Кто не знает о трагической судьбе Романовых. Жизнь главы семейства Николая ll изведана вдоль и поперёк, но перед лицом общества он всего лишь посредственный царь, который так и не смог отстоять престол. Рассказываем, каким на самом деле был последний русский император.
Стрелял в ворон и кошек
Охота всегда была излюбленным занятием царской семьи. Любовь к оружию Николай ll унаследовал от своих предков, а под прицелом отказывалась не только лесная дичь.
Особенно царь не любил ворон и кошек, которых относил к бродячим животным. Сегодня это кажется живодерством, но в 1892 году такие действия были в пределах нормы.
«Истреблять хищных зверей и птиц, птенцов их и гнезда, а также убивать на полях и в лесах бродячих кошек и собак дозволяется в течение всего года, всякими способами, кроме отравы», — гласил закон.
Дневники царя неприятно удивляют, ведь он с радостью делился результатами своей «охоты».
«Сделал хорошую прогулку с Мишей, убил ворону», — писал он.
Был слишком простой для трона
К сожалению или к счастью для Николая, он никогда не мог выполнять роль грозного правителя государства. Но если в отношениях с близкими и детьми его доброта была оправдана, то крестьяне просто не чувствовали авторитета царя.
Многие считали, что Николай недостоин своего звания и его коронация была ошибкой. Царя пытались вразумить и сказать ему, что настала пора проявить твердость характера. Например, княгиня Елизавета Федоровна пыталась повлиять на молодого Николая ll в одном из писем 1902 года.
«Не будь так мягок — все думают, что ты колеблешься и проявляешь слабость, о тебе больше не говорят как о человеке добром, от этого особенно горько моему сердцу», — писала она.
Пыталась бороться с его репутацией и любимая супруга царя — Александра Федоровна. Ее чуткое женское сердце понимало, что простота станет проклятьем мужа.
«Как бы хорошо дать им почувствовать железную волю и руку! До сих пор твое царствование было исполнено мягкости, теперь должно быть полно силы и твердости. Ты властелин и повелитель России, всемогущий Бог поставил тебя, и они должны все преклониться перед твоей мудростью и твердостью. Довольно доброты, которой они не были достойны», — писала она.
Сдался и отдал престол
Когда в 1917 году началось восстание в Петрограде, Николай ll решил уехать на время в Царское Село. Все бы ничего, но решить народные беспорядки таким образом не удалось, поэтому в своих письмах Дума просила его отречься от престола в пользу царевича Алексея. Конечно, сильный духом государь пытался бы решить проблему и сохранить за собой право на трон. Но Николай был не из их числа.
Притом он решил полностью отдать трон и не пытался закрепить его за царской семьей.
«…Теперь еще раз обдумав свое положение, я пришел к заключению, что ввиду болезненности царевича мне следует отречься одновременно и за себя, и за него, так как разлучаться с ним не могу», — писал он.
Поощрял свои зависимости
Николай ll вряд ли бы мог стать примером здорового образа жизни, ведь он любил горячительные напитки. Иногда праздные периоды начинались прямо с утра, а в постель семнадцатилетнего цесаревича приносили несколько бутылок вина и пива. Кроме того, в своих дневниках он с забавой писал о подвыпившем состоянии, порой царь совсем не ощущал границ.
«Попробовал 6 сортов портвейна и слегка надрызгался, отчего спал прекрасно» — писал он в дневнике.
Конечно, истинные аристократы не могли отказаться от вина за ужином или рюмочки портвейна. А что касается курения, то от отца он унаследовал любовь к турецкому табаку и по воспоминаниям мог выкурить за раз как минимум 2-3 толстые папиросы. Дымить царь любил много и часто. Так из денежных документов становится ясно, что за девять месяцев 1917 года Николай Александрович употребил аж 8 тысяч папирос.
Покупал дорогие автомобили за счет государственной казны
Николай ll не мог устоять перед дорогими иномарками, при этом он совсем не беспокоился о благосостоянии своего народа.
В своём желании быть первым он обошёл всю Европу, потому что в те времена у него был самый большой автопарк. К марту 1917 года гараж стал богат как минимум на 56 моделей. А уж казне такое увлечение обходилось в несколько сотен тысяч рублей.
Государь мог похвастаться немецким Меrсеdеs, французскими Delaunay-Belleville, Renault и Peugeot. Более того, у него был свое авторское средство передвижения, которое в 1909 году назвали Delaunay-Belleville 70 S.M.T. Аббревиатура родом из французского высказывания Sa Majesti le Tsar — «Его Величество Царь».
Добрый и чуткий Николай ll просто не был создан для управления такой великой державой, как Российская империя. Его волновали мимолетные развлечения и автомобили. Такой подход ослабил доверие народа, пробудил сопротивление, которое начало новую страницу в истории нашей страны.