Полину Кутепову знают и любят и телезрители, и заядлые театралы. Она известна по таким фильмам как «Орел и решка», «Пелагия и белый бульдог», «Петербург.Только по любви», а также как одна из ведущих актрис московского театра «Мастерская П.Фоменко».
С чего началась ее карьера, какими проектами (помимо фильмов и спектаклей) она занимается, а также о секретах крепкого союза между ней и мужем режиссером Евгением Каменьковичем — в нашем материале.
От кино до театра не зарекайся
В юном возрасте Полина Кутепова начала сниматься вместе со своей сестрой-близняшкой Ксенией. В 1981 сестры получили роли в картинах “Василий и Василиса” и “Куда он денется!”. А к моменту поступления в институт за их плечами было участие в пяти картинах. И хотя, по утверждению самих сестер, тогда они увлекались только фильмами, а не театром, обе в 1988 поступили в ГИТИС. Девушкам повезло попасть на курс Петра Фоменко. Именно их выпуск в 1993 составит костяк нового театра Москвы — “Мастерской П. Фоменко”.
Хотя Полина вместе с сестрой учились на режиссерском курсе, в режиссуре они себя так и не попробовали, а продолжили заниматься актерской карьерой. Фильмография Полины насчитывает уже порядка 40 фильмов, в том числе “Орел и решка”, “Мой муж – гений”, «У каждого своя война”. Сама она своей самой главной работой в кино считает роль в картине Георгия Данелии “Настя”.
В 1993 году вместе с сестрой даже удалось поучаствовать в проекте французского режиссера Жана-Люка Годара “Дети играют в Россию” (сестры снялись в новелле “Наша святая Русь”). Но важнее кино для Полины, конечно, театр:
“Я существую по-домашнему, то есть не прыгаю из проекта в проект, потому что у меня есть театр, который я люблю, в котором служат дорогие мне люди, разговаривающие со мной на одном языке, дом, где мы играем в одну игру”, — говорила она.
Помимо съемок, Полина с 2003 года занимается озвучиванием мультфильмов: один из самых популярных проектов в этой сфере — “Ми-ми-мишки”. А в 2015 Полина организовала выпуск аудиокниги с английскими народными сказками “Три умные головы”. К этому проекту актриса привлекла звукозаписывающую студию театра Фоменко, а в качестве режиссера и продюсера — свою старшую сестру Злату.
“Это не бизнес-проект, конечно, но попытка что-то сделать творчески самостоятельно. Авантюра чистой воды: в нашем театре не делалось раньше такой работы, связанной с прочтением. Это было интересно, сложно, с кучей проблем, но мы умудрились все-таки получить удовольствие. Я обратилась к своим друзьям, мы все близкие люди, поэтому могли работать на чистом энтузиазме”, — рассказывала Полина.
Но кроме творческих проектов, у Полины есть и другой важный “проект” — семья.
«Мы люди разных ритмов»
Еще во время учебы, Полина познакомилась с педагогом на курсе Фоменко — с Евгением Каменьковичем. Позднее он станет режиссером и в “Мастерской”.
“Я помню, как он запал мне в сердце. Это случилось на втором курсе. Надо понимать, что Евгений Борисович — громкий, шумный человек. И вот он на меня закричал. Мы показывали какой-то этюд, и он не то что ругал, делал какое-то замечание, но очень несправедливо. И вот тут видимо что-то во мне замкнуло: я его запомнила”, — рассказывала Полина.
Муж старше Полины Кутеповой на 17 лет, но их взаимоотношениям это не мешает:
“Мы люди разных ритмов. Поэтому мы и дополняем друг друга. Евгений Борисович — стремительный режиссер, а я упрямо торможу», — говорит актриса.
Сам же Евгений Каменькович про жену отзывается так:
“Неординарный человек. Вот столько лет интересно. Не бывает ни одного спокойного дня. Если нет проблем, они будут придуманы. Наверное, поэтому мы до сих пор не разбежались. Потому что до сих пор интересно: какой сюрприз будет следующий”.
По словам Евгения Каменьковича, дома супруги пытаются не говорить о работе.
«80% времени получается, ну а 20% — это очень активные споры. Не до битья посуды, но очень сильные”, — рассказывает Каменькович.
В репертуаре“Мастерской Петра Фоменко” сейчас можно найти 4 спектакля, поставленных Евгением Каменьковичем, где играет Полина Кутепова: “Король Лир”, “Дар”, “Самое важное”, “Дом, где разбиваются сердца”. Также ее муж с 2012 является художественным руководителем этого театра.
«Незакулисный» ребенок
Полина Кутепова и Евгений Каменькович никогда не требовали от своего ребенка идти по стопам родителей. Их дочь, Надежда, родилась в 1997 году, и ее мама уверяет, что прилагала максимум усилий, чтобы уберечь ее от судьбы “закулисного ребенка”:
“Вместо того чтобы таскать Надю с собой на репетиции и спектакли, мы оставляли её с няней или бабушкой, чтобы она могла интересно провести вечер, вовремя лечь спать. Дома и так все разговоры были только о театре, о кино, Надя варилась в этой среде, все слышала. И не хотелось, чтобы она просто по инерции стала нашим последователем. Наоборот, мы стремились организовать жизнь так, чтобы дочь была свободна в своем мировоззрении, взглядах. Чтобы ее мир не замкнулся на одном лишь театре”, — говорила Полина Кутепова.
И хотя родители старались дать максимальную свободу выбора своей единственной дочери, Надежда все же попробовала себя в кино в совсем юные годы. Одной из трех ее актерских работ стала роль в “Штрафбате”, где она сыграла вместе с мамой.
“Очень нервная работа. Когда играешь другого человека — это уже нервы. К тому же ты там зависишь от всех без исключения, а я хочу полагаться на себя. И там жуткая конкуренция, а я перфекционист. Потому что как это возможно: не лучшая актриса, не первая на курсе? Я там была бы просто дочкой Каменьковича и Кутеповой», — рассказывала впоследствии Надя.
Дочь Полины Кутеповой в итоге приняла решение получить другую профессию. В 2019 году Надежда окончила факультет мировой экономики и мировой политики Высшей Школы Экономики, где изучала международные отношения.