5 известных картин, где мог, но не сыграл Владимир Высоцкий

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Высоцкий мог сыграть Остапа Бендера и Емельяна Пугачева, но случай распорядился иначе.

Владимир Высоцкий на съёмках фильма «Арап Петра Великого», Юрмала, 1975 год. Фото Виктора Нефёдова

Культовые советские фильмы «Вертикаль», «Опасные гастроли», «Интервенция», «Маленькие трагедии», «Место встречи изменить нельзя» и сегодня пользуются  популярностью у зрителей благодаря талантливой игре Владимира Высоцкого. За свою жизнь Высоцкий успел сняться в 30 картинах. Хотя, если честно, то фильмов с участием Высоцкого могло быть намного больше. Но где-то он не прошел кинопробы, в некоторые картины его не взяли по указанию начальства, а какие-то роли артист потерял по собственной вине. Вот 5 известных картин, в которых мог, но не сыграл Владимир Высоцкий.

«Вид на жительство»

Альберт Филозов и Виктория Федорова в к/ф «Вид на жительство» / Мосфильм

В 1972 году начинающие режиссеры Александр Стефанович и Омар Гвасалия задумали снять лирический фильм «Вид на жительство» об эмигранте, который после многих лет скитаний, возвращается на родину. На главные роли они пригласили Владимира Высоцкого и его жену Марину Влади.

По воспоминаниям Стефановича, Высоцкий и Влади с удовольствием согласились. А Владимир так увлекся этой идеей, что даже написал песню для будущего фильма «Гололед, на земле гололед».

Съемочная группа уже готова была приступать к работе, когда внезапно начались проблемы. Кому-то наверху не понравился сценарий и его потребовали не просто изменить, а в буквальном смысле «перевернуть с ног на голову».

Так вместо истории об эмигранте появилась история о диссиденте, который сбежал на Запад и, не найдя работы по специальности, поступил в школу диверсантов.

Но и это было еще не все. Вслед за первым указанием, поступило новое — убрать из картины Высоцкого и Влади. По словам Стефановича, узнав об этом, Высоцкий чуть ли не плакал и все время повторял:

«Ну за что они меня так ненавидят? За что?»

В итоге переделанная картина «Вид на жительство» вышла на экраны в 1972 году. Главного героя в ней сыграл начинающий актер Альберт Филозов, для которого эта роль оказалась по-настоящему звездной. Его партнершей стала актриса Виктория Федорова.

«Емельян Пугачев»

Евгений Матвеев в к/ф «Емельян Пугачев» / Мосфильм
Вия Артмане в к/ф «Емельян Пугачев» / Мосфильм

В конце 70-х Высоцкий и Влади сделали еще одну попытку сняться вместе — в фильме режиссера Алексея Салтыкова «Емельян Пугачев». Высоцкий должен был играть главного героя, а Марине предполагалось отдать роль императрицы Екатерины II. И снова Высоцкий написал песню «Очи черные — старый дом».

Фото и кинопробы Высоцкого в образе Пугачева оказались более, чем удачными и артист с радостью ждал начала съемок. Но так и не дождался: спустя некоторое время ему позвонили с киностудии и сказали, что на роль утвержден другой артист.

О том, что послужило причиной такого решения, есть две версии. По первой, руководство киностудии побоялось иметь дело с непредсказуемым Высоцким и предпочло взять более лояльного и «безопасного» Евгения Матвеева.

Если верить второй версии, то виновником стал режиссер картины Алексей Салтыков, который был склонен к запоям и мог запросто сорвать съемки. Учитывая масштабность и важность проекта, киношные начальники решили взять Евгения Матвеева, имевшего, помимо актерского и солидный режиссерский опыт. Мол, если Салтыков вдруг «даст слабину», то Матвеев сможет довести съемки до конца и как исполнитель главной роли, и как режиссер.

Самое интересное, что, забрав роль у Высоцкого, в проекте разрешили оставить Марину Влади. Но актриса, которая очень хотела сыграть русскую царицу, проявила характер, и сама отказалась от роли. Вместо нее Екатериной стала Вия Артмане.

«Я мечтала об этой интересной работе, но, увы, наш с Володей сон рухнул… Нам отказали в счастье трудиться вместе, придумав какой-то совершенно нелепый предлог…», — вспоминала Влади.

К слову, Марина Влади все-таки сыграла Екатерину, правда не в советском или российском, а в японском фильме «Сны о России».

«Красная площадь»

Сергей Никоненко (слева) в к/ф «Красная площадь» / Мосфильм

Роль матроса-анархиста в фильме «Красная площадь» сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид писали специально для Высоцкого. Поэтому даже с именем героя не стали заморачиваться и назвали его Владимиром. Но режиссер картины Василий Ордынский неожиданно оказался против участия Высоцкого. Правда, после длительных уговоров Дунского и Фрида он сдался и все-таки включил Владимира в актерский состав.

Но тут «на дыбы» встал художественный руководитель Мосфильма Юлий Райзман, который заявил:

«Да вы что, с ума сошли! Высоцкий же артист экстра-класса, он вам «забьет» всех исполнителей главных ролей!»

Сценаристы снова грудью встали на защиту своего протеже, но, к сожалению, безрезультатно. Тем временем в Москву прилетела Марина Влади, и Высоцкий, махнув рукой на роль матроса, укатил вместе с женой в круиз по Черному морю. А роль анархиста Володи досталась артисту Сергею Никоненко.

«Земля Санникова»

Олег Даль в к/ф «Земля Санникова» / Мосфильм

«Изюминкой» своего дебютного фильма «Земля Санникова» молодые режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов решили сделать уже известного в то время артиста Владимира Высоцкого. Он должен был сыграть одну из самых ярких ролей — офицера-авантюриста Евгения Крестовского. Нашлась небольшая роль и для Марины Влади — невесты главного героя.

Сценарий фильма настолько «зацепил» Высоцкого, что он сразу же написал целых три песни — «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые», которые должен был исполнить его герой.

И Высоцкий, конечно же, сыграл бы в «Земле Санникова», если бы не произошел один досадный случай. Как раз перед началом съемок на радио «Немецкая волна» вышла передача о Высоцком, в которой его представили, как диссидента и борца с советской системой. Разразился страшнейший скандал, после которого вышло негласное указание — Высоцкому ролей в ближайшее время не предлагать.

Пришлось режиссерам в спешном порядке искать замену опальному артисту. Их выбор пал на Олега Даля, который и сыграл Крестовского.

Естественно, что песням Высоцкого тоже не нашлось места в фильме. Вместо них прозвучали ставшие теперь хитами «Есть только миг» и «Все было» композитора Александра Зацепина на слова поэта Леонида Дербенева. А исполнил их Олег Анофриев.

Кстати, песня «Белое безмолвие» все-таки прозвучала в кино, правда только три года спустя — в фильме «72 градуса ниже нуля».

«12 стульев»

Арчил Гомиашвили в к/ф «12 стульев» / Мосфильм

Если большинство несыгранных ролей «ушли» от Высоцкого по не зависящим от него причинам, то роль Остапа Бендера в культовой картине Гайдая «12 стульев» он потерял по собственной вине.

Дело в том, что в поисках главного исполнителя, Гайдай перебрал практически всех известных артистов. На роль Бендера кроме Высоцкого пробовались Олег Борисов, Александр Лазарев, Анатолий Кузнецов, Николай Губенко, Валентин Гафт и даже Владимир Басов и Фрунзик Мкртчян. Но никто из них на 100% не устраивал режиссера.

Наконец начальство начало возмущаться — время идет, а съемки никак не начинаются. Тогда Гайдай решил пойти по самому легкому пути и выбрать артиста, который больше других подходил под образ Остапа. Им оказался Владимир Высоцкий.

Артист с радостью согласился. Ведь на тот момент у него за плечами было всего две главные роли, а тут такая удача — Остап Бендер. Но, когда для начала съемок все было готово, Высоцкий неожиданно сорвался и ушел в глубокий запой.

Гайдай был вне себя от гнева и дал себе слово никогда не приглашать в свои картины Высоцкого. После чего все силы были брошены на поиск нового исполнителя, которого вскоре обнаружили в одном из театров Грузии. Так благодаря срыву Высоцкого, доселе никому неизвестный артист Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа Бендера и стал звездой.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook