5 школьных предметов из СССР, о которых современные дети даже не догадываются

Инга Мишина,
редакция Femmie

Собрать автомат за 20 секунд может не каждый, но что Земля круглая, знать надо бы.

Anastasia Shuraeva / Pexels

Старшее поколение любит вспоминать, что советская система образования была лучшей в мире. Выпускники, покидая школу, были более подготовлены к жизни. Не в последнюю очередь такая подготовленность объяснялась теми предметами, которые дети изучали в школе. Они давали ученикам представления о взрослой жизни и полезные знания. Вспомним 5 школьных дисциплин, которые преподавали в школах СССР, но позже убрали из школьной программы.

Черчение

Этот предмет в школьной программе продержался дольше других — его отменили уже в XXI веке. Чиновники посчитали, что в век цифровых технологий ученикам вряд ли пригодится умение строить чертежи от руки. Теперь эту функцию можно делегировать специальным программам.

Но если раньше школьник мог легко начертить проекцию фигуры, сечение, схему, то современному ребенку в разы сложнее осознать алгоритм создания элементов. Когда значительную часть работы на себя берет компьютер, отпадает необходимость разбираться в деталях, хотя в будущей работе, да и в жизни, такие знания могут быть важны. А ведь черчение еще и пространственное мышление развивает.

  • Мое поколение было последним, кто изучал черчение в школе. Я, будучи абсолютным гуманитарием, сильно страдала с домашкой по черчению, но этот предмет ставил мозги на место, и сейчас в жизни находит у меня практическое применение на бытовом уровне. Жаль, что этот предмет убрали, а добавили всякие основы религиозной культуры и проч. devochkamore / Пикабу

Логика

С таким предметом сейчас сталкиваются разве что студенты вузов, и то далеко не всех. Например, будущие философы или программисты. А в Советском Союзе логику изучали в выпускных классах школы. Этот предмет давал начальные знания в области психологии, законов мышления и восприятия. Конечно, объем знаний был далек от глубокого изучения, но помогал развить критическое мышление, умение анализировать информацию и дискутировать с собеседником. Довольно полезные навыки для взрослой жизни.

  • Сталин пытался воскресить изучение логики, но Хрущев все это быстро отменил. Сейчас, понятное дело, ее тоже в школьную программу никто вводить не будет, власть у нас всегда считала логику опасной наукой. Логика — это основа философии, большинству людей она, может быть, и не очень нужна, основное значение она имеет для философов, но она способствует тому, что люди перестают все принимать на веру, начинают критически относиться к любой информации, у них появляются собственные рассуждения, именно поэтому такая наука у нас оказывается ненужной. Андрей Макаровский / Яндекс Кью

Конституция СССР

В советское время обычные люди принимали куда большее участие в управлении страной. Любого рабочего с завода, фермы или фабрики могли выбрать делегатом на съезд партии, где нужно было не только понять, о чем идет речь, но и высказаться, при необходимости. Уже в школе с подростками обсуждали устройство советского государства и его законы.

Конечно, предмет не обходился без советской идеологии, зато успешно решал задачу начальной политической и правовой грамотности. Выпускники понимали, как устроено государство и какую роль в его развитии они могут сыграть. Сейчас две трети россиян даже не знают даты принятия российской Конституции. В современной школе этот документ изучают уже не так подробно в рамках предмета «Обществознание».

  • Не могу ответить за стандарты образования, но в моей школе изучалась Конституция на уроках обществознания (кажется, в 9 классе). Надежда Герасимова / Яндекс Кью

Астрономия

Астрономию преподавали в школах еще с петровских времен, но в 1993 году для нее не нашлось места в современной системе образования. Курс рассказывал школьникам о планетах и других космических объектах, их движении и взаимном влиянии. В стране, покорившей космос, предмет был весьма популярен среди школьников. Правда, столкнувшись со множеством формул и расчетов, энтузиазма у многих убавлялось. Тем не менее круглая форма Земли ни у кого не вызывала сомнений, да и любой школьник знал, как устроена солнечная система. Возможно, эти знания и сегодня пригодились бы.

  • Как сейчас помню, астрономию убрали из программы в 1993 году, аккурат перед тем, как мне идти в 9 класс, где она должна была начаться. Отчего я очень расстроилась, но у меня был найденный по случаю бесхозный учебник, который я освоила самостоятельно. Евгения Н / Яндекс Кью

Этика и психология семейной жизни

На уроках этики в СССР давали начальные знания практической психологии: как вести себя с окружающими, как строить семейную жизнь, воспитывать детей, уважать друг друга. Таким навыкам и сегодня найдется применение в жизни каждого человека. В современной школе подобная дисциплина была бы весьма кстати.

В советское время основная сложность преподавания этики заключалась в отсутствии квалифицированных специалистов — по психологии в целом и семейной, в частности. Сейчас недостатка в психологах нет, но дефицит учебного времени налицо. Перегруженным школьникам просто некогда будет изучать новый предмет, даже если его включить в программу.

  • У нас была «Этика и психология семейной жизни». Нам все доступно объясняли, очень корректно и доходчиво. И о гигиене, о предохранении, моральных аспектах, без занудства и так, что мы задавали вопросы и получали развёрнутые ответы. Много мифов было развеяно, особенно о контрацепции. Окончила школу в 91-м. manefa / Пикабу

Современное школьное образование сильно отличается от советского. Это связано в первую очередь с тем, что изменился и окружающий мир — стал более динамичным, технологичным, разнообразным. Но есть знания, которые не устаревают, например, логика и этика. Было бы полезно вернуть их изучение в школы в качестве обязательных предметов.

9
2
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook