Леонардо да Винчи – разносторонне талантливый человек, опередивший свое время. Одна из граней его гения – художественный дар. Его манера живописи была новаторской для того времени и породила целую школу. Неслучайно его полотно «Спаситель мира» стало самым дорогим арт-объектом в мире. Эта картина до сих пор вызывает жаркие споры и скрывает в себе загадки.
Мужская версия Моны Лизы?
Картина размером 66*47 см была написана в 1499 году. Считается, что ее заказал французский король Людовик XII. Черты лица Иисуса удивительно напоминают Джоконду (Мону Лизу). Совпадение особенно заметно в очертаниях носа, глаз, верхней губы.
Вообще, Леонардо любил придавать своим женским персонажам андрогинные черты. В то же время, мужчины на его полотнах наделены мягкостью очертаний лица, явными намеками на женственность.
Позднейшие поправки
Судьба полотна была запутанной. Начиная с XVII века, оно путешествовало по частным коллекциям мира. Не все видели в нем ценность, поэтому перепродавали практически за бесценок.
В разные эпохи картину реставрировали и даже дописывали. Кто-то пририсовал Иисусу бородку и усы (в соответствии с модой своего времени). В настоящее время реставраторам сложно определить, какой была первоначальная версия картины.
Кто настоящий автор картины?
Высказывались предположения, что картину написали ученики Леонардо (его современники), или позднейшие леонардески — последователи художественной манеры мастера.
Но свидетельством того, что «Спасителя мира» действительно создал Леонардо, послужили многочисленные эскизы с личным автографом, а также гравюра 1650 года. Группа экспертов, изучив эти находки, пришла к однозначному выводу.
Косвенным признаком авторства считается идеально прорисованная ладонь. Дело в том, что Леонардо досконально знал анатомию. Правая рука написана идеально. Причем изначально она была более узкой, и в процессе работы Леонардо расширил ее.
А также примечательна детальная прорисовка одежды – орнамента и складок. Таким образом, руки и одеяние полностью совпадают с тем, что было нарисовано на эскизах.
Еще один факт в пользу авторства да Винчи: Национальная галерея в Лондоне установила, что краска на картинах «Спаситель мира» и «Мадонна в скалах» идентична.
Техника сфумато
Для произведений мастера характерен особый эффект парения в дымке. Он называется сфумато, и уже установлено, что это авторский прием Леонардо да Винчи. Реальный мир — не плоский, а объемный, в нем нет линий. Поэтому Леонардо догадался растушевывать контуры тела и рук.
Таким образом, он добивался эффекта реализма, со всеми переходами от теней к светлым участкам — точно так же, как мы видим предметы в реальном мире. На картине «Мона Лиза» эффект сфумато тоже ярко выражен. Героиня сидит и задумчиво смотрит на нас, а за ее спиной — размытые очертания пейзажа.
Иисус Христос на картине Леонардо выглядит существом, который задержался между двумя мирами — земным и небесным. В нем есть анатомическая телесность, реализм, но в то же время лицо словно растворяется в мистической дымке. Так живописец отразил его божественную сущность.
Искусствоведы и реставраторы пылко обсуждают детали и историю создания картины «Спаситель мира», а кто-то до сих пор не уверен в авторстве Леонардо да Винчи. Но в том, что это истинный шедевр живописи, никто не сомневается.