Драма «Разные судьбы» вышла на советские экраны в сентябре 1956 года. Тогда история жизни четырех выпускников ленинградской школы произвела настоящий фурор. Актеры, снявшиеся в фильме, в одночасье стали звездами. Расскажем несколько интересных фактов о том, как создавалась эта картина.
Режиссер не проводил кинопробы
В истории отечественного кинематографа не так много фильмов, при создании которых не было актерских проб. Лента «Разные судьбы» как раз в их числе. Режиссер Леонид Луков решил не проводить кастинг. В соавторстве с Яковом Смоляком написал сценарий непосредственно под актеров, которые ранее приметил в разных кинокартинах.
«У Лукова был очень точный глаз. Он нередко наблюдал, как снимается «Княжна Мери», где я играла Веру, присматривался. Я поначалу не понимала, что он здесь делает, а Луков для себя что-то решал», — рассказывала актриса Татьяна Пилецкая, сыгравшая главную роль в «Разных судьбах».
Луков заставил Панича дать настоящую пощечину женщине
Исполнитель одной из главных ролей в «Разных судьбах» Юлиан Панич вспоминал, что на съемочной площадке режиссер часто и очень сильно ругался на него и Татьяну Пилецкую. Леонид Луков поправлял их и порой «вел себя безобразно». Но при этом он словно опекал этих молодых актеров. Когда фильм стал участником кинофестиваля в Китае, Луков взял с собой именно Юлиана Панича. Артист потом не раз говорил с улыбкой, что это было что-то вроде вознаграждения за его терпение на съемочной площадке.
А Татьяне Пилецкой больше всего запомнились съемки сцены, в которой Федор (Юлиан Панич) узнает, что его жена закрутила интрижку с пожилым профессором. Таня высмеивает его слезы и получает от него в ответ громкую и сильную пощечину.
Юлиан Панич — интеллигентный человек, который в жизни не поднимал руку на женщину. В кадре у него никак не получалось ударить неверную жену по-настоящему.
«Режиссер беспокоился и пытался что-то придумать. Он начал меня подзуживать: «Таня стерва, она тебе изменила! Ударь ее!», — вспоминал Панич.
В результате сцену сняли со второго дубля, а Татьяна Пилецкая еще несколько часов ходила с красным ухом и держалась за щеку. Но потом, как рассказывала актриса, она отыгралась в следующей же сцене, по-настоящему отхлестав по лицу Панича.
Георгий Юматов уговорил Татьяну Конюхову сниматься в фильме
До «Разных судеб» Татьяна Конюхова уже успела сыграть главные роли в известных картинах: Ганну в х/ф «Майская ночь, или Утопленница» и Катю Головань в «Добром утре».
Леонид Луков тоже предложил молодой актрисе одну из ведущих ролей в своей ленте. Поначалу Конюхова не хотела играть Соню Орлову и пришла к режиссеру, чтобы сообщить о своем отказе. Режиссеру это категорически не понравилось, он явно был разочарован, но артистку не уговаривал.
Вдруг в его кабинет зашел Георгий Юматов, который тоже должен был играть в фильме. До того момента он и Конюхова не были знакомы.
«И он, как только вошел, распахнул свои объятия и сказал: «О, Соня!» Так звали мою героиню. Режиссер возразил: «Да нет, она сниматься не хочет». Юматов оторопел, посмотрел на меня и сказал: «Да что вы ее слушаете, давайте репетировать». Я, конечно, оторопела, смотрю на режиссера», — вспоминала этот эпизод Конюхова.
А дальше Луков взял в руки лист со словами Сони и начал читать. Суровый режиссер, которого за спиной на киностудии прозвали «маленький Сталин», моментально вошел в образ Сони Орловой. И это произвело на Конюхову огромное впечатление — она даже заплакала.
«Георгий увидел мою реакцию и сказал: «Вот видите? Все, она согласна!» После этого я, конечно, осталась в фильме».
Екатерине Фурцевой не понравилось название фильма
Когда фильм был готов и прошел множество комиссий, оставалось представить его в Министерстве культуры СССР. Тогда ведомство возглавляла Екатерина Фурцева. Министр и ее подчиненные критиковали режиссера Лукова за такую несерьезную тему, поднятую в картине.
А еще они тщательно проверяли, есть ли в ней моменты, которые воспевают алчных девушек и дам «легкого поведения». Но больше всего Фурцеву возмутило название — «Знакомые судьбы».
«Она воскликнула: «Как это может быть? «Знакомые судьбы»? Это что, у моей дочки такая судьба? Или у детей моих товарищей?», — вспоминал Юлиан Панич.
В те времена возмущение министра было вполне объяснимо: главную героиню фильма нельзя было назвать образцовой советской гражданкой. В итоге Фурцева приказала изменить название фильма с «Знакомые судьбы» на «Разные судьбы», чтобы не очернить всю молодежь СССР.
А позднее, когда эмоции министра остыли, она словно почувствовала предстоящий успех картины.
«Нас всех уже не станет, а фильм и через 30 лет будут смотреть!»
И ее слова оказались пророческими. Только в первый год проката фильм увидели 36 млн человек. И сегодня, спустя 67 лет, «Разные судьбы» по-прежнему пересматривают с удовольствием. Вечные ценности, поднятые в картине, никогда не выходят из моды.