В 1918 году столицей Российской империи стала Москва, население которой составляло около 1,5 млн человек. Вскоре после этого решения в город устремились потоки сотни тысяч людей в поисках хорошей работы. Уже через несколько лет возникли большие трудности с общественным транспортом. Метрополитена еще не было, самым популярным средством передвижения был трамвай. Но маршрутов было мало, а пассажиров — много, поэтому возникла необходимость прокладывать новые пути.
И тогда для этого приходилось сносить многие здания и постройки, которые составляли исторический облик Москвы.
В июле 1935 года Сталин и Молотов подписали первый план глобальной реконструкции столицы. По нему город должен был выглядеть как витрина всей страны. Перестройку обсуждали несколько лет, поскольку никак не могли найти компромисс в вопросе сноса исторических зданий. В итоге решили пожертвовать частью исторического центра Москвы, чтобы расширить дороги и проложить новые, а также возвести новые многоквартирные дома.
И хотя генплан был утвержден в 1935-м, многие исторические здания начали сносить несколькими годами ранее.
Сухарева башня
Этот памятник русской архитектуры стоял почти 240 лет. Башню в стиле «московского барокко» возвели в 1695 году на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (сейчас это проспект Мира). Строение выделялось своей необычной архитектурой и походило на средневековые ратуши в европейских столицах, что было нетипично для русских городов того времени.
Сухареву башню долгие годы по праву считали одной из основных столичных достопримечательностей. При Петре I в ней открыли Школу математических и навигацких наук, а потом и одну из первых в стране обсерваторий.
Позднее у башни открылся и Сухаревский воскресный рынок. Вероятно, по этой причине советские чиновники считали башню символом торгашества и предложили ее снести в рамках нового генплана столицы.
«После сноса башни Большая и Малая Сухаревская площади будут перепланированы. Появится большой и широкий участок, по которому организуем образцовое трамвайное, автомобильное и пешеходное движение…», — говорил глава спецкомиссии Моссовета.
И хотя некоторые архитекторы и представители творческой интеллигенции были категорически против сноса Сухаревой башни, 13 апреля 1934 года рабочие приступили к ее разбору. Через два месяца работы по сносу Сухаревой башни были завершены.
«Ее ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают ее стройную розовую фигуру», — писал журналист Владимир Гиляровский своей дочери.
Церковь Никола Большой Крест
Церковь Николая Чудотворца на Ильинке построили в 1688 году. Возведение храма финансировали купцы Филатьевы. В народе церковь получила второе название — Никола Большой Крест. В ней хранилась реликвия — высокий деревянный крест, изготовленный по заказу тех же Филатьевых.
Даже в советские годы церковь считалась памятником архитектуры и была под охраной государства. Закон запрещал ее полное уничтожение. Но новые власти не видели эту церковь на карте обновленной Москвы, поэтому в 1934 году приняли решение о сносе здания.
Несколько икон из храма и некоторые элементы декора попали в музеи. До сих пор на месте разрушенной церкви пустырь.
Китайгородская стена
Стена вокруг Китай-города была памятником русской средневековой фортификации. Ее построили в середине 16 века, чтобы защитить город от атак крымских татар. Протяженность стены-крепости была более 2,5 км, высота от 8 до 12 метров, толщина — примерно 6,5 метров.
В 18 веке сооружение уже не несла никакой защитной функции, поэтому возникла идея снести ее. Но император Александр I был категорически против уничтожения памятника и приказал провести реконструкцию.
При советской власти впервые предложение снести Китайгородскую стену и башни прозвучало в 1925 году. Тогда специалисты утверждали, что постройка не позволяет расширять дороги. Окончательно решение о разрушении стены приняли в конце 1933 года. К концу 1934 года работы по сносу Китайгородской стены завершили. Кирпич измельчили и использовали в дальнейшем при строительстве тоннелей столичного метро.
«Незабываема была ночь — канун 7 ноября. На глазах исчезала стена, отделяющая Китай-город от города Москвы… На мостовых и тротуарах стоял изумленный прохожий… Он видел, как исчезала стена, которую он помнил с детства», — так писатель Лев Никулин описывал снос памятника.
Крестовские водонапорные башни (1892-1939)
Две башни для водоснабжения столицы построили на площади у Крестовской заставы в 1892 году. Высота кирпичных сооружений достигала 40 метров, а диаметр — 20 метров. Обе башни соединял красивый мост, который издалека выглядел словно кружевной. Под мостом пролегала автодорога и трамвайные пути. В башнях, кроме резервуаров, также размещались несколько контор и жилье для их сотрудников.
Крестовские башни быстро стали достопримечательностью столицы. Однако в 1937 году они стали бесполезными, поскольку в Москве открыли Восточную водопроводную станцию. Через два года оба красивых сооружения снесли, чтобы расширить Ярославское шоссе.
Симонов монастырь
Монастырь возвели на берегу Москва-реки в 14 веке и вскоре он стал одним из крупнейших и богатейших московских монастырей. В течение нескольких столетий он служил надежной защитой южных границ города. Окружность стен составляла 825 метров.
В 1771 году, когда в Москве бушевала эпидемия чумы, на территории Симонова монастыря открыли госпиталь. Чтобы разместить там как можно больше заболевших, стены келий сломали. Когда эпидемия закончилась, монастырь пришел в запустение.
Его отреставрировали в конце 18 века, а в 1812 году оккупировавшие Москву французы разграбили монастырь. К концу 19 века его вновь удалось реконструировать.
После Октябрьской революции в 1918 году все ценности и реликвии перевезли в Оружейную палату, а монастырь прекратил свое существование. В нем жили рабочие заводов, а потом на территории монастыря открыли цех комбината «Рыболов-спортсмен».
В 1930 году снесли колокольню и большинство зданий бывшего монастыря, а на их месте построили новые цеха завода «ЗиЛ».
В целости осталась южная стена Симонова монастыря с тремя башнями, Тихвинская церковь и служебные помещения.