16 лет была на вторых ролях и отказалась играть женщину-обезьяну. Как Ирина Алферова ушла из Ленкома

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

В театральной среде говорили, что Захаров якобы специально «задвигал» Алферову на задворки.

«В гостях у Дмитрия Гордона»/ Украинское телевидение

Ирина Алферова прослужила в Театре имени Ленинского комсомола почти 16 лет. И все эти годы играла только второстепенные роли или вообще массовку. По слухам, Марк Захаров специально держал Алферову на задворках, чтобы она не затмила его дочь Александру.

Однако сама Ирина Алферова рассказывает, что все было иначе.

«У нас полно ролей, и все ваши»

Ирина Алферова училась на 4-м курсе ГИТИСа, когда режиссер Василий Ордынский пригласил ее на главную роль в киноэпопею «Хождение по мукам». При этом Ордынский поставил условие — до окончания съемок не сниматься в других фильмах и не играть в театре.

Алферова не нарушила договоренности и целых пять лет отклоняла любые, даже самые заманчивые, предложения.

Премьерный показ «Хождения по мукам» состоялся в октябре 1977 года. Уже после первых серий на Алферову обрушилась всенародная слава. На киностудию мешками приходили письма от восторженных поклонников, а режиссеры наперебой стали приглашать Ирину в свои фильмы.

К/ф «Хождение по мукам» / Мосфильм

Не остались в стороне и театральные деятели. Сразу же после выхода «Хождений по мукам» Алферова получила приглашения сразу в несколько московских театров. В числе тех, кто наиболее настойчиво звал актрису в свою труппу, был главный режиссер Ленкома Марк Захаров.

Ленком тогда находился в зените славы — в 1977 году за заслуги в развитии советского театрального искусства коллективу театра был вручен Орден Октябрьской революции. Кроме того, ленкомовские постановки «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Тиль Уленшпигель», «Юнона и Авось» пользовались огромной популярностью у театралов.

Но главным аргументом, который заставил Алферову остановить свой выбор на Ленкоме, были слова Марка Захарова:

 «У нас полно ролей, и все они ваши».

И Ирина Алферова стала актрисой Московского театра имени Ленинского комсомола.

«Мне нравятся мужчины, способные удивлять»

К моменту поступления в театр Алферова уже развелась с первым мужем — болгарским дипломатом Бойко Гюровым. Она одна воспитывала дочку Ксению. В Ленкоме у нее с первого же дня появилась масса поклонников.

Одним из самых настойчивых оказался Александр Абдулов. Однажды на гастролях он целый час носил Ирину на руках по парку, чтобы добиться согласия стать его женой.

К/ф «С любимыми не расставайтесь» / Киностудия имени М. Горького

Алферова не смогла устоять перед напором Абдулова, тем более что была влюблена в него с той самой минуты, как впервые увидела на сцене.

«Я увидела главного героя, его огромную руку, скользящую по партнерше, и будто растворилась в этом образе… В энергии, исходящей от этой руки, было все: и страсть, и надежность, и что-то такое, что мне было нужно в этой жизни. Мне вообще нравятся мужчины, подобные Грею в «Алых парусах», способные удивлять, дарить мечту, предвосхищать желания. Как раз таким человеком был Саша Абдулов» — вспоминала актриса.

«Не спешите. Поиграйте в массовочке»

Помня слова Захарова, Ирина рассчитывала сыграть главную героиню хоть в одной постановке. Но режиссер не спешил выполнять свое обещание и упорно держал актрису на второстепенных ролях и массовке.

Например, Алферова играла старшую сестру Кончитты в рок-опере «Юнона и Авось», Валю в «В списках не значился», Девушку, похожую на ангела в «Жестоких играх» и другие подобные роли.

В спектакле «Юнона и Авось» / Ленком

Кроме того, когда Алферову приглашали на съемки в кино, Захаров всячески ее отговаривал.

«Не надо, не спешите. Поиграйте у нас в массовочке, поучитесь, а роли от вас никуда не уйдут» — говорил режиссер.

И Алферова, искренне веря мэтру, отказывалась от хороших ролей.

«А чего ей помогать?»

В отличие от Алферовой, прозябающей на задворках, ее супруг Александр Абдулов играл в основном главных героев. Он вообще еще со студенческих лет был любимчиком Захарова. Поэтому получал хорошие роли не только в его спектаклях, но и в кинофильмах — «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви».

Однажды в интервью Алферова призналась, что она по натуре не боец. Поэтому очень нуждается в чьей-то помощи, защите и даже протекции. Выйдя замуж за Абдулова, Ирина надеялась, что он поможет ей выдвинуться в театре. И ошиблась.

Алферова вспоминала, как их коллега по театру актриса Елена Фадеева неоднократно упрекала Абдулова, что он не помогает жене. А в ответ слышала:

«А чего ей помогать? Она и так талантливая, сама всего добьется»

По словам Ирины, слышать это от самого дорогого человека было обидно до слез.

«Зрительский интерес к ней был огромный»

Через несколько лет, поняв, что в театре ей уготована только «массовочка», Алферова перестала отказывать кинорежиссерам.

Именно благодаря киноролям она раскрылась, как талантливая и разноплановая актриса — Констанция в культовой картине «Д’Артаньян и три мушкетера», Кира Стругина в драме «Незваный друг», Нина в детективе «Без видимых причин», Ксения в исторической ленте «Василий Буслаев», Ольга Винтер в приключенческом фильме «ТАСС уполномочен заявить» и другие.

К/ф «ТАСС уполномочен заявить» / Киностудия имени М. Горького

В 80-х Алферова была одной из самых востребованных киноактрис и пользовалась просто невероятной популярностью у зрителей.

А между тем в театре все оставалось по-прежнему.

Нынешний руководитель Ленкома Марк Варшавер вспоминает, что неоднократно просил Захарова дать Алферовой достойную роль.

«Она могла бы стать той «курицей», которая несла золотые яйца для театра. Алферова была кинозвездой. Зрительский интерес к ней был огромный» — говорил Варшавер.

По словам Варшавера, зрители часто его спрашивали — в каком спектакле можно увидеть Ирину Алферову? А что он мог ответить? Что в постановке «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» Алферова вместе с другими шестью девушками танцует чилийский танец?

«Ирина Ивановна, уйдите со сцены»

К слову, даже в танцах Марк Захаров «ущемлял» Алферову. А ведь Ирина от рождения очень пластичная и просто замечательно танцует.

«Я танцевала лучше всех, пластика во мне есть. Но Захаров мне говорил: «Ирина Ивановна, уйдите со сцены». А все остальные, те, кто не так хорошо танцевал, даже ужасающе двигался, оставались…» — рассказывала Алферова.

К/ф «Высший класс» / Антарес-Фильм, Издат-Банк

В последнее время в СМИ часто проскальзывает информация, что главной причиной, по которой Захаров «затирал» Алферову была его дочь Александра. Мол, режиссер опасался, что Ирина затмит Александру, поэтому и держал ее «на скамейке запасных».

Но сама Ирина Алферова опровергает эту версию. И говорит, что Захарова, во-первых, намного младше ее, а, во-вторых, пришла в театр гораздо позже.

«Александра потом появилась. И это уже была история других актрис, а не моя. И, кстати, я вполне понимаю Марка Захарова и думаю, что любой отец на его месте поступил бы так же. То есть постарался бы максимально выдвинуть свою дочь» — говорила Алферова в интервью.

«Это было пиковое состояние»

Ангельскому терпению Алферовой можно только позавидовать — в такой невыносимой атмосфере она продержалась целых 16 лет. Но всему наступает предел.

«Последней каплей» стала роль, которую Захаров дал Алферовой в спектакле «Игроки». Это была роль дамы, которая на балу… превращается в обезьяну — покрывается волосами, рычит и ругается матом.

К/ф «Ночные забавы» / Мосфильм

«Это был 1993 год, сразу после выхода на экраны «Ночных забав». Я без преувеличения могу сказать, что находилась в отличной профессиональной форме. Я была богатейшим материалом для драматургии, для сцены… и вдруг такая роль. Это было просто пиковое состояние» — рассказывала Алферова в интервью.

По словам Ирины, она мужественно сходила на три репетиции, после чего набралась смелости и сказала Захарову, что не будет играть женщину-обезьяну.

Захаров по-видимому, сам понимал всю абсурдность положения, потому что сразу же сказал: «Хорошо, можете не ходить на репетиции».

Однако Ирина решила полностью поставить точки над «I» и подала заявление об уходе. К тому времени их брак с Абдуловым уже трещал по всем швам, в Ленкоме ее ничего не держало.

«Это замечательный театр»

Но без работы Алферова не осталась. Буквально на следующий день после увольнения из Ленкома она поступила в труппу Театра современной пьесы, где служит по сей день. Этот театр Ирина называет своим вторым домом.

Спектакль «Чайка» / Школа современной пьесы

«Это — замечательный театр, там есть потрясающие спектакли, великолепные партнеры, и режиссер очень хороший. Он всегда придумывает какой-то свой мир и привлекает людей из других сфер. Там стараются уважать личность каждого. И если роль не нравится, то тебя на нее никогда не назначат» — говорит Алферова.

17
2
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook