10 советских звезд, которые сменили фамилию из-за еврейских корней

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

А вы знаете, как на самом деле звали Илью Олейникова и Леонида Броневого?

К/ф «Тайна виллы «Грета» / Мосфильм

Не секрет, что в советские времена людям с еврейскими фамилиями добиться успеха в кино или на эстраде было непросто. Поэтому многие талантливые актеры или писатели-сатирики вынуждены были придумывать себе псевдонимы. И под этими вымышленными именами они становились знаменитыми.

К счастью, те времена давно прошли и теперь мы можем узнать настоящие фамилии своих кумиров.

Леонид Утесов — Лейзер Вайсбейн

К/ф «Веселые ребята» / Московский кинокомбинат

Историю о том, как еврейский паренек Ледя Вайсбейн стал знаменитым артистом Леонидом Утесовым до сих пор с удовольствием рассказывают на его родине в Одессе.

Однажды известный одесский артист Скавронский пригласил талантливого юношу в свою эстрадную миниатюру. Но при этом поставил условие — придумать себе псевдоним.

«Никак не хочу обидеть вашего почтенного батюшку. Но, что-то есть в Вайсбейне этакое старческое. В пыльном сюртуке и потрескавшихся штиблетах», — сказал артист.

И Ледя стал мучительно соображать. Он очень хотел придумать уникальную фамилию, которой ни у кого нет. При этом мысли парня все время вертелись вокруг возвышенностей.

«Скалов? Но в Одессе уже был артист с такой фамилией. Горский? Тоже занято. Как, впрочем, и Горин с Горевым. Может быть Холмский или Холмов? Неплохо, но в этом есть что-то кладбищенское — могильный холм…Стоп. А ведь кроме гор, скал и холмов есть еще утесы. Утесин — отличная мысль. А еще лучше — Утесов».

Впервые артист Леонид Утесов (а не Лейзер Вайсбейн) вышел на сцену в 1912 году во время гастролей русско-еврейского театра Шпиглера в Кременчуге. Под этим именем он в 1929 году сделался руководителем первого советского джаз-оркестра, а в 1934, сыграв главную роль в знаменитых «Веселых ребятах», стал звездой кино.

Марк Бернес — Менахем-Ман Нейман

К/ф «Два бойца» / Ташкентская к/c

Менахем Нейман родился в небольшом украинском городе Нежине, в семье старьевщика. По воспоминаниям артиста, в их доме всегда стоял запах ветоши — хозяйки со всего города несли к ним пустые бутылки, худые корзины, заношенную одежду. Отец часто ходил по улицам, выкрикивая сиплым голосом: «Старье покупаем, меняем! — ему нужно было прокормить двоих детей и больную жену.

После школы Менахема отправили учиться на бухгалтера. Но мальчику не хотелось иметь дело со счетами и пыльными амбарными книгами. Решив стать артистом, он вопреки родительской воле уехал в Москву.

В столице Менахем сходу поступил статистом в несколько театров и, по совету коллег-артистов, придумал себе псевдоним — Марк Барнес. «Бар» на иврите означает «сын», а «нес» — «чудо». А вместе выходит — сын чуда или просто чародей.

Со временем буква «а» сменилась на «е» и получилось Марк Бернес — имя артиста, которого миллионы зрителей узнали и полюбили по фильмам «Большая жизнь», «Истребители», «Человек с ружьем», «Два бойца».

Игорь Кио — Игорь Гиршфельд

Фото с шоу Игоря Кио в Московском цирке

Псевдоним «Кио» достался  иллюзионисту от отца, не менее знаменитого фокусника Эмиля Теодоровича Гиршфельда. О происхождении этого имени обычно рассказывают такую легенду:

Однажды вечером Эмиль вместе с друзьями проходил мимо кинотеатра, на фасаде которого светилось «КИНО». Но третья буква почему-то не горела и получилось «КИО». И кто-то из приятелей артиста сказал: «Смотри, Эмиль, какой замечательный псевдоним!».

Однако, Игорь никогда не поддерживал эту версию и называл ее выдумкой. По его словам, звучным именем его семья обязана еврейской молитве.

«Когда отец жил в Варшаве, его выходные начинались со звуков молитвы, рефрен которой: «Ткио! Ткио! Ткио!» разлетался по всей округе. За несколько лет это ТКИО настолько врезалось отцу в сознание, что он решил с ним связать свою жизнь артиста!», — написал Игорь Кио в своей книге «Иллюзия без иллюзий».

