2 большие звезды Голливуда, которых не замечают в нашем фильме 87 года. Главная загадка фильма «Мио, мой Мио»

Анна Багдасарова,
редакция Femmie

Для голливудской звезды Кристиана Бейла этот советский фильм стал одной из первых киноработ.

«Мио, мой Мио», киностудия им. Горького / «Темный рыцарь», Legendary Entertainment

«Мио, мой Мио» — та самая волшебная история, которую многие смотрели в детстве, не подозревая об удивительном секрете. Помните те захватывающие кадры, когда Мио скачет на белом коне по сказочной стране, рядом с ним — верный друг Юм-Юм, а впереди ждет битва со злобным рыцарем Като. Но когда мы в детстве смотрели эту сказку, то и подумать не могли, что в нем снимаются будущие голливудские звезды — будущий Бэтмен из «Темного рыцаря» и Саруман из «Властелина колец». Расскажем, как это вообще стало возможным для советского фильма 1987 года и что творилось за кадром этой невероятной картины.

«Мио, мой Мио» — самая дорогая экранизация книги Астрид Линдгрен

История началась в 1985 году, когда шведские продюсеры обратились к СССР с предложением экранизировать сказку Астрид Линдгрен. Из трех кандидатур — Александр Митта, Сергей Соловьев и Владимир Грамматиков — выбрали последнего. Шведам понравился его фильм «Собака гуляла по роялю», а сама Линдгрен одобрила кандидатуру после личной встречи.

Астрид Лидгрен с Кристианом Бейлом и Ником Пиккардом на съемках фильма «Мио, мой Мио» / Киностудия им. Горького

Грамматиков к тому моменту уже успел прославиться комедией «Усатый нянь» — той самой, где Сергей Проханов играл воспитателя детского сада. Опыт работы с детьми режиссеру точно пригодился, ведь предстояло создать что-то грандиозное.

Проект получился поистине международным: СССР, Швеция и Норвегия объединили усилия. Со стороны Советского Союза в производство включились киностудия имени Горького и Совинфильм, скандинавы подключили свои киноорганизации. Бюджет составил рекордные 50 миллионов шведских крон — сумма по тем временам просто космическая. Фильм стал самой дорогой прижизненной экранизацией произведений Астрид Линдгрен.

А главную музыкальную тему написали не кто иные, как Бенни Андерссон и Бьёрн Ульвеус — создатели легендарной ABBA! Песню исполнил шведский дуэт Gemini, и она стала хитом в Швеции. Представляете масштаб проекта?

12-летний мальчик, который не знал, что станет Темным рыцарем

Поначалу Грамматиков планировал снимать советских детей, которые жили и учились за границей. Но быстро понял — идея провальная. Тогда продюсеры предложили искать актеров в лондонских агентствах. Из 3000 кандидатов режиссер отобрал 70, а среди них — будущих звезд.

На пробах всем детям давали одно задание: сыграть сценку, где мама с чемоданом собирается уйти от отца, а ребенок должен любой ценой её остановить. Кристиан Бейл справился блестяще и получил роль Юм-Юма — лучшего друга главного героя.

Ник Пиккард и Кристиан Бейл / «Мио, мой Мио», киностудия им. Горького

Для юного валлийца это был настоящий дебют в большом кино. Роль Юм-Юма (в оригинале — Бенке) стала его первой серьезной работой. Съемки начались в марте 1986 года в Москве, продолжились в Стокгольме, а затем группа переехала в Крым.

Сам Бейл позже вспоминал те съемки как «настоящее приключение». В интервью 2008 года он рассказывал:

«Мне было 12, и я был один и в России, и в Швеции. Именно тогда я впервые почувствовал себя независимым, взрослым парнем».

Эта психологическая независимость, как признавался актер, повлияла на всю его дальнейшую жизнь — теперь он чувствует себя как дома в любой точке мира.

В апреле 1986 года, в разгар съемок, случилась Чернобыльская авария, и всю группу эвакуировали на месяц. Когда вернулись, еду приходилось проверять счетчиком Гейгера.

Посмотрите на угловатого подростка с мрачным взглядом исподлобья в кадрах «Мио, мой Мио» — и сравните с харизматичным Бруксом Уэйном из трилогии Нолана. Невероятная трансформация!

«Мио, мой Мио», киностудия им. Горького / «Темный рыцарь», Legendary Entertainment

А ведь путь к славе начался именно с этой советской сказки. После успеха фильма на детских кинофестивалях Бейла заметил сам Стивен Спилберг и пригласил в «Империю солнца». Дальше — больше: оскароносные роли, «Бэтмен», мировая слава.

Кристофер Ли: Легенда хоррора сражается с советскими принцами

А вот тут история становится еще интереснее! Роль главного злодея Като досталась самому Кристоферу Ли — тому самому Саруману из «Властелина колец» и Дракуле из одноименной британской экранизации 1958 года. Представьте: легенда британского хоррора приехала в СССР сниматься в детской сказке.

«Дракула», Hammer Film Productions Limited / 1958 год

К 1986 году Ли уже был мировой звездой. Его вампирские клыки наводили ужас на зрителей по всему миру, а образ Дракулы стал классикой жанра. И вдруг — злой рыцарь Като с железной рукой в советской экранизации Астрид Линдгрен. Контраст просто невероятный!

Но Ли не случайно согласился на эту роль. Актер был настоящим полиглотом — свободно говорил на семи языках, включая русский. Он даже мог читать и писать по-русски, а однажды записал арию из «Бориса Годунова» Мусоргского! Для международного проекта такого масштаба это было находкой.

Кристофер Ли в роли Като в фильме «Мио, мой Мио» / Киностудия им. Горького

В «Мио, мой Мио» Ли создал совершенно нового злодея — не вампира, не монстра, а сказочного тирана, ворующего детей и превращающего их в птиц. Зловещий, но все-таки сказочный. Актер блестяще справился с задачей, хотя после роли Дракулы играть детского злодея было, наверное, странно.

«Мио, мой Мио», киностудия им. Горького / «Властелин колец: братство кольца», New Line Cinema

Через 15 лет Кристофер Ли стал Саруманом во «Властелине колец» и вновь покорил мир в роли могущественного злодея. Получается, путь от советской сказки до толкиеновской эпопеи — и снова в образе антагониста. Судьба!

Чернобыльская тень над сказкой

26 апреля 1986 года, когда группа работала в Крыму, произошло то, что навсегда изменило мир — авария на Чернобыльской АЭС.

Владимир Грамматиков со съемочной группой фильма «Мио, мой Мио» / Киностудия им.Горького

Советские и зарубежные актеры, огромная международная команда — все мирно снимают сказку в солнечной Ялте. А в это время в тысяче километров от курорта происходит катастрофа, о масштабах которой тогда еще никто не подозревал.

Всю съемочную группу экстренно эвакуировали, но работу приостановили ненадолго.

«Сейчас это даже смешно вспоминать: мы прервали съёмки в Ялте всего на две недели, как будто этого было достаточно, чтобы радиация рассеялась», — вспоминал позднее Кристиан Бейл.

Еду приходилось проверять счетчиком Гейгера перед каждым обедом. Воду в бассейне — тоже. Дети воспринимали это почти как игру, не понимая всей серьезности ситуации.

Но тогда, в 12 лет, Бейл просто радовался продолжению приключений. Чернобыль стал частью его детских воспоминаний о России — наравне с добрыми людьми и волшебными съемками.

Владимир Грамматиков с Кристианом Бейлом (в середине) и Ником Пиккардом

Удивительно, но трагедия не сломила дух создателей. Фильм был завершен, и сказка дошла до зрителей. Это ли не настоящее чудо?

От московских павильонов до шотландских замков

Масштаб производства поражал даже по тем временам. Трехстороннее сотрудничество СССР, Швеции и Норвегии — такого в детском кино еще не было. Советский Союз представляла киностудия имени Горького, скандинавы подключили свои лучшие силы.

Кристиан Бейл на съемках фильма «Мио, мой Мио» / Киностудия им.Горького

Съемки походили на настоящую кругосветку. Сначала Москва — там снимали все павильонные сцены, включая финальную битву Мио с Като. Потом Стокгольм — вступительные кадры с реальным миром Боссе. Затем Крым — Ласточкино гнездо, Ливадийский дворец, Никитский ботанический сад стали декорациями сказочной страны. Владимир Грамматиков умудрялся руководить этим вавилонским столпотворением, и каким-то чудом все получилось.

Техническая сторона тоже впечатляла. Бороду Духа длиной 6 метров делали из корабельных канатов и крепили к автокрану — никаких спецэффектов, все по-настоящему!

Почему многие не замечали будущих звезд в этом фильме

А теперь главная ирония. Фильм вышел в европейский прокат в 1987 году, получил награду в Амстердаме. Советские зрители вообще воспринимали картину как обычную сказку. Ну снимались какие-то западные дети — и что с того? Мы смотрели на Мио и Юм-Юма, не подозревая, что видим будущих звезд Голливуда. Кто мог предположить, что этот угловатый подросток станет Бэтменом?

«Мио, мой Мио», киностудия им. Горького

В Швеции фильм вообще встретили прохладно — критики посчитали экранизацию слабой. Представляете? Самую дорогую адаптацию Линдгрен назвали неудачной именно на родине писательницы.

Но время все расставило по местам. Сегодня «Мио, мой Мио» — это не просто советская сказка, а уникальный артефакт. Фильм, где будущий Бэтмен дружит с будущим Саруманом!

«Темный рыцарь», Legendary Entertainment / «Властелин колец: братство кольца», New Line Cinema

Может, стоит пересмотреть эту картину? Теперь, зная судьбы актеров, каждый кадр приобретает совсем другой смысл. И кто знает — возможно, среди современных детских фильмов тоже скрываются будущие легенды кино. Просто мы пока не знаем их имен.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook