Многие фильмы и книги убеждают нас в том, что самураи были благородными и доблестными воинами. Этот идеализированный образ быстро рассыпается — стоит узнать всего лишь несколько неприятных вещей о самураях. Вот 5 фактов о том, какими они были на самом деле.
Самураи проверяли мечи, разрезая живых людей или тела умерших
Меч считался главным оружием самурая, поэтому его изготавливали с помощью филигранных технологий. Но ни один мастер не мог дать гарантию, что при создании меча не допустил какую-нибудь мелкую ошибку. А она, в свою очередь, могла стоить жизни на поле битвы. Поэтому предварительно было необходимо проверить, насколько оружие острое и надежное.
Для этого самураи прибегали к «тамэсигири», что в переводе с японского означает «пробный удар мечом». Наибольшее распространение эта процедура получила в эпоху Эдо — в XVII веке. Для тестирования меча самураи имели право делать надрезы на телах умерших людей, а также отрубать головы осужденным преступникам. Самураи могли сделать разрез лодыжки, диагональный разрез от плеча до противоположного бедра, горизонтальный разрез поперек тела.
Во время японо-китайской войны и Второй мировой войны японские офицеры регулярно испытывали свои новые мечи и на гражданских лицах Китая. Например, лейтенанты Мукаи и Нода устроили соревнование, чтобы узнать, кто быстрее всех обезглавит 100 человек с помощью катаны.
Эту историю напечатали лишь в одной японской газете — Mainichi Shimbun в 1937 году. Судья Токийского окружного суда Акио Дои позже сказал: «Лейтенанты признали тот факт, что они участвовали в гонке, чтобы убить 100 человек.
Самураи на месте убивали тех, кто оскорбил их
«Кири-сутэ гомен» было основным правом, предоставленным самураям, которое позволяло им немедленно убить любого представителя низшего класса (включая других самураев), если они почувствовали себя оскорбленными.
Они могли лишить жизни такого человека, нанеся мечом карающий удар слева. Но чтобы воспользоваться своим правом разрезать и уйти, должно было быть два условия. Во-первых, самурай мог применить наказание в следующую же секунду после оскорбления, а не через полчаса или больше. Во-вторых, на месте должен был присутствовать свидетель, который зафиксировал факт оскорбления.
Самурай мог использовать своего слугу в качестве свидетеля, а это означало, что он мог убить практически любого, кого считал оскорбителем. Исключение составляли лишь врачи и акушерки, поскольку во время выполнения своих обязанностей они могли «перейти границы».
Самураи брали деньги с тех женщин, которые хотели за них замуж
В прежние века во многих странах мужчины платили выкуп семье женщины, на которой хотели жениться. Но Япония была исключением: если бы женщина из низшего сословия захотела выйти замуж за самурая, ей пришлось бы заплатить ему.
Самураи были убеждены, что смерть лучше бесчестья. Например, если воин совершал какой-то ужасный аморальный поступок, последствия которого невозможно исправить, он должен был совершить ритуальное самоубийство — сэппуку — через вспарывание живота.
Но в таком случае его супругу ждала та же участь. Жена была обязана отправиться вслед за своим мужем-самураем. Отличие было в том, что женщина не должна была испытывать невыносимую боль, поэтому она быстро перерезала себе горло и тут же умирала.
Такой же ритуал жена самурая могла совершить во время войны, если муж не вернулся с поля боя, а враги были рядом. Чтобы не достаться им живой, она выполняла тот же ритуал, но предварительно обязательно связывала колени лентой. Это делалось, чтобы ее нашли хоть и мертвой, но в благопристойной позе с сомкнутыми коленями.
Самураи сожительствовали со своими учениками
Известно, что многие самураи вступали в однополые близкие отношения и это совершенно не осуждалось в обществе. Такие связи в основном складывались между юными учениками и их мастерами, которые их обучали.
Самураям разрешалось заключать «братский контракт» со своими учениками и использовать их в качестве партнеров в спальне. Но только с их согласия и до тех пор, пока те не достигнут совершеннолетия. Предполагалось, что эти отношения будут эксклюзивными. По окончании «братского контракта» близкие отношения прекращались, но мастер и ученик навсегда оставались друзьями.
Они считали любую работу унижением
В феодальной Японии самурай без хозяина назывался ронином. Образ ронинов слишком романтизирован — на самом деле в те времена их презирали. Большинство из них становились бродягами, не имея средств к существованию.
Но ронины были слишком высокого мнения о себе и отказывались социализироваться в обществе. Они избегали любой работы, потому что считали это унижением. На обычных работяг ронины смотрели свысока.
Поскольку им нужно было как-то выживать, они становились преступниками и зарабатывали разбойными нападениями. Для них это считалось более почетным, чем работать на ферме, например.