3 советских актера, над причиной смерти которых ломают голову до сих пор

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

У этих актеров было все: успешная карьера и слава, но жизнь распорядилась иначе.

«Зося» / Киностудия имени Горького

Известные артисты нередко воспринимаются нами, обычными зрителями, как какие-то небожители. Нам кажется, что жизнь их — это сплошная череда удовольствий, успеха и славы. Но ведь на самом деле знаменитости — точно такие же люди, как и все мы. А звездный статус — вовсе не страховка от неудач, болезней, семейных дрязг и нелепых случайностей, которые порой приводят к самым трагическим последствиям.

Пример тому — 3 знаменитых советских актеров, которые ушли из жизни при нелепых и странных обстоятельствах.

Николай Гриценко

К/ф «17 мгновений весны» / Киностудия имени М. Горького

Николай Гриценко сыграл во многих знаменитых фильмах. Стоит вспомнить его Каренина в «Анне Карениной», Николая Татаринова в «Двух капитанах», Рощина в первой экранизации «Хождений по мукам», купца Перфильева в «Земле Санникова» и немецкого генерала в «17 мгновениях весны».

А ведь кроме кино в жизни Гриценко был еще и Театр имени Вахтангова, в котором он прослужил практически до конца жизни. По воспоминаниям коллег артиста, в 50-70-х годах зрители ходили в театр именно «на Гриценко» и готовы были сутками выстаивать в очередях, чтобы достать билеты на спектакль со своим кумиром.

«Талант Гриценко напоминал бурный фонтан игристого шампанского, который и малость пьянит, и радует глаз, и слегка свежит, но голова потом чиста, и все так благородно, весело, красиво!» — говорил о Николае Гриценко артист Вячеслав Шалевич.

В жизни же Гриценко был обычным человеком, со своими недостатками и слабостями, главной из которых было злоупотребление алкоголем. Причем с годами тяга к спиртному не только не угасала, а становилась сильнее, подрывая и без того не слишком крепкое здоровье актера.

Как следствие, Николай Олимпиевич стал катастрофически быстро терять память и вскоре совсем не мог запоминать тексты ролей. Но расставаться с кино и театром он не хотел. Поэтому для Гриценко делались специальные щиты, на которых крупным шрифтом писали его слова. Причем даже читая роль по шпаргалке, Николай Гриценко делал это настолько талантливо, что никто из зрителей ни разу не заметил подвоха. Например, именно таким способом артист играл роль немецкого генерала из «17 мгновений весны», с которым Штирлиц беседует в поезде.

«Сначала мы разыгрывали с ним сцену, чтобы понять, куда лучше ставить шпаргалки, а потом начинали снимать. У меня сердце разрывалось от боли. Память для актера – свобода плавания в роли. А он был лишен этой свободы. Но, даже читая со шпаргалок, Гриценко демонстрировал настоящие высоты актерского мастерства» — вспоминала режиссер картины Татьяна Лиознова.

В конце жизни Гриценко страдал от старческого слабоумия и по просьбе жены был госпитализирован в психиатрическую больницу.

Однажды утром Николая Гриценко обнаружили лежащим в коридоре без сознания со следами многочисленных побоев. По версии персонала больницы, голодный артист тайком по ночам брал еду из общего холодильника, за что и был жестоко избит другими больными.

Оправиться от побоев Гриценко так и не смог и 9 декабря 1979 года скончался.

Юрий Каморный

К/ф «Призвание» / Ленфильм

Юрий Каморный считался самым красивым киноактером или, как сказали бы сейчас, секс-символом 70-х. Можно даже не сомневаться, что этот титул он продолжал бы носить и в 80-х, и в 90-х, если бы в 1981 году нелепая случайность не оборвала его жизнь.

Что такое феноменальный успех и всесоюзная слава Каморный узнал еще в 1966 году, после первой роли в картине режиссера Михаила Богина «Зося». Партнершей Юрия по съемкам стала молодая польская актриса Пола Ракса, хорошо знакомая советским зрителям по сериалу «Четыре танкиста и собака».

После выхода картины за Каморным сразу же утвердилось амплуа героя-любовника — сильного, мужественного и благородного покорителя женских сердец. Неудивительно, что артиста тут же стали осаждать толпы поклонниц — ходили за ним следом по улицам, дежурили возле дома, забрасывали любовными письмами.

Режиссеры тоже не оставляли без внимания красавца-актера — каждый последующий год на экраны выходило 2-3 картины с участием Каморного. Причем, практически во всех он играл главные роли.

