Люди старшего поколения с ностальгией вспоминают те традиции образования, которые существовали в эпоху СССР. Тогда учитель был авторитетной и уважаемой фигурой, чего нельзя сказать о наших днях. Сегодня школьные преподаватели часто сталкиваются с пренебрежением со стороны учеников и их родителей. Что же повлияло на менее уважительное отношение к современным педагогам?
Современные дети чувствуют вседозволенность
По сравнению с СССР, функции современной школы изменились. Раньше школа воспитывала в полной мере этого понятия, а теперь предоставляет образовательные услуги. В первую очередь родители, а за ними и ученики, начинают относиться к учителям, как к обслуживающему персоналу.
Школьники прекрасно знают свои права, вот только об обязанностях почему-то забывают. И приструнить их никак не удается. Выгнать с урока нельзя – вдруг в коридоре ребенок получит травму? Виноват будет учитель. Двойку за поведение ставить тоже нельзя – оценивать требуют только знания. И как найти управу на наглого подростка, совершенно непонятно.
«Вызываем родителей и здесь все зависит от их адекватности. Кто-то серьезно беседует, кто-то закрывает глаза на поведение ребенка, лишь бы оценки были хорошие!», — делится своим мнением бывший педагог Инна Коростелева из Барнаула.
Родительская гиперопека
Родители тоже вносят свою лепту: стоит сделать ученику замечание, как мамы и папы начинают скандалить и угрожать, что чуть ли не до суда доведут.
Надо сказать, что такое поведение возникло все же не на пустом месте. Среди учителей бывают и те, кто действительно придираются не по делу и даже устраивают неугодным ученикам настоящую травлю. Но чаще всего родители преувеличивают происходящее. Стоит чаду принести домой двойку, как в школу прибегает разъяренная мама с претензиями. И ее не волнует, что ребенок ничего не делает на уроке.
Родители не сотрудничают с учителем
Но есть и другая категория родителей – полная противоположность предыдущей. Они вообще не интересуются школьной жизнью своего ребенка и не утруждают себя проверкой уроков.
Сами педагоги не устают повторять: объяснять новый материал должен учитель, но без закрепления в виде домашних заданий это теряет смысл. Зачем ученику запоминать новую информацию, если он ей не пользуется? Вот и получается эффект «в одно ухо влетело, в другое вылетело». А ругают потом учителя, который «не умеет учить».
Школы не держатся за учителей
«В Москве к учителям относятся очень пренебрежительно, безо всякой доли сожаления. Директор школы говорит, что незаменимых нет. Уйдешь – и тебе через неделю найдут замену. Здесь в течение учебного года учителя увольняются и постоянно приходят новые», — рассказывает Кирилл, учитель начальных классов и победитель конкурса «Молодой учитель года».
Эта проблема особенно актуальна для крупных городов. В регионах и учителей меньше, и люди проще и душевнее. А вот в городах-миллионниках иногда возникает ощущение, что директор школы не помогает своим сотрудникам, а наоборот, вставляет им палки в колеса, считают преподаватели. Отказывает в просьбах, в случае любого конфликта считает виноватым учителя, выставляет дополнительные требования. Чуть что – выговор, штраф, а то и увольнение.
Учитель перестал быть авторитетом
Раньше учитель априори был хорошо образованным человеком. Очень часто он знал больше, чем родители, поэтому его уважали. Но сейчас получить профессию учителя стало проще, да и в целом количество людей с высшим образованием увеличилось.
Современным учителям нужно прикладывать больше усилий, чтобы заинтересовать учеников. Сейчас каждый школьник может завести блог и назвать себя экспертом по любому вопросу. Но при этом он не понимает, что учиться и узнавать новое нужно всю жизнь. И даже если Марьиванна кажется отставшей от жизни, у нее тоже есть что перенять.
Среди учителей всегда были разные люди. И в советское время, и сейчас есть те, кто искренне любит свою работу и детей. Но чтобы школьные годы не прошли даром, родители должны выступать с учителями единым фронтом.