Александр Вертинский олицетворял собой русскую богему и аристократизм, а его мрачные гримы буквально очаровывали избалованную публику. Но мало кто знает, что за ярким артистом с утонченными чертами лица стоят круглый сирота и двоечник, который пытался нравиться всем. Рассказываем, какими ещё переживаниями и историями была окутана жизнь кумира.
Был сиротой и плохо учился
Когда маленькому Саше было всего три года, его мама не пережила чахотку. Однако на этом горе в жизни Вертинского не закончилось и уже через два года от той же напасти скончался отец. К своим 5 годам мальчик остался круглой сиротой, а его родную сестру Надю определили в неизвестную семью. Долгие годы родственникам врали о том, что они оба скончались, но им все же удалось найти друг друга.
Тернистый путь юноши начался с поступления в Первую киевскую гимназию, тогда ему удалось сдать экзамен на отлично. Правда, в будущем Александр уже не мог похвастаться тем же, а через два года подростка и вовсе исключили за неуспеваемость.
Тетка, с которой рос будущий артист, не гнушалась физических и моральных наказаний за плохие отметки или неподобающее поведение.
Пристрастился к запрещенным веществам и потерял сестру
Бремя творческого человека порой бывает очень сложно нести, и спасением от тяжёлых мыслей становятся запрещённые вещества. После кинодебюта в 1913 году в фильме «Обрыв» Александру удалось завести неплохие знакомства со столичной богемой. Весёлые собрания сопровождались баночками с порциями по одному грамму.
Каждая уважаемая себя актриса или поэт имели искусную коробочку, наполненную сыпучим порошком. Тогда Вертинский и не заметил, как вредное вещество стало управлять им. Но когда от передозировки в 1915 скончалась любимая и единственная сестра, мир артиста рухнул. Впервые за долгое время он задумался о ценности своей жизни и вскоре добровольно ушёл санитаром на фронт.
Фирменный грим Пьеро был его защитной маской
Именно роль грустного Пьеро стала дебютной в театре для молодого Вертинского. В 1915 году он читал авторские стихи или творения великих поэтов с мрачным гримом на лице. Со временем ему удалось выработать свою особенную гипнотическую манеру, благодаря которой произведения звучали словно мелодия.
Главная причина постоянного перевоплощения связана с тем, что эмоции Пьеро и Вертинского очень совпадали. Сам артист признавался, что образ «был необходим на сцене исключительно из-за сильного чувства неуверенности и растерянности перед переполненным залом». Как оказалось, комичный страдалец помогал стеснительному Вертинскому побороть боязнь сцены.
Стал писателем неудачником
И хотя поначалу Вертинский приобрёл статус неплохого Киевского литератора, дальше мимолетных рецензий ему так и не удалось зайти. В то время он пытался заработать себе на жизнь любым доступным способом, и писательство было своеобразной попыткой реализовать себя. Александр корректировал тексты в типографии или писал небольшие рассказы для местных газет, но это только вперемежку с работой обычным грузчиком.
Артист понимал, что мечтает связать свою жизнь с творчеством, но статус самого читаемого автора ему был неподвластен.
Был очень бедным
Но не только в писательстве Вертинскому так и не удалось обрести себя. В середине 30-х годов артист проживал в Китае. Вместе с миграцией пришло осознание — богемная жизнь уверенно катится вниз. Концерты не приносили дохода, и он все острее ощущал нужду.
Все лишь ухудшилось после вторжения японских войск в 40-е и некогда ведущему актёру приходилось каждый раз выкупать свой фрак для выступлений из ломбарда. Спасением стало возвращение на свою родину в СССР. Однако даже в Москве его подстерегали долги, и Вертинский решил на свой страх и риск стать владельцем кабаре «Гардения». Уже спустя месяц заведение закрылось.
За судьбой советского эмигранта стоит немало боли и переживаний, которые сломали знаменитого артиста. Но, несмотря на все проблемы и неуверенность, он умел находить прекрасное даже в повседневной жизни. Как и любой человек, Вертинский грешил и совершал ошибки, но смог оставить след в истории.