И действительно, необычное имя очень подходило к выразительному образу Эмиля Теодоровича — чародей в чалме и ярком восточном халате. Кстати, есть и еще одна версия, которую Игорь не отрицал: КИО — это аббревиатура, которая расшифровывается: Как Интересно Обманывать.

Зиновий Гердт — Залман Храпинович

К/ф «О бедном гусаре замолвите слово» / Мосфильм

Залман Храпинович родился в 1916 году в уездном городе Себеже Витебской губернии. Он был четвертым ребенком в семье мелкого коммивояжера Афроима Яковлевича и его жены Рахили Исааковны.

Закончив еврейскую школу, Зяма (так всю жизнь называли артиста все его близкие и друзья) уехал в Москву и поступил в училище Московского электрозавода. А в свободное от работы и учебы время играл в театре рабочей молодежи (ТРАМе).

Перед самой войной Залман стал актером Московской государственной театральной студии. Тогда же он и сменил имя и фамилию и стал Зиновием Гердтом.

«Храпинович — для артиста это имя считалось не очень звучным. А у Зямы в семье была фамилия Герд, вот он ее и взял. Правда, ему посоветовали, чтобы в конце обязательно было «дт» — так, дескать, красивее. Он добавил букву, а вскоре сменил фамилию и в паспорте», — рассказывала вдова артиста Татьяна.

Леонид Броневой — Леонид Факторович

К/ф «17 мгновений весны» / Киностудия имени М. Горького

Трудно поверить, что знаменитый Мюллер — Леонид Броневой стал артистом вовсе не от хорошей жизни. Он появился на свет в 1928 году в Киеве в семье Соломона Иосифовича Факторовича, сотрудника органов госбезопасности.

Правда, к моменту рождения сына отец и его брат (занимавший немалый чин в правительстве Украины) уже были Броневыми. По семейной легенде, этот псевдоним появился во время революции, когда один из членов семьи уничтожил белогвардейский броневик и сам при этом погиб.

В 1937 году Соломона Броневого арестовали, а к Леониду надолго приклеился ярлык «сына врага народа».

«Это значит, что я подпадал под негласный запрет на профессию. Я не мог стать ни дипломатом, ни журналистом, ни военным, ни инженером, связанным с военной техникой. Никем! Для меня был открыт только театральный вуз, и то если он находился не в Москве и не в Ленинграде. Поэтому я называю себя артистом поневоле. Я просто вынужден был им стать», — говорил Леонид Броневой.

Закончив Ташкентский театрально-художественный институт, Леонид работал в нескольких провинциальных театрах и только в середине 60-х смог устроиться в Московский театр на Малой Бронной и начать сниматься в кино.

Илья Олейников — Илья Клявер

К/ф «Колхоз интертейнмент» / Кинокомпания «WSB» при поддержке Службы кинематографии Министерства культуры Российской Федерации

После окончания Московского государственного училища циркового и эстрадного искусства Илья Клявер работал на эстраде артистом разговорного жанра — исполнял монологи и скетчи советских писателей-сатириков Семена Альтова, Михаила Мишина, Марьяна Беленького.

С 1977 года начал выступать в дуэте со своим другом Рувимом Бронштейном. Их тогда так и объявляли — Клявер и Бронштейн. Сценки, разыгрываемые артистами, пользовались большой популярностью. Многие зрители старшего поколения до сих пор помнят их знаменитые номера «Морж» или «Вопрос конечно интересный».

На артистов обратил внимание Владимир Винокур и пригласил их в свою программу. А вскоре после этого выступление дуэта внезапно вырезали из телевизионной версии Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Тогда Винокур предложил артистам заменить свои неугодные чиновникам от телевидения фамилии на благозвучные псевдонимы.

Так Рувим Бронштейн стал Романом Казаковым, а Илья Клявер — Ильей Олейниковым (по счастью, к имени претензий у чиновников не было).

С выбором псевдонима Илья Львович долго не мучился, а просто-напросто взял фамилию своей жены Ирины. Кстати, сын артиста, Денис, бывший солист группы «Чай вдвоем» не захотел прятаться за псевдонимом и выступает под настоящей отцовской фамилией Клявер.

Роман Карцев — Роман Кац

К/ф «Собачье сердце» / «Ленфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Неповторимый Швондер из «Собачьего сердца» Роман Карцев с рождения носил фамилию Кац. И, между прочим, очень этим гордился. Ведь его отец Аншель Кац до войны был довольно известным футболистом. А после ранения на фронте стал не менее известным футбольным тренером и судьей.

Отец очень хотел, чтобы Рома тоже стал спортсменом. Но мальчик не разделял его чаяний и мечтал выступать на сцене. Устроившись после школы рабочим на обувную фабрику, Роман сразу же стал посещать местный драмкружок.

Скоро парня приметили артисты самодеятельного студенческого театра «Парнас» при Одесском институте инженеров морского флота. Приход в этот коллектив стал для Романа судьбоносным — здесь он познакомился с Виктором Ильченко — своим будущим партнером по эстраде и Михаилом Жванецким, который стал их постоянным автором.

В 1962 году троица перебралась из Одессы в Ленинград, где вскоре начала работать в Театре миниатюр Аркадия Райкина. По просьбе Аркадия Исааковича, Роман немного видоизменил свою фамилию и стал Карцевым. Попроще стало и отчество — Андреевич.

С 1975 года Карцев стал сниматься в кино. Самые известные его работы — Боярский («Биндюжник и король»), Соломон («Небеса обетованные»), Йося («Старые клячи»), Поплавский («Мастер и Маргарита») и, конечно же, Швондер.

Семен Фарада — Семен Фердман

К/ф «Тайна виллы «Грета» / Мосфильм

Впервые на экране Семен Фарада появился в 1967 году. В короткометражном фильме «Каникулы в каменном веке» он сыграл небольшую роль туриста. Это картина стала единственной, в титрах которой артист был записан под своей настоящей фамилией — Семен Фердман.

Уже через год на студии «Таджикфильм» приступили к съемкам детского фильма «Вперед, гвардейцы», в которой Семену предложили сыграть роль пионервожатого. А когда по окончании работы начали писать титры, неожиданно возникла заминка. Рядом с таджикскими фамилиями: Умарова, Курбанов, Шарипова фамилия Фердман выглядела как-то инородно и слишком бросалась в глаза. И Семена попросили придумать псевдоним.

«Ну и задали вы мне шараду» — сказал озадаченный артист. А директор киностудии тут же подхватил: «А что, это идея. Только не Шарада, а Фарада — сохраним тебе первую букву».

Так и появился артист Семен Фарада. Кстати, ударение в фамилии нужно ставить не на последний (как делает большинство людей), а на второй слог — ФаРАда. Уже став знаменитым, Семен Львович официально сменил фамилию в паспорте и других документах.

Аркадий Арканов — Аркадий Штейнбок

К/ф «Центровой из поднебесья» / Киностудия имени М. Горького

До середины 60-х годов писатель-сатирик, драматург, артист и телеведущий Аркадий Арканов носил фамилию, полученную при рождении — Штейнбок. Она и стояла под всеми написанными им до того времени рассказами, пьесами и юморесками.

В 1963 году юмористический рассказ, написанный Аркадием совместно с Григорием Гориным (который тогда еще был Офштейном) они должны были прочитать в радиопередаче «С добрым утром».

Но перед выходом программы редактор неожиданно отозвал друзей в сторону:

«Ребята, если я объявлю вас Штейнбок и Офштейн — нас просто не поймут, а передачу вообще могут закрыть. Нужно придумать что-то другое».

Пришлось писателям в срочном порядке выдумывать себе псевдонимы. Аркадий вспомнил, как в детстве у него было прозвище Аркан и решил, что Аркадий Арканов звучит очень даже неплохо.

Кроме того, у этой, казалось бы, абсолютно русской фамилии оказались иудейские корни. В переводе с древнееврейского, «арка» означает «загадка».

«Вот такой я весь теперь загадочный», — шутил Арканов.

Григорий Горин — Григорий Офштейн

К/ф «Тот самый Мюнхгаузен» / Мосфильм

Григорий Горин известен нам не только как писатель-сатирик, но и как талантливый сценарист. «Тот самый Мюнхгаузен», «О бедном гусаре замолвите слово», «Убить дракона», «Формула любви», — вот далеко не полный перечень фильмов, снятых по его сценариям.

Как уже говорилось выше, в 1963 году по настоянию редактора радиопрограммы «С добрым утром» Григорию нужно было найти замену своей не слишком благозвучной для советского уха фамилии Офштейн.

Задумавшись, писатель механически написал на листке бумаги: «Гриша Офштейн решил изменить национальность». После чего внимательно посмотрел на первые буквы своего опуса и понял, что нашел гениальный псевдоним — Горин.

49
15
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook