Фильм Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» был очень популярен в начале нулевых. Одну из главных ролей — Кати Афониной — сыграла молодая и тогда еще никому не известная актриса Анна Синякина.
Сегодня Анна Синякина не слишком часто радует своих поклонников новыми ролями в кино. И не потому, что ее не приглашают режиссеры — приглашают и довольно часто. Просто, по словам Анны, ее «не отпускает» любимый театр, которому актриса посвящает большую часть своего времени.
«Вы знаете, а я тоже никогда сам не плачу»
До «Ворошиловского стрелка» Анна Синякина снималась в кино только один раз — в картине Карена Шахназарова «День полнолуния» она сыграла небольшую роль девушки по вызову. Собственно говоря, здесь ее и заприметил Станислав Говорухин, подыскивающий актеров для своего нового фильма.
Как вспоминала позже Анна, претенденток на роль Кати Афониной было очень много. Но понемногу они отсеялись, и остались только она и молодая певица Юлия Началова. Говорухин никак не мог определиться, какая из девушек больше подходит и придумывал все новые и новые пробы. В конце концов он позвал на помощь Михаила Ульянова, который уже был утвержден на роль дедушки без всякого кастинга.
Режиссер попросил Анну сыграть сцену, когда ее героиня приходит после изнасилования домой и встречается с дедом. По сценарию Кате нужно было горько плакать.
«Делали несколько дублей. Первый раз я заплакала, а второй и третий — не смогла, впала в ступор. Говорухин стал на меня кричать: «Да ты ничего не мо-о-ожешь!» И вдруг Ульянов тихо сказал: «Вы знаете, а я тоже никогда сам не плачу. Если я буду плакать на каждом дубле, то мне каждый раз нашатырь надо будет наливать», — вспоминала Анна.
Эти слова артиста и решили судьбу Синякиной — она была утверждена на роль Кати.
«Другую девушку спрятали под покрывалом»
По словам Анны, эпизод с изнасилованием Говорухин решил снимать самым первым. Но Синякина заранее предупредила режиссера, что в откровенных сценах участвовать не может. И даже не потому, что на момент съемок ей не было еще 18 лет (получить разрешение родителей — не проблема), а потому что очень сильно стеснялась.
Говорухин пошел навстречу актрисе и пригласил дублершу. После чего вся съемочная группа долго ломала голову — как незаметно подменить одну девушку на другую. Неожиданно выход нашла сама Синякина.
«Я лежала на кровати и вдруг резко схватила покрывало и закинула на себя, так что меня не стало видно. Решение было найдено. Другую девушку спрятали под покрывалом», — вспоминала Актриса.
Две девушки дергали насильника за ноги
Самое интересное, что актеры, игравшие насильников Кати, боялись этой сцены намного сильнее, чем она сама. Особенно робел и конфузился самый молодой из троицы — Илья Древнов. Напряжение подогревал главный оператор картины Геннадий Энгстрем, который якобы на полном серьезе говорил парню:
«Так, вот это кресло мы сейчас переставим, чтобы в кадре как можно лучше было видно тебя полностью голого».
Кончилось тем, что запуганный до предела Древнов в самый нужный момент не смог настроиться. И, чтобы снять эпизод, режиссеру с оператором пришлось прибегнуть к хитрости: Илья просто неподвижно лежал сверху на девушке, а две ассистентки дергали его за ноги, создавая видимость полового акта.
Иногда Анне казалось, что Ульянов ее настоящий дедушка
После выхода на экраны, «Ворошиловский стрелок» стал лауреатом нескольких кинофестивалей и собрал целый букет наград. Не осталась незамеченной и Анна Синякина — на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине ей вручили приз за лучший женский дебют.
За то, что ей удалось так хорошо сыграть роль Кати, актриса бесконечно благодарна своему знаменитому партнеру — Михаилу Ульянову или Михал Санычу, как его называли в съемочной группе. Правда, поначалу Анна очень переживала — как посмотрит мэтр на начинающую неопытную актрису. Но все ее опасения оказались напрасными.
«Когда Михал Саныч был на площадке, мне было гораздо спокойнее, я чувствовала себя защищенной. Было на кого посмотреть и спросить: «Так? Я правильно делаю?» Что удивительно, он не позволял себе меня учить! Этого не было никогда. Но всегда, если видел, что не получается какой-то момент, подсказывал», — вспоминала Синякина.
По словам Анны, под конец работы над фильмом ей стало даже казаться, что Ульянов — ее настоящий дедушка.
За 20 лет Анна снялась в 20 картинах
Буквально сразу же после «Ворошиловского стрелка» Анна Синякина получила еще одну главную роль в фильме режиссера Василия Панина «Опять надо жить». По сценарию ее героиня — молодая девушка Ольга, потерявшая в годы Гражданской войны родителей. Приехав в провинцию к родственникам, она надеялась найти новый дом, но получила отказ. И только благодаря знакомству с машинистом паровоза Павлом смогла вернуться к полноценной жизни.
За роль в этой картине Анна Синякина тоже получила награду — на VIII Международном детском кинофестивале в «Артеке» ей вручили приз, как лучшей актрисе.
Дальнейшая карьера в кино Анны Синякиной складывалась вполне удачно. За 20 лет, прошедших после выхода «Ворошиловского стрелка» она снялась в 20 картинах, причем не только во второстепенных, но и в главных ролях.
Самыми значительными работами актрисы стали фильмы «Гонка за счастьем», «Палата № 6», «Солдатские сказки Саши Черного», «Позднее раскаяние».
Последняя роль актрисы — Люся в 8-серийной мелодраме Андрея Эшпая «Скажи правду», которая вышла на экраны в прошлом году.
«Театр — это мой дом»
Вполне возможно, что фильмов в послужном списке Синякиной было бы больше, если бы она соглашалась на все предложения. Но Анна часто отказывается от присылаемых сценариев по одной простой причине — ее «не отпускает» театр.
Еще в 2004 году, закончив актерский факультет ГИТИСа Синякина начала работать в Школе драматического искусства под руководством Дмитрия Крымова. Этому театру она хранит верность до сих пор.
«Я в этом театре уже много лет. Это мой дом. Мы как одна семья — часто остаемся по вечерам, на выходные. В нашем театре все заражены общей идеей и горят мечтой воплотить ее на сцене», — говорит Анна.
Одна из самых больших театральных работ Синякиной — спектакль «В Париже», в котором ей пришлось играть вместе с Михаилом Барышниковым. По словам Анны, готовясь к встрече с прославленным танцовщиком, она снова испытывала мандраж, как и много лет назад при знакомстве с Ульяновым.
Но Михаил оказался великолепным партнером, настолько легким в общении, что совсем скоро Анна забыла, что играет на одной сцене с корифеем.
«Если бы я думала о Михаиле, как о человеке, который станцевал то-то и то-то, снялся там-то и там-то, я бы, наверное, вообще не вышла на сцену. Но с ним оказалось поразительно легко. Он не приносит собой «бэкграунд», сразу начинает работать, обсуждать детали. Он — фантастический партнер. Огромное ему спасибо за это», — сказала актриса в одном из интервью.
«Мне важно услышать близкого человека. И быть услышанной им»
О своей работе в театре и ролях в кино 38-летняя Анна всегда рассказывает с удовольствием. Зато все, что касается личной жизни предпочитает держать в тайне. Причем делает это настолько умело, что даже самые дотошные журналисты до сих пор не знают есть ли у актрисы муж или хотя бы возлюбленный.
«Если говорить о любви, то здесь мне важно услышать близкого человека. И быть услышанной им» — это все, что отвечает Анна на вопросы о своем семейном положении.
Правда, однажды она все-таки пошла навстречу журналистам и рассказала, как отдыхает и расслабляется после работы. По словам актрисы, чтобы прийти в себя, иногда ей достаточно полежать часок-другой в тишине, а иногда нужно уехать куда-то, где есть возможность побыть наедине со своими мыслями.
А самый приятный релакс для Синякиной — это посмотреть балет.
«Это совершенно другой вид искусства, далекий от меня. Такое всегда переключает сознание, дарит вдохновение и, в конечном счете, отдых», — говорит актриса.