4 эксперимента над детьми, которые ученым нельзя было разрешать

Алиса La femme,
редакция Femmie

Если эксперимент опасен для ребенка, лучше вообще отказаться от этой идеи.

Photo by Sharefaith from Pexels

Мудрость и знания не падают с неба, это результат многочисленных проб и ошибок. Благодаря ученым, которые не опасались провалов, экспериментов, рисков и неудач, сегодня у нас есть лампочка, рентгеновские лучи, расшифровка ДНК и вакцины.

Изучение человеческой природы — тонкая задача, а эксперименты на детях всегда вызывали множество разногласий. Ведь даже незначительная ошибка может привести к ужасным последствиям для жизни ребенка.

Расскажем о некоторых опытах над детьми, которые вызвали бурю возмущения, когда в стремлении узнать что-то новое ученые заходили слишком далеко.

Шимпанзе в роли сестры своего ребенка

В 1930-х годах ученые пытались выяснить, насколько интеллект человека способен передаваться по наследству. Была даже безумная теория, что шимпанзе не говорят и не владеют хорошими манерами лишь потому, что не воспитываются среди человеческих детей.

С целью проверить эту версию, семья психолога В.Н. Келлога взяла 7-месячную шимпанзе Гуа, когда его сыну было 7 лет. Их растили как брата и сестру.

План провалился: хотя Гуа научилась есть ложкой и стала понимать речь, она не особенно продвинулась в развитии. При этом мальчик начал копировать повадки «сестры»: скакал, кусался, верещал, а к полутора годам выучил всего 3 слова. Эксперимент быстро завершили.

Что доказало исследование? Ребенок имитирует повадки животных, что подтверждают истории о детях-Маугли. При этом попытка очеловечить животного провалилась, несмотря на то, что участвовал наиболее близкий к человеку вид.

Сломанная кукла, или как заставить ребенка чувствовать вину

Психологи университета Айовы с помощью очень грубых методов решили разобраться, как у детей развивается чувство вины. Провести исследование им помогла сломанная кукла. Показывая ребенку игрушку, взрослый рассказывал, как она ему дорога, как он ее любит и сколько всего с ней связано. Затем ее отдавали ребенку и просили обращаться очень аккуратно.

Как только кукла оказывалась в детских руках, внутри нее срабатывал механизм, что приводило к поломке. После этого взрослый должен был молча смотреть на ребенка в течение минуты.

Страшно представить, что происходило в голове ребенка, который, вероятно, чувствовал себя виноватым. Упрекающий взгляд и молчание только усугубляли ситуацию. Через некоторое время взрослый подходил к ребенку и объяснял, что никто не виноват, но вред уже был нанесен, и чувство вины не исчезало.

Что доказало исследование? Участники эксперимента в последующие годы были очень осторожными и смирными, но вряд ли усвоили, что такое здоровое чувство вины. Более вероятной причиной такого поведения был страх расстроить другого человека. При этом они, скорее всего, сделали вывод, что от взрослых можно ожидать всего.

Заикание

В 1939 году ученые В. Джонсон и М. Тьюдор, которые изучали факторы развития речи, провели еще один ужасающий эксперимент с участием 22 детей. Их разделили на 2 группы и попытались искусственно заставить заикаться участников одной из групп.

Одних детей постоянно хвалили, в то время как других унижали и обсмеивали. Их убеждали, что они говорят с ошибками и обязательно станут заиками. Вскоре многие дети из второй группы перестали общаться с людьми, а некоторые начали заикаться.

Журналисты прозвали этот опыт «исследованием монстра». Гораздо лучше изучать развитие детей при помощи позитивных выводов или хотя бы без негативных.

Что доказало исследование? Едва ли ученые сделали выдающееся открытие. Если ребенка постоянно ругать и отчитывать, скорее всего, он вырастет неуверенным человеком, а похвала и поддержка наоборот помогут преодолеть недостатки и изъяны.

Эксперименты Павлова над детьми

Все знают русского академика И. Павлова и его опыты над собаками, изучающие их пищевые рефлексы. «Собаке Павлова» даже установлен памятник. Не хватает еще одного рядом с ним — статуи ребенка.

Команда Павлова проводила опыты не только над собаками, но и над бездомными детьми в возрасте от 6 до 15 лет. Они радостно соглашались поучаствовать в эксперименте, после которого их угощали конфетами, ягодами и другими лакомствами, о которых сироты могли только мечтать.

Эти опыты подробно описал в своей книге советский психолог и педиатр Н. Красногорский. Они мало чем отличались от тех, что проводились на собаках.

Что доказало исследование? С помощью этих опытов Павлову удалось установить, что между пищевыми рефлексами людей и животных почти нет разницы. Ученый мечтал о второй Нобелевской премии за эту работу, но комитет решил не номинировать его по этическим причинам.

Эксперименты над людьми — одна из самых спорных тем современной науки: они помогают изучить человеческое тело, но вызывают много этических вопросов. Кроме того, если эксперимент опасен для ребенка, лучше вообще отказаться от этой идеи.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook