А в таком состоянии редко, кто способен на адекватную оценку ситуации. Поэтому мы представляем своеобразный чек-лист, который поможет вам разобраться в том, действительно ли ваш ребенок заслуживает вашего порицания. Итак, прежде чем ругать непослушного ребенка — посмотрите в этот список:
1. Не противоречат ли ваши требования возрастным особенностям? Маленькие дети не способны терпеть и ждать, сильные сиюминутные желания в дошкольном возрасте успешно вытесняют, казалось бы, усвоенные правила и нормы. И лет до 11-13, пока не сформируется волевая сфера, ребенок чаще следует своим «хочу», а не вашим «должен».
2. Понимаете ли вы причины поведения ребенка, его потребности, желания? Взгляд на ситуацию со стороны ребенка не обязательно разрешит проблему. Но это первый шаг к тому, чтобы договориться, найти компромисс.
3. Учитываете ли состояние ребенка? Может быть, он устал или голоден? Может быть, он напуган (и к этому нужно отнестись серьезно, какими бы пустяковыми не казались детские страхи). Может быть, расторможен так, что не контролирует себя и не слышит вас? Тут хочется напомнить слова Росса Грина из книги «Взрывной ребенок»: «Дети ведут себя хорошо, если могут».
4. Не подавляют ли ваши требования естественных механизмов развития? Рассматривайте привычку ребенка всюду лезть, все трогать, пробовать на вкус, заглядывать внутрь разных предметов не как ваше наказание, а как счастливый дар, который позволит за несколько лет научиться миллиону важных вещей.
5. Обижает поведение ребенка или подозрение, что он все делает “на зло”? У большинства из нас хранится груз старых обид. Но иногда стоит вспоминать, что песочница осталась позади, и нам не обязательно теперь обзываться в ответ и давать сдачи, особенно если «обидчик» – наш собственный ребенок.
6. Не сражаетесь ли вы с физиологическими особенностями ребенка, разумны ли ваши требования? Ведь часто ребенок просто не может выполнить ваше требование, а не «не хочет» или «ему просто лень».
7. Не перекладываете ли вы ответственность на ребенка за свою невнимательность, забывчивость, лень? Ведь, если вы вчера что-то запретили, за что-то наказали, а сегодня забыли проконтролировать, то разве виноват ребенок в том, что забыл про наказание?
8. Делаете ли вы что-то, чтобы ребенок вас услышал? Умеете ли вы сами сотрудничать и договариваться, можете ли научить этому ребенка?
9. Не переоцениваете ли вы представление ребенка об опасностях, его возможности предвидеть последствия своих действий? Ведь мозг ребенка – это не уменьшенная копия мозга взрослого человека. Он еще не совсем развит и вызревает постепенно. Только к 16-18 годам он приобретет черты мозга взрослого человека. И последними созревают лобные доли мозга, те, в которых находятся зоны, отвечающие за контроль над поведением, за возможность предвидеть последствия своих действий. А пока ребенок действует импульсивно: захотел – сделал.
10. Не отрицаете ли вы право ребенка на собственные желания, интересы, побуждения? Ведь вы хотите, чтобы ваш ребенок смог быть успешным, когда вырастет, смог ставить перед собой цели и добиваться их. Именно сейчас он в этом упражняется.
Авторы: Александр и Елена Созончук