Загадочные картины средневекового художника Иеронима Босха привлекают любителей живописи и сегодня. Огромные полотна, где причудливо переплетены библейские сюжеты, выставлены в мировых музеях Бельгии, Германии и Франции. Одни называют картины странными, других пугают образы людей и животных, а третьи просто не понимает живописца. И только ценители искусства догадываются, что за обычной связкой ключей или лесной птицей Босх скрывает особые символы. Рассказываем, что на самом деле вкладывал автор в свои работы.
Перевернутая воронка как символ лжи
В разных картинных сюжетах Босха появляется воронка, чаще всего — на голове у кого-то из персонажей. Например, на полотне «Извлечение камней глупости» в кресле сидит мужчина, которому требуется помощь лекаря — якобы у него в голове камень. Во времена Босха считалось, что у глупцов и душевнобольных в мозгу появляются каменные наросты. Когда их вырезают, человек умнеет — это нормальная практика того времени.
На картине над больным склонился человек в мантии, он должен удалить камень. На голове вместо традиционного головного убора — перевернутая воронка. Зачем? Только чтобы показать, что этот «врач» — лжец, шарлатан. Он спрятал камень в рукаве, а в нужный момент покажет присутствующим, чтобы убедить их в успехе операции.
Кстати, рядом с пациентом — священник и монахиня. Первый держит винный сосуд — это у Босха символ жадности. Вероятно, служитель церкви получит долю от шарлатана. Монахиня, которая с восторгом глядит на лекаря, на самом деле глупа. На это указывают книги на голове, то есть поверхностные знания женщины.
Красные ягоды как символ искушения
Ягоды — частый гость на полотнах Босха. Их срывают с кустов люди или держат птицы в клювах. Разные художники Средневековья изображали ягоды, особенно землянику, на картинах библейской тематики. Ее трилистник связывали со святым знаком троицы. У Босха все иначе.
Посмотрим на фрагмент самой знаменитой картины автора «Сад земных наслаждений». Скрытых символов здесь много, один из них — ягоды.
В правом верхнем углу ягоды срывают с дерева — это отсылка к греху Адама и Евы, когда они поддались искушению. На переднем плане мужчина берет вишню изо рта утки. Эта птица считалась низшей, грязной, а притронуться к грязному — тоже грех. Чуть дальше огромная птица кормит одной маленькой ягодой толпу — это греховные беспорядочные связи. Изобразив людей в райском саду, полном сочных ягод, Босх порицает их за то, что они поддались искушению.
Сено как символ бездуховности
Слово «сено» в родном языке Босха — голландском — имеет несколько значений. Одно из них — пустота, тлен и бездуховность. И это хорошо прослеживается на фрагменте полотна «Воз сена».
Босх изобразил людей, которые получили божественный подарок — огромную телегу с сеном, которой хватит на всех жителей этой местности. Они должны были распределить сено поровну — тогда каждый бы справился со своей ношей.
Вместо этого люди начинают спорить, драться, проявлять жадность. В это время демоны забирают телегу и везут в ад, а окружающие толпой следуют туда же, не замечая этого. Этой работой Босх хотел сказать, что в погоне за материальными благами люди теряют себя и свою сущность.
Музыка как символ греха
Во времена творчества Босха музыканты уходили из церкви, чтобы заработать деньги. Они выступали в кабаках, тавернах, на площадях. На смену классических произведений пришли увеселительные песни, под которые любили танцевать подвыпившие люди.
Поэтому образ музыкантов стал часто встречаться на полотнах Босха. И выступление квартета, и музыкальные инструменты без владельцев, и даже ноты — все это стало символом греховности и падения. Например, на полотне «Корабль дураков» на музыкальных инструментах играют церковные служащие — это указывает ещё и на падение нравов церкви. Блюдо красных ягод и перевернутые кувшины от вина ещё раз подтверждает ложь, грех и лицемерие.
Лицо как символ души человека
На своих полотнах Босх изображал самых разных персонажей. Некоторые лица прорисованы детально, другие смазаны или спрятаны под маской. Но есть работы, где лица изображены как гротескные маски и за ними ничто не скрывается. Это и есть сущность человека. Хороший пример картина «Несение креста», где на фоне светлого и покорного судьбе Иисуса изображены спутники с искревленными, злыми лицами.
Босх хотел сказать, что духовность можно увидеть через лицо человека. Оно отражает его внутренний мир, помыслы и истинные мотивы. Люди на картине, как ни стараются они утешить Иисуса, все равно жаждут его крови, они лицемерны и любопытны.
Творчество Босха пугает и завораживает. Но другого и не приходится ждать от картин любителя алхимии, астрологии и черной магии. Он брал общепринятый символ, менял его толкование и оставлял особые послания. Мудрая сова указывала на духовную слепоту, тюльпан — на человеческую глупость, а черные птицы — на грех. Смысл его полотен — обличить своих современников, которые поклонялись богу, но совершали гнусные, низкие, безобразные деяния.