Ни один родитель не хочет быть тираном в глазах своих детей, но иногда без дисциплины просто не обойтись. А что будет, если не применять драконовских мер в воспитании?
Некоторые врачи, ученые и уполномоченные по правам детей считают, что дисциплина совершенно не нужна в процессе воспитания. Она, утверждают специалисты, годится только для выработки слепого подчинения. Противники дисциплинарного подхода создали методы воспитания, в основе которых лежат уважение к ребенку и отказ от наказания.
Представленные ниже стратегии подойдут родителям, которые готовы отказаться от доминирования над детьми в процессе воспитания.
Мирное воспитание
По словам доктора Лоры Маркхэм, дисциплинирование приводит к ссорам между взрослым и ребенком. В основе возникающего конфликта лежит желание отца или матери склонить воспитанника к своей воле. Борьба приводит к гневу, разочарованию и негативу с обеих сторон.
Ключ к воспитанию, по словам Маркхэм, заключается в том, чтобы строить взаимоотношения на душевной теплоте, любви и взаимном уважении, а не на врожденной родительской властности, которой следует подчиняться.
Но для того, чтобы ребенок ощущал теплоту и любовь родителей, они должны полностью сопереживать ему. Другими словами, взрослым нужно вести себя миролюбиво по отношению к детям.
Поэтому, когда родители сталкиваются с поведенческими проблемами, Маркхэм советует им сначала подойти к ребенку, поговорить с ним и попытаться посмотреть на ситуацию его глазами. Потом следует показать свое понимание проблемы, пересказав ее так, как видит ее ребенок. Это не значит, что нужно согласиться с его чувствами. Родители должны просто признать и понять их.
Затем Маркхэм предлагает родителям исправить ситуацию и приступить к решению проблемы в форме игры. Тогда ребенок станет союзником в этом деле, а не противником, которого нужно наказать.
Метод воспитания по Маркхэм требует от родителей критической оценки собственных эмоций. Их желание контролировать должно заменяться стремлением любить и воспитывать.
Это гораздо труднее, чем устанавливать жесткие границы дозволенного, которые вызывают у детей реакцию отторжения. Родителям придется признать, что они не всегда могут быть правы. Кроме того, стратегия мирного воспитания требует активной самостоятельной работы.
Позитивное воспитание
Позитивное воспитание детей — это метод из области позитивной психологии. В основе его лежит идея пробуждения у ребенка талантов, сил и способностей. Позитивное воспитание направлено на то, чтобы сделать человека лучше, а не исправить его недостатки. Родители, практикующие эту методику, не требуют послушания от ребенка, а помогают ему развивать навыки решения проблем и умения делать правильный выбор.
Эта стратегия требует, чтобы взрослые выступали в качестве образца позитивного поведения. Ведь если родители кричат на ребенка, наказывают его и причиняют ему боль, в конечном итоге они вырастят человека, который будет вести себя точно так же. Позитивное воспитание детей, по сути, заключает в себе золотое правило педагогики — относись к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
Вместо того, чтобы налагать дисциплинарные запреты, позитивное воспитание предлагает родителям посмотреть на проблемное поведение детей сквозь призму их потребностей. Вместо того, чтобы наказывать ребенка за то, что он сломал игрушку, отцу или матери необходимо “расшифровать” лежащую в основе этого поступка проблему и решить ее.
Одна из основных тактик позитивного воспитания называется «тайм-аутом». Ее суть в следующем — в конфликтной ситуации родители садятся с ребенком, чтобы выслушать его и попытаться понять лежащую в основе ссоры проблему. Идея состоит в том, чтобы в ходе тайм-аута сфокусироваться на потребностях ребенка и их удовлетворении. Это должно привести к разрешению конфликта.
Безусловное воспитание
Основной постулат этого метода, разработанного Альфи Коном, гласит: дисциплина является принуждением, служащим для краткосрочного изменения поведения, а не для воспитания всесторонне развитой личности, знающей, как и почему нужно делать правильный выбор.
Но Кон не просто критикует такие дисциплинарные приемы, как запрет на игры и физические наказания. Он также считает довольно сомнительными такие методы, как лишение угощений, выражение разочарования.
Как утверждает Кон, проблема в том, что дисциплинирование и другие методы принуждения заставляют детей чувствовать, что их любят только тогда, когда они ведут себя так, как того хотят родители. Таким образом, суть метода Кона заключается в том, чтобы подарить детям безусловную любовь, независимо от того, что они делают и как себя ведут.
Во многом это означает отказ от общепринятых норм и традиционных родительских установок. Потребуется также отвергнуть идею “позитивного подкрепления” (Кон называет его “словесным собачьим печеньем”). По мнению Кона, вместо всего этого нужно помочь воспитаннику разобраться в причинах происходящего. Совместные усилия родителя и ребенка должны быть направлены на то, чтобы приобщить маленького человека к основам этического поведения.
Дети не делятся проблемами с родителями, так как не уверены, что взрослым это понравится. Действительно, ребенку часто трудно рассказать папе или маме о том, что его волнует. Но если дать ему понять, что такое общение принесет радость взрослому человеку, с которым он поделился своими заботами, это принесет пользу обеим сторонам.
Стратегия Кона лишена дидактической основы. Здесь нет никаких стандартных подходов. Все сводится к одному вопросу — «почему?». И если нет важной этической причины, обосновывающей это “почему”, то нет и необходимости просить ребенка о послушании.