12 ляпов в «Место встречи изменить нельзя», которые сложно не заметить

Редакция Femmie,
редакция Femmie

Несмотря на эти ошибки, зрители все равно любят фильм про Жеглова и Шарапова.

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

«Место встречи изменить нельзя» в одночасье завладел вниманием миллионов советских зрителей. Многие настолько были увлечены сюжетом, что упустили из виду несколько весьма заметных ошибок, которые допустили создатели картины. Мы нашли 12 ляпов в сериале про Жеглова и Шарапова, которые вызывают вопросы у аудитории.

Почему Жеглов не начал расследование на Чистых прудах

Весь сюжет телесериала посвящен борьбе с преступниками, которые орудовали в послевоенной столице Советского Союза. Казалось бы, по этой причине, авторы фильма должны быть максимально тщательно продумать все сцены с нарушением закона. Но внимательные зрители нашли более 15 криминалистических ошибок. Мы обратили внимание на одну из самых заметных.

Посмотрите: на этом кадре заточка, которую в первой серии достал Жеглов из тела Векшина. Что здесь не так?

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

То, каким способом он это сделал: извлек металлический предмет, обернув его носовым платком. И делает он это ровно за мгновение до того, как врачи «скорой помощи» собирались забрать тело. При просмотре этой сцены у многих зрителей возникают вполне обоснованный вопрос.

Почему Жеглов не начал расследование на месте преступления? Место не оцепили, криминалистов тоже не было. Вместо этого старший оперуполномоченный просто достает заточку из тела Васи и передает коллеге со словами: «Держи аккуратно. Может быть, на ручке пальцы остались».

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

Но подобное действие можно сделать только после того, как криминалисты все тщательно осмотрят и зафиксируют в протоколе. При этом Жеглов фактически видел преступника, который убежал из парка и заскочил в трамвай.

Но этой ошибке, возможно, есть объяснение. Дело в том, что в книге «Эра милосердия», по которой и снят фильм, данная сцена описывается еще короче и со слов Шарапова.

В романе Вайнеров тоже нет никакого расследования преступления против оперативника Васи Векшина.

Варя Синичкина в одной сцене в разных званиях

Варя Синичкина покорила миллионы зрителей. Настолько, что многие не заметили важную деталь в образе этого персонажа.

В начале сериала эта героиня предстает в форме с погонами, на которых необычные символы.

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

Цифра I обозначает номер отделения, в котором служит Варвара. А буква О означает звание рядового. Но самое интересное мы заметили в третьей серии.

На свидание с Шараповым Синичкина приходит в этом же звании. Смотрите:

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

И вдруг, через несколько минут, она уже с другими погонами, которые означают звание младшего сержанта.

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

Невозможно, чтобы за минуту экранного времени красавицу повысили по службе. Поэтому в данном случае это действительно большой ляп как костюмеров, так и режиссера, который при монтаже не увидел разницу.

Черная кошка на стене магазина появилась еще до того, как ее нарисовал Промокашка

В конце второй серии Промокашка обчистил продовольственный магазин и в последний момент решил оставить на стене фирменную подпись его банды. Преступник рисует на стене черную кошку. Но делает он это по контуру, который заранее оставил на поверхности режиссер Говорухин. Видимо, сделал это, чтобы актеру было легче нарисовать символ банды в кадре. Очертания еле заметны, но если приглядеться, то силуэт кошки можно увидеть.

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

Забавно и то, чем Промакашка рисует кошку. По сценарию он использует окурок. Но это невозможно: такой «карандаш» сразу крошится и не дает четкие линии. Вероятно, у актера в руке все же грифель или кусочек угля.

Почему Шарапов стоит на самом видном месте в «Астории», хотя, по идее, должен быть незаметным

В начале второй серии МУРовцы хотели накрыть банду, но не ожидали, что у преступников будет несколько машин и столько оружия. Фокс, спрыгнув с крыши, мчится мимо Шарапова, но тот его останавливает и сначала смотрит с подозрением. Но Фокс моментально втерся в доверие. И лишь через несколько минут до Шарапова дошло, что встреченный им офицер был вовсе не офицером.

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

Между тем, Фокс понимает, что за ним следят оперативники. Вместо того, чтобы скрыться из виду на какое-то время, он вскоре после той встречи с Шараповым идет в ресторан «Астория» — самое злачное место в столице. И он наверняка знает, что о его визитах в это заведение известно МУРовцам.

А в «Астории» Шарапов стоит на самом видном месте — у барной стойки. Да, он не уверен, что хорошо запомнил Фокса и сможет моментально его узнать. Но Фокс-то его видел и говорил с ним тогда, во время засады. И преступник с большей долей вероятности узнает его в доли секунды. Зрители задаются вопросом: почему тогда Шарапова оставили на самом видном месте, а не поставили где-то в толпе? Нелогично.

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

А еще многих удивляет то, как именно в фильме Фокс догадался, что милиция уже расставила свои сети в «Астории»? Но это вряд ли можно считать ляпом. Александр Белявский, сыгравший этого персонажа, так вспоминал съемки данного эпизода:

«В сценарии написано: Фокс зашёл в зал и звериным чутьем почувствовал засаду. Я и спрашиваю режиссёра, а как мне играть эту сцену… А Говорухин успокоил: „Саша, ну что ты? Уйдёшь в окно, и все поймут, что у тебя звериное чутьё“

Если внимательно пересмотреть сцену с появлением Фокса в «Астории», то можно заметить, что он сразу обратил внимание на столик, за которым сидел Жеглов. Он и его коллега явно выделялись слишком напряженным поведением. В то же мгновение Жеглов оборачивается и смотрит как бы сквозь Фокса, за спиной которого Шарапов пытается пройти к выходу незамеченным. В этот момент то самое звериное чутье Фокса и сработало.

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

Куда делся отпечаток Фокса со стола

Побег Фокса из «Астории» закончился для него провалом — он оказался в руках милиции. Во время допроса, который вел Шарапов, преступник коснулся рукой разбитой губы. А уже в следующую секунду проводит пальцем по боковой стороне стола, оставляя на ней темно-красный след. Но в конце этой же сцены стол выглядит чистым.

Возможно, части этого эпизода снимали в обратном порядке или в разные дни. И в промежутках между съемками «кровавый след», нарисованный вареньем, кто-то случайно вытер.

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

Еще одна досадная ошибка в сцене допроса Фокса. Ее заметили не все

Во время допроса Фокс пишет под диктовку Шарапова текст, который необходимо для графологической экспертизы. Старший лейтенант делит лист на три части. Смотрите:

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

Но когда этот же экспертиза с текстом Фокса попадает в руки Жеглова, то лист выглядит явно не оборванным.

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

Сюжет разворачивается в 1945-м, а зрителям показали Москву конца 1970-х

Первая серия фильма начинается с того, как Шарапов идет устраиваться на службу. Он проходит по московским улицам, где кипит послевоенная жизнь. Вот мимо него проезжает автомобиль, а на заднем плане мы видим… светлые «Жигули». В 45-м году?

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

А потом за его спиной появляется нетипичный для того времени объект. Присмотритесь к этому кадру:

«Место встречи изменить нельзя», Одесская киностудия

На заднем плане отчетливо виден газетный киоск «Союзпечать». Ошибка съемочной группы в том, что в августе 1945 года таких киосков в СССР и быть не могло. Они открылись многие годы спустя. А когда снимали сериал, в 1978-м, «Союзпечать» была почти повсеместно.

В сцене с показом мод, организованном в парке, похожая ситуация. Позади Шарапова виден киоск «Мороженое». Но в послевоенный год таких торговых точек еще не было в Союзе.

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

В первой серии оперативник из Ярославля Векшин под видом преступника встречается на Чистых прудах с бандитом, который лишает его жизни. После преступления он бежит к трамваю, чтобы быстрее скрыться.

Для съемок этой сцены на улице перекрыли движение, но сразу несколько современных автомобилей все равно отчетливо видны в кадре. Слева у здания стоит телефонная будка, окрашенная в белый и красный цвета. Но они появились в Москве значительно позднее. Почему оператор не предложил снять сцену заново, остается загадкой.

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

Когда Шарапов устроился в МУР — днем или ночью?

Как вы помните, в начале первой серии Шарапов идет на новое место работы днем. Хотя, скорее всего, это даже утро. Но все меняется, когда он входит в здание — за окнами и стеклянными дверями первого этажа кромешная тьма.

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

Когда же Шарапов поднимается по лестнице и подходит к кабинету Жеглова, за окнами снова день. Чудеса, да и только.

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

Как изменилось лицо Васи Векшина

Когда Жеглов и Шарапов заподозрили неладное после встречи Векшина и бандита на Чистых прудах, они пошли к скамейке и увидели их коллегу без признаков жизни.

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

Но уже через несколько секунд, когда приехала «скорая помощь», на лице оперативника нет никаких следов. Вряд ли их по сценарию стерли Жеглов или Шарапов — это промах съемочной группы.

«Место встречи изменить нельзя» / Одесская киностудия

Конечно, для многих поклонников фильма «Место встречи изменить нельзя» эти неточности и ошибки не имеют значения. Культовый фильм Говорухина по-прежнему остается одной из самых популярных советских картин — даже спустя 45 лет.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook