Владимир Высоцкий на съёмках фильма «Арап Петра Великого», Юрмала, 1975 год. Фото Виктора Нефёдова
Культовые советские фильмы «Вертикаль», «Опасные гастроли», «Интервенция», «Маленькие трагедии», «Место встречи изменить нельзя» и сегодня пользуются популярностью у зрителей благодаря талантливой игре Владимира Высоцкого. За свою жизнь Высоцкий успел сняться в 30 картинах. Хотя, если честно, то фильмов с участием Высоцкого могло быть намного больше. Но где-то он не прошел кинопробы, в некоторые картины его не взяли по указанию начальства, а какие-то роли артист потерял по собственной вине. Вот 5 известных картин, в которых мог, но не сыграл Владимир Высоцкий.

«Вид на жительство»

Альберт Филозов и Виктория Федорова в к/ф «Вид на жительство» / Мосфильм
В 1972 году начинающие режиссеры Александр Стефанович и Омар Гвасалия задумали снять лирический фильм «Вид на жительство» об эмигранте, который после многих лет скитаний, возвращается на родину. На главные роли они пригласили Владимира Высоцкого и его жену Марину Влади.

По воспоминаниям Стефановича, Высоцкий и Влади с удовольствием согласились. А Владимир так увлекся этой идеей, что даже написал песню для будущего фильма «Гололед, на земле гололед».

Съемочная группа уже готова была приступать к работе, когда внезапно начались проблемы. Кому-то наверху не понравился сценарий и его потребовали не просто изменить, а в буквальном смысле «перевернуть с ног на голову».

Так вместо истории об эмигранте появилась история о диссиденте, который сбежал на Запад и, не найдя работы по специальности, поступил в школу диверсантов.

Но и это было еще не все. Вслед за первым указанием, поступило новое — убрать из картины Высоцкого и Влади. По словам Стефановича, узнав об этом, Высоцкий чуть ли не плакал и все время повторял:

«Ну за что они меня так ненавидят? За что?»

В итоге переделанная картина «Вид на жительство» вышла на экраны в 1972 году. Главного героя в ней сыграл начинающий актер Альберт Филозов, для которого эта роль оказалась по-настоящему звездной. Его партнершей стала актриса Виктория Федорова.

«Емельян Пугачев»

Евгений Матвеев в к/ф «Емельян Пугачев» / Мосфильм

Вия Артмане в к/ф «Емельян Пугачев» / Мосфильм
В конце 70-х Высоцкий и Влади сделали еще одну попытку сняться вместе — в фильме режиссера Алексея Салтыкова «Емельян Пугачев». Высоцкий должен был играть главного героя, а Марине предполагалось отдать роль императрицы Екатерины II. И снова Высоцкий написал песню «Очи черные — старый дом».

Фото и кинопробы Высоцкого в образе Пугачева оказались более, чем удачными и артист с радостью ждал начала съемок. Но так и не дождался: спустя некоторое время ему позвонили с киностудии и сказали, что на роль утвержден другой артист.

О том, что послужило причиной такого решения, есть две версии. По первой, руководство киностудии побоялось иметь дело с непредсказуемым Высоцким и предпочло взять более лояльного и «безопасного» Евгения Матвеева.

Если верить второй версии, то виновником стал режиссер картины Алексей Салтыков, который был склонен к запоям и мог запросто сорвать съемки. Учитывая масштабность и важность проекта, киношные начальники решили взять Евгения Матвеева, имевшего, помимо актерского и солидный режиссерский опыт. Мол, если Салтыков вдруг «даст слабину», то Матвеев сможет довести съемки до конца и как исполнитель главной роли, и как режиссер.

Самое интересное, что, забрав роль у Высоцкого, в проекте разрешили оставить Марину Влади. Но актриса, которая очень хотела сыграть русскую царицу, проявила характер, и сама отказалась от роли. Вместо нее Екатериной стала Вия Артмане.

«Я мечтала об этой интересной работе, но, увы, наш с Володей сон рухнул… Нам отказали в счастье трудиться вместе, придумав какой-то совершенно нелепый предлог…», — вспоминала Влади.

К слову, Марина Влади все-таки сыграла Екатерину, правда не в советском или российском, а в японском фильме «Сны о России».

«Красная площадь»

Сергей Никоненко (слева) в к/ф «Красная площадь» / Мосфильм
Роль матроса-анархиста в фильме «Красная площадь» сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид писали специально для Высоцкого. Поэтому даже с именем героя не стали заморачиваться и назвали его Владимиром. Но режиссер картины Василий Ордынский неожиданно оказался против участия Высоцкого. Правда, после длительных уговоров Дунского и Фрида он сдался и все-таки включил Владимира в актерский состав.

Но тут «на дыбы» встал художественный руководитель Мосфильма Юлий Райзман, который заявил:

«Да вы что, с ума сошли! Высоцкий же артист экстра-класса, он вам „забьет“ всех исполнителей главных ролей!»

Сценаристы снова грудью встали на защиту своего протеже, но, к сожалению, безрезультатно. Тем временем в Москву прилетела Марина Влади, и Высоцкий, махнув рукой на роль матроса, укатил вместе с женой в круиз по Черному морю. А роль анархиста Володи досталась артисту Сергею Никоненко.

«Земля Санникова»

Олег Даль в к/ф «Земля Санникова» / Мосфильм
«Изюминкой» своего дебютного фильма «Земля Санникова» молодые режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов решили сделать уже известного в то время артиста Владимира Высоцкого. Он должен был сыграть одну из самых ярких ролей — офицера-авантюриста Евгения Крестовского. Нашлась небольшая роль и для Марины Влади — невесты главного героя.

Сценарий фильма настолько «зацепил» Высоцкого, что он сразу же написал целых три песни — «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые», которые должен был исполнить его герой.

И Высоцкий, конечно же, сыграл бы в «Земле Санникова», если бы не произошел один досадный случай. Как раз перед началом съемок на радио «Немецкая волна» вышла передача о Высоцком, в которой его представили, как диссидента и борца с советской системой. Разразился страшнейший скандал, после которого вышло негласное указание — Высоцкому ролей в ближайшее время не предлагать.

Пришлось режиссерам в спешном порядке искать замену опальному артисту. Их выбор пал на Олега Даля, который и сыграл Крестовского.

Естественно, что песням Высоцкого тоже не нашлось места в фильме. Вместо них прозвучали ставшие теперь хитами «Есть только миг» и «Все было» композитора Александра Зацепина на слова поэта Леонида Дербенева. А исполнил их Олег Анофриев.

Кстати, песня «Белое безмолвие» все-таки прозвучала в кино, правда только три года спустя — в фильме «72 градуса ниже нуля».

«12 стульев»

Арчил Гомиашвили в к/ф «12 стульев» / Мосфильм
Если большинство несыгранных ролей «ушли» от Высоцкого по не зависящим от него причинам, то роль Остапа Бендера в культовой картине Гайдая «12 стульев» он потерял по собственной вине.

Дело в том, что в поисках главного исполнителя, Гайдай перебрал практически всех известных артистов. На роль Бендера кроме Высоцкого пробовались Олег Борисов, Александр Лазарев, Анатолий Кузнецов, Николай Губенко, Валентин Гафт и даже Владимир Басов и Фрунзик Мкртчян. Но никто из них на 100% не устраивал режиссера.

Наконец начальство начало возмущаться — время идет, а съемки никак не начинаются. Тогда Гайдай решил пойти по самому легкому пути и выбрать артиста, который больше других подходил под образ Остапа. Им оказался Владимир Высоцкий.

Артист с радостью согласился. Ведь на тот момент у него за плечами было всего две главные роли, а тут такая удача — Остап Бендер. Но, когда для начала съемок все было готово, Высоцкий неожиданно сорвался и ушел в глубокий запой.

Гайдай был вне себя от гнева и дал себе слово никогда не приглашать в свои картины Высоцкого. После чего все силы были брошены на поиск нового исполнителя, которого вскоре обнаружили в одном из театров Грузии. Так благодаря срыву Высоцкого, доселе никому неизвестный артист Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа Бендера и стал звездой.