Ребенок начинает учиться с момента рождения. Он учится плакать, есть, спать и многое другое. Он начинает ходить и хвататься за руки, а обучаясь складывать кубики, читать короткие слова и ходить на горшок, становится более уверенным каждый день.
Это чувство уверенности необходимо развивать по мере того, как маленькие дети становятся большими и сталкиваются с более сложными вызовами. В такие моменты перед ними встает задача преодолеть более серьезные проблемы.
Доктор Розанна Лесак, сертифицированный детский психолог и директор клиники «Детский фонд Единорога» в Новом Юго-Восточном Университете Флориды, рассказала о 5 способах, с помощью которых родители прививают своим детям здоровое чувство уверенности.
Они связывают труд ребенка с его успехами
Родители всегда должны хвалить труд ребенка, даже если он не получил пятерку по математике или не выиграл футбольный матч. Похвала за приложенные усилия, а не за результаты этих усилий развивает у детей здоровую уверенность в себе, связанную с их трудолюбием.
«Необходимо, чтобы дети могли сказать: «Я чувствую себя уверенно в такой-то деятельности, потому что много работал и тренировался. Я хочу добиться в этом успехов»», — говорит Лесак. Если родители не подчеркивают это, в случае провала на контрольной по математике после всех приложенных усилий дети могут забыть о собственной значимости, что приведет к неуверенности в себе.
Они хвалят себя в присутствии ребенка
Уверенные дети появляются у уверенных родителей. Не скромничайте, говоря о своих качествах, мастерстве и успехах.
«Родители должны говорить о своих достижениях: «Я вложил немало усилий в этот проект и отлично справился, потому что уделил ему время»», — говорит Лесак. Дети впитывают чувство уверенности в себе, слыша разговоры родителей об их достижениях.
Они хвалят детей за мастерство
Родители, стремящиеся воспитать детей со здоровым чувством уверенности в себе, не кричат «Классной сыграл!» до тех пор, пока дети не поймут, что были великолепны. Они хвалят их за конкретные вещи, с которыми те хорошо справились, например: «Когда ты забил гол во втором тайме, ты отлично сработал ногой» или «На последних минутах матча ты отлично сыграл в защите против четвертого номера».
Когда родители отмечают определенные успехи, у детей не создается ощущение, что они были супер-звездой всей игры. Кроме того, по мнению Лесак, так дети учатся отмечать конкретные собственные достижения.
Они честно рассказывают о своих слабостях
Родители, желающие воспитать детей уверенными в себе людьми, а не высокомерными выскочками, не лгут им, если над чем-то стоит еще поработать. Это не значит сказать что-то вроде: «Ты совершенно не смыслишь в математике» — так можно только накаркать. Правильнее будет сказать так: «Некоторым нужно чуть больше работать и решать больше задач по математике, ничего страшного».
Если дети знают, что им необходимо прикладывать больше усилий, чем сверстникам, они связывают свою самооценку с трудом, и у них не возникает незаслуженной самоуверенности. «Детям необходимо узнать то, чего они не знают. Вряд ли вы хотите, чтобы ваш ребенок был абсолютно в себе уверен, скорее наоборот, тогда он не вырастет чересчур самонадеянным», — говорит Лесак.
Они связывают успех с командной работой
Родители не убеждают детей, что они и только они привели к победе в баскетболе или волейболе. Отмечая удачные моменты своего ребенка, они не забывают и о его друзьях, отмечая их отличную игру, тем самым вдохновляя своих детей хвалить других за приложенные усилия.
По мнению доктора Лесак, родители должны объяснить детям, что они достигли успеха не сами по себе, и что без помощи трудолюбивых друзей и одноклассников, возможно, не выиграли игру и не написали бы контрольную по математике.