Дошкольник, знающий алфавит благодаря детским считалочкам, очарователен. Правильно считающий до 100 четырехлетка восхитителен. Однако ни у первого, ни у второго нет важных для садика, а значит и для жизни, навыков: для успешного раннего обучения требуется не так уж много, и зубрежка здесь не важна.
Знание алфавита и чисел не имеют особого значения: в садик дети приходят с разным уровнем подготовки, и в любом случае все они будут учить буквы, цифры и цвета.
Вторая причина, по которой запоминание чисел, букв, названий животных и столиц не играют решающей роли — знания не имеют ценности, если у них нет контекста.
Поясним на примере: если 5-летний ребенок знает название столицы Италии, это не значит, что он понимает историческую и культурную ценности страны. Впечатляющий на первый взгляд ребенок может оказаться слабее остальных, если он не понимает, что с помощью чисел можно осуществлять операции, а из букв слагаются книги.
«Первые пять лет жизни ребенка должны быть эмпирическими», — объясняет семейный терапевт и бывший воспитатель детского сада доктор Кэтрин Смерлинг. — «Его опыт должен быть связан с событиями вокруг него и с обучением, как в этом мире действовать. Эта стадия жизни вовсе не абстрактная, а более чем конкретная».
Итак, вот 3 вещи, которые ребенок должен понимать перед тем, как пойдет в детский сад:
Он должен понимать, как ему пригодятся буквы
Считалочки про алфавит — неплохо, но ребенку гораздо важнее понимать, что алфавит состоит из букв, которые формируют слова, а из них можно сочинять рассказы. Это одна из главных причин, почему совместное чтение родителей с ребенком развивает грамотность. Для большей эффективности Смерлинг предлагает родителям показывать детям слова — в книгах, на вывесках и так далее.
Он должен понимать, зачем нужны цифры
Контекст важен и для чисел. «Дети должны уметь различать деньги, потому что это элемент обмена: мы все оплачиваем деньгами с определенной ценностью», — объясняет Смерлинг.
Она предлагает родителям собирать с ребенком мелочь, пересчитывать и обменивать на другие монеты или сладости. Деньги можно заменить шариками, которые ребенок получает за правильно выполненные задания и складывает в банку. В результате их также можно пересчитать и обменять на игрушку или лакомство. Так ребенок поймет силу чисел в контексте.
«Это целесообразно, поскольку помогает ребенку функционировать», — говорит Смерлинг.
Он должен понимать важность дисциплины
Для социальных и эмоциональных навыков, необходимых в садике, контекст не менее важен. Одно дело сказать, что в детском саду нужно быть внимательным, слушать воспитателя и хорошо себя вести, но значительно лучше, если ребенок осознает ценность такого поведения у себя дома, в кругу взрослых, которых он уже знает.
Будет полезно определить стандарты дисциплины и личным примером показывать правила коммуникации: говорить «волшебные слова», спокойно реагировать на неудачи и соблюдать заданные стандарты поведения, уделяя ребенку достаточно внимания.
«Прислушивайтесь к ребенку и общайтесь с ним на его уровне, а не по-взрослому», — советует Смерлинг.
Детям важно не так уж много — всего лишь быть готовыми взаимодействовать с окружающим миром интеллектуально, эмоционально и физически. Стерлинг отмечает, что популярность ребенка среди сверстников или его невысокий рост не имеют никакого значения. Это примеры связанных с процессом развития черт, которые периодически меняются в течение жизни. По факту все эти вопросы решаемы.
При этом Стерлинг подчеркивает, что родителям необходимо вмешаться, если они чувствуют, что с попаданием в садик у ребенка появились проблемы. Садик в его жизни до 5-летнего возраста очень важен в долгосрочной перспективе.