5 плохих вещей, которым сказка «Морозко» учит детей. Многие родители не замечают

Анастасия,
редакция Femmie

На этой сказке выросло не одно поколение, но не всем она пришлась по душе.

Х/ф "Морозко" / Киностудия имени М. Горького

Сказка — это неотъемлемый элемент воспитания детей, ведь именно через нее закладываются понимание жизни, принципы и правила. Испокон веков вошло в традицию, чтобы родители рассказывали такие истории детям, передавая тем самым свою любовь и заботу.

Каждый из нас прекрасно помнит русскую народную сказку «Морозко», на которой выросло не одно поколение и даже был снят знаменитый фильм. Сюжет повествует о семье, где мачеха ненавидела неродную дочь Настеньку, умницу и рукодельницу, зато души не чаяла в своей родной дочери Марфуше, ленивой бездельнице. Женщина отправила падчерицу на погибель и приказала своему мужу, отцу Настеньки, отвезти ее в лес зимой и оставить. В лесу девушка встретила чародея Морозко, который щедро одарил ее за труд, покорность и вежливость. Мачеха, узнав об этом, отправила в лес родную дочь за подарками. Марфушка обидела Морозко, требовала подарки, рассердился чародей и заморозил её насмерть.

Х/ф «Морозко» / Киностудия имени М. Горького

Казалось бы, сказка прививает детям самое лучшее — различать добро и зло, быть послушными и трудиться. Однако в «Морозко» есть негативные для ребенка моменты, которые родители не замечают.

1. Сказка учит отказаться от собственного «Я»

Положительный персонаж Настенька в сказке — на самом деле человек, который совершенно не сформирован как личность. Она отказывается от своего «Я», всегда скрывает негативные чувства и боится причинить неудобства другим людям.

Главная ее цель — казаться лучше, чем она есть на самом деле, пусть даже страдает ее комфорт и имеется прямая угроза жизни. Самый яркий пример из сюжета, когда Морозко, встретив замерзающую в лесу девушку, спрашивает, тепло ли ей. На что окоченевшая Настенька отвечает, что тепло, хотя на самом деле она застыла до костей. Такая жертвенность совершенно непонятна, более того, она ошибочно учит детей, что главное — это быть удобным для окружающих.

Кандидат психологических наук Геннадий Малейчук объясняет:

«Настенька в описываемой сказочной семье оказывается лишенной безусловного принятия и ее витальная идентичность („Я есть, Я такой, какой Я есть, Я имею на это право и право на свои хочу!“) не сформирована. Само ее существование напрямую связано с волей других людей. Выживание в такого рода ситуации возможно лишь путем отказа от собственного Я, что она и демонстрирует во встрече с Другим — в сказке это Морозко».

2. Сказка учит безропотно принимать даже самую тяжелую судьбу

И здесь снова пример Настеньки. Живя в крайне травматичной обстановке под гнетом мачехи и в окружении тяжелой домашней работы, она не пытается ничего изменить, безропотно принимая свою участь. Более того, когда родной отец везет ее на верную смерть в морозный лес, девушка даже не стремится спастись от опасности, а покорно садится в сани, а потом устраивается под елкой. Это очень неправильная жизненная позиция — безропотно принимать свою судьбу и даже не пытаться поменять события.

«Настенька демонстрирует полное отсутствие чувствительности к себе, которая распространяется также и на телесные ощущения. Посредством убивания в себе всех проявлений психической жизни (психологическая смерть) она обеспечивает возможность физического выживания в крайне токсичной, отвергающей среде. Психическая анестезия здесь выступает как защита против физического уничтожения», — комментирует кандидат психологических наук Геннадий Малейчук.

Кстати, некоторые зрители именно поэтому не воспринимают данную сказку:

«Ещё в детстве, посмотрев „Морозко“, сказала, что Настенька — дура (дети, они такие), ненавидела эту сказку. Понятно, что Настю так воспитывали. Но мои дочери, посмотрев эту сказку, сказали то же самое. И я им объяснила, что у неу нет навыка борьбы за себя, а у вас есть. Не любят эту сказку».

Х/ф «Морозко» / Киностудия имени М. Горького

3. Сказка искажает понятия о хорошем и плохом

По сути, в сказке «Морозко» все предельно просто. Настенька хорошая, потому что она всех слушается и старается всем угодить, а Марфушка плохая, ведь она думает только о себе и сразу говорит о том, что ей не нравится.

Но если разобраться, именно Марфуша повела себя разумно в ситуации, когда оказалась в зимнем лесу под елкой. На вопрос тепло ли ей, она честно ответила, что холодно, так как пыталась спасти свою жизнь, в отличие от покорной Настеньки. Дети получают искаженное понятие о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

«Новогодняя сказка „Морозко“ несет опасный посыл для маленьких девочек: просить помощи и заявлять о своём дискомфорте стыдно и неженственно, лучше умереть. Я повела бы себя как сводная сестра Насти: заявила бы, что мне холодно», — считают некоторые зрители.

4. Сказка учит, что предать ребенка это нормально

Еще один весьма колкий момент в сказке «Морозко» — это чудовищный страх отца Настеньки перед своей женой. Он настолько ее боялся, что согласился увести родную дочь в лес на погибель.

Отец предал свою дочь, поставив отношения с мегерой-супругой выше, чем жизнь своей кровиночки. Для маленьких детей, которые слушают сказку, этот момент весьма негативно откладывается на психике, ведь осознание того, что родители могут бросить детей, что сила всегда побеждает, остаются для них в приоритете.

«Отец Настеньки — собирательный образ русских мужиков. Подлый, трусливый, ничтожный человек, заботящийся только собственном благополучии. Такие они и есть и были и будут, мужчины в реальности. Печально все это», — делятся своим впечатлением зрители.

5. Сказка учит, что безусловной любви не бывает

В «Морозко» четко прослеживается сюжетная линия, где мачеха ненавидела падчерицу Настеньку, однако души не чаяла в родной дочери. Что бы ни делала Настенька — была кроткой и покладистой, делала по дому всю самую тяжелую работу, молча сносила унижения и обиды, мачеха все равно хотела сжить ее со свету. Этот момент свидетельствует, что невозможно получить безусловную любовь, если ты «чужой», каким бы хорошим ты не был.

Кандидат психологических наук Геннадий Малейчук комментирует:

«С матерью в семье традиционно связана функция безусловной любви. Отец же отвечает за любовь условную. В сказке мы видим, как через литературный прием усиления мать оказывается „превращена“ в мачеху, тем самым акцентируется невозможность получить ребенком безусловную любовь. Совершенно иные условия развития у Марфушеньки. Она живет со своей родной матерью, в полной мере насыщается безусловной любовью и безусловным принятием».

Сказки — это неоспоримый вклад в литературу и ценнейший материал для воспитания детей и привития им положительных качеств. Однако далеко не всегда родителям следует ставить в пример «хороших» героев, ведь в реальной жизни их модель поведения может сыграть злую шутку и обернуться против.

45
60
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook