубоким декольте, он сразу обратил на нее внимание.

На момент встречи с Петром девушке было 18 лет, но она прекрасно знала, как завоевать сердце мужчины. Анна смеялась, не отказывалась от алкоголя, пела и танцевала.

«Ему нужна была такая подруга, которая бы умела не плакаться, не жаловаться, а звонким смехом, нежной лаской, шутливым словом кстати отогнать от него черную думу, смягчить гнев, разогнать досаду», — писал в своих трудах Михаил Семевский.

wikimedia.org

Стала первой фавориткой на долгих 10 лет

В первую же встречу Петр остался ночевать в доме Монс и с того дня начался роман с Анной длиною в 10 лет. Он щедро одаривал возлюбленную подарками. Среди них был даже его портрет, украшенный бриллиантами, и вотчина в Дудинской волости Козельского уезда с 300 крестьянами.

Ее семье за счет государства построили огромный по тем временам дом в два этажа, в котором был маленький лифт ручного привода. Так в спальню фаворитки Петра подавали фрукты и вино. К имению прилагались слуги, лошади и позолоченная карета. Русский царь назначил своей любимой и ее матери содержание в размере 708 рублей в год и добавил множество привилегий, которыми они без стеснения пользовались.

Ни разу не сказала о любви

Однако, ни дорогие подарки, ни регулярная интимная близость не могли дать Петру в отношениях с Анной то, чего он сильно желал — взаимной любви. Молодая и привлекательная немка ни разу за 10 лет не сказала царю о своих чувствах к нему. Все ее письма пронизаны чрезмерным официозом, почтением и вежливостью. Так могла бы написать Петру любая. И все же он всерьез намеревался на ней жениться.

«Она привлекала и фигурой, и ножками, душистая, наряжалась по-иностранному, ложилась в кровать с шутками, любовью занималась изобретательно», — рассказывает Даниил Гранин.

К тому же девушка проявляла заботу о царе. Отправляла ему посылки и выражала свое восхищение его могуществом.

Променяла корону на настоящую любовь

В отношениях с Анной Монс Петр познал все. И радость, и любовь, и страсть, и горечь предательства. Весной 1697 он отправился на полтора года в Европу в составе Великого Посольства. За это время он ни разу не написал своей возлюбленной. Тогда она, вероятно, решила, что потеряла расположение царя и начала принимать ухаживания саксонского посланника Кенигсека. Но по окончании поездки Петр первым делом наведался к Анне.

За время разлуки он осознал, что чувства никуда не ушли. В 1698 году он отправил неугодную законную жену в монастырь и уже готов был сделать царицей любимую немку. Но до Петра дошел слух об измене со стороны Анны. Неверность бы так и осталась тайной, если бы любовник не утонул. Когда обнаружили его мертвое тело, то при нем нашли любовные письма и кулон Анны Монс.

Расплата за предательство настигла Анну молниеносно. Ее посадили под домашний арест, отняли все подаренное, а вместе с ними былые привилегии. Наказание получилось довольно мягким, учитывая суровый нрав Петра. Оно подтверждает наличие у царя самых сильных чувств к этой женщине. Более того, он даже разрешил ей выйти замуж за прусского посланника Георга Иоганна Кайзерлинга. Правда, их брак продлился недолго.

Конечно, многие историки сходятся во мнении, что Анна мастерски манипулировала Петром, но при этом никогда его не любила. Однако, правда известна только им двоим и, вполне возможно, что реальная история несколько отличалась от рассказов современников.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook