Домашние задания − настоящее наказание не только для детей, но их родителей. Нежелание садиться за уроки, непонимание материала, раздражение и даже слезы − большинство мам и пап прекрасно помнят, что испытывали аналогичные чувства в возрасте ребенка. Сейчас они оказались в роли «проверяющих», что тоже не очень приятно. Но все-таки почему некоторым детям настолько сложно дается домашняя работа?
Все педагоги и психологи сходятся в едином мнении: «Если ребенок не хочет учить уроки, значит, у него не получается». Прежде чем обвинять младшеклассника в лени и несообразительности, родителям стоит разобраться в причинах возникшей проблемы и помочь преодолеть трудности. Иногда они очевидны, а иногда − нет.
Родители требуют от ребенка слишком многого
По мнению практикующего психолога Юлии Гиппенрейтер, родители, которые слишком многого хотят от своего ребенка, сами трудно живут. Они разрываются между домом, работой и желанием заставить детей идеально выполнять задания.
Такие мамы и папы стараются контролировать каждый шаг ребенка, постоянно напоминать об уроках. С одной стороны, поведение родителей можно понять и даже похвалить их за такую внимательность, но с другой стороны, у ребенка пропадает вся охота к учебе.
Когда-нибудь младшеклассник устанет от давления и фраз «ну что же тут непонятного?!», и тогда процесс выполнения домашнего материала превратится для него в настоящую каторгу.
Родители сами делают все за ребенка
По словам практикующего психолога Юлии Трофимовой, к ней на консультацию часто приходят родители, которые жалуются, что их детей нужно постоянно подгонять с выполнением заданий. Мамы рассказывают, что часто делают все за ребенка сами, лишь бы он не отстал.
Однако психологи и педагоги уверены, что родители оказывают ребенку «медвежью услугу». С таким подходом дети начинают перекладывать всю ответственность за учебу на родителей. Именно поэтому ребенку бывает так трудно вовремя сесть за выполнение заданий или попытаться решить примеры самостоятельно, без мамы, находящейся рядышком.
Рабочее место ребенка обустроено неправильно
Нередко на плохое восприятие материала влияют некоторые физические факторы, например, неправильное обустройство рабочего места. Если во время выполнения задания ребенок жалуется, что у него ноет спина или затекли ноги, не спешите обвинять его в неусидчивости. Лучше оцените рабочее место ребенка.
Например, неправильное освещение вызывает у детей снижение зрения, а мебель, из которой ученик вырос, − перенапряжение мышц спины и живота. Кроме того, если у ребенка постоянно напряжена шея из-за неправильной посадки за столом, кровоснабжение мозга ухудшается.
На психологический комфорт ученика влияет и окружающая атмосфера. Хорошо, если ребенок занимается в отдельной комнате, а не на «общей территории». Так он сможет сосредоточиться на выполнении задач.
У ребенка чрезмерная нагрузка
Современные дети загружены учебой гораздо больше, чем, например, поколение СССР. Помимо изучения основного школьного материала, они занимаются с репетиторами, выполняют творческие проекты и посещают, как минимум, пару кружков. Согласитесь, что нагрузка получается довольно приличной. Зачастую уставший организм просто «бунтует», отказываясь работать.
Психологи рекомендуют родителям трезво оценивать нагрузку, которая лежит на ребенке. Если дети не хотят садиться за домашнее задание или всячески «отлынивают», не стоит сажать их за уроки практически силком. Организуйте дополнительный часик свободы: пусть ребенок просто отдохнет, поболтает или погуляет на свежем воздухе. Возможно, он нуждается в небольшом тайм-ауте.