Многие зрители помнят Юрия Каморного по фильмам «Освобождение» (лейтенант Васильев), «Проводы белых ночей» (журналист Валерий Синицын), «Дверь без замка» (капитан Петр Сычев), «Призвание» (велогонщик Игорь Мельников), «Голубые молнии» (лейтенант Копылов) и многим другим. Всего за свою недолгую жизнь артист снялся в 35 художественных картинах и 5 телеспектаклях.

Полностью отдаваясь профессии, в личной жизни Каморный так и не нашел счастья. Он был дважды женат, один раз официально, другой неофициально. Но оба брака распались. Причина в обоих случаях была одна и та же — злоупотребление спиртным и нервные срывы Каморного.

Дело в том, что в детстве Юрий перенес менингит. А уже во взрослом возрасте, на съемочной площадке дважды получал сотрясение мозга, что несомненно сказалось на его здоровье. В 1980 году по совету друзей Юрий лег в больницу, но долечиться не успел — его позвали на съемки очередного фильма.

Напряжение и усталость от чересчур плотного графика съемок Каморный пытался снимать проверенным способом — алкоголем. Это вызвало резкое ухудшение самочувствия: артиста стали мучить галлюцинации, появились признаки мании преследования.

27 ноября 1981 года соседи Юрия услышали из его квартиры душераздирающий женский крик. Приехавшие по вызову милиционеры взломали дверь и увидели жуткую картину.

Юрий Каморный, находясь практически в невменяемом состоянии, одной рукой скрутил за руки молодую женщину, а другой рукой приставил к ее горлу клинок кинжала. Увидев милицию, артист стал кричать, чтобы они немедленно убирались, иначе он убьет свою жертву. В ответ один из стражей порядка выстрелил: сначала в воздух, а потом в ногу Каморного.

По роковой случайности пуля попала в бедренную артерию, вызвав сильнейшее кровотечение, остановить которое было просто невозможно. Юрий Каморный умер практически мгновенно. Ему было всего 37 лет.

Александр Соловьев

К/ф «Адам женится на Еве» / ТО «Экран»

Актер Александр Соловьев был настоящем баловнем судьбы. Преподаватели ГИТИСа считали его одним из самых перспективных студентов, режиссеры наперебой приглашали в свои фильмы, а зрители с нетерпением ждали его новых ролей.

Впервые появившись на экране в 1970 году, Соловьев уже через несколько лет стал одним из самых снимаемых актеров. Роли в фильмах «Зеленый фургон», «Адам женится на Еве», «На Гранатовых островах», «По данным уголовного розыска», «Разорванный круг» имели огромный успех у советских кинозрителей.

В большинстве фильмов герои Соловьева — это искренние, прямолинейные, бескомпромиссные молодые люди, часто делающие ошибки, но неспособные на подлость и предательство. Именно таким, по словам друзей, был и сам Александр Соловьев.

«Саша был легкий, открытый, честный и совершенно бескорыстный человек. Душа нараспашку – щедрая, широкая. Были деньги – задаривал всех подарками, не было – не жаловался и не просил», — вспоминал артист Александр Фатюшин.

Правда таким Соловьев был только во время трезвых периодов своей жизни, которых, к большому сожалению, у него было не так много. «Дружба» с алкоголем, начатая еще в ранней молодости, со временем перешла в тяжелую зависимость. Пытаясь бороться с пагубной привычкой, Александр неоднократно обращался в наркологические центры. Но полностью избавиться от нее так и не смог.

Неудивительно, что в конце 80-х карьера Соловьева в кино резко пошла на спад — режиссерам не хотелось связываться с проблемным артистом. Потеряв любимую работу, Александр «пустился во все тяжкие» — надолго пропадал из дома, заводил новые краткосрочные романы, участвовал в драках и, конечно же, заливал обиду алкоголем.

Последний раз на экране Соловьев появился в 1993 году в картине «Я сама». Больше в кино он не снимался.

В ночь на 26 декабря 1999 года сотрудники милиции привезли в больницу имени Склифосовского мужчину, которого они в состоянии сильного опьянения они обнаружили лежащим на дороге, уткнувшись лицом в снег. Документов при нем не было, но лицо пострадавшего показалось одному из милиционеров очень знакомым.

Несмотря на все усилия врачей, неизвестный впал в кому, а через несколько дней 1 января 2000 года скончался. Почти месяц его тело  пролежало в морге, когда милиционер вспомнил, что «Кажется, он похож на красавчика из «Зеленого фургона».

И действительно, неизвестным оказался артист Александр Соловьев, которому было на тот момент только 47 лет.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook