3 вещи, которые есть в математике финских школьников, но нет в нашей

Юлия Мельникова,
редакция Femmie

Всегда интересно узнать, как обучают детей в других странах.

Photo by Jeswin Thomas on Unsplash

Школьные программы в разных странах могут кардинально отличаться, но иногда существенные расхождения наблюдаются даже в азах дисциплин. У некоторых математика в школе вызывала стойкое отторжение. Многие знания, которые в нас вкладывали, казались бесполезными и неприменимыми на практике. В финских же школах используют совсем иной подход к обучению.

Демократия школьных предметов

Начнем с того, что математика в финских школах не является предметом приоритетным. «Царице наук» в этой системе образования пришлось потесниться и отказаться от этого почетного статуса. В финских школах все предметы равноценны. Если ребенок больше тяготеет к рисованию, никто не станет ругать его за несерьезность этого увлечения. Художники имеют такую же ценность, как и бухгалтеры.

Уроки математики в финской школе у многих россиян могут вызвать удивление. Минимум домашних заданий, редкие контрольные и даже изучение таблицы умножения не является обязательным. Финские дети даже в 10-11 лет могут не знать, сколько будет 6х6! Преподавателей подобное не смущает, если ребенок способен самостоятельно найти ответ с помощью калькулятора. Для учителя намного важнее не зубрежка, а способность школьника мыслить и применять свои навыки на практике.

Первые уроки общения с деньгами

В первом семестре первого года обучения школьники учатся вычитать и складывать числа от 1 до 10. Детей также приучают к обращению с деньгами. В финской системе образования есть несколько важных нюансов, которых явно не хватает в российских школах. Во-первых, преподаватели не следуют строго за учебным планом. В процессе обучения они могут пропускать даже целые параграфы и разделы в учебниках, а после возвращаться к ним, если учитель считает, что подобная последовательность подачи материала будет наиболее эффективной.

Во-вторых, на уроках в финских школах ярко демонстрируют, как ребенок может применить полученные знания на практике. Ни один школьник не задается вопросом, а зачем мне все это нужно? На уроках в первом классе учитель моделирует разные ситуации, в которых детям нужно рассчитываться купюрами и монетами.

Помимо этого первоклашкам дают дополнительные задания на логику. По сути это обычные задачки с неизвестными, где вместо загадочного Х используются листики, звездочки, сердечки и яблоки. Взрослому может показаться, что они слишком сложные для первоклассников, но на практике дети решают подобные примеры с удовольствием и довольно быстро находят правильные ответы.

Первое место — за логикой

Во втором семестре школьники знакомятся с цифрами от 10 до 100. Они изучают азы геометрии и систему мер. Количество задачек на логику увеличивается. В финских школах первоклассников продолжают учить мыслить. Гибкость ума помогает им справляться с задачами, которые для некоторых отечественных первоклашек могут показаться слишком сложными.

Хотя есть в финской системе и одна брешь: не так давно они отказались от изучения каллиграфии в начальных классах. Это нововведение можно рассматривать, как недостаток, хотя мир уверенно переходит от ручек к клавиатурам. Финские школы просто идут в ногу со временем. Умение красиво писать в скором времени станет атавизмом.

На уроках математики по-прежнему дают мало заданий. На выполнение всей «домашки» у ребенка уходит не более 30 минут. Сдавать ее можно в выбранный день, а не точно к назначенному сроку. Система не кажется такой строгой, как в отечественных школах, но в ней есть свои плюсы.

У ребенка остается время на свои увлечения. Он не загружает себя работой над уроками до позднего вечера. Отсутствие принуждения к выполнению домашних заданий воспитывает в детях сознательность. Многие из них занимаются решением дополнительных математических задач по собственной инициативе.

3
2
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook