Мистические тайны окружали роман «Мастер и Маргариты» еще на этапе создания. Михаил Булгаков так и не закончил свой шедевр — одно из самых величайших произведений в мировой литературе собирала по страничкам жена писателя, Елена Сергеевна. Кстати, именно она, как вспоминали друзья, стала прообразом Маргариты — главной героини книги, сильной и притягательной женщины, которая готова идти за своим сердцем.
Булгаковская Маргарита неидеальна: критики отмечали ее привлекательность и вульгарность, смелость и ранимость, отвагу и слабость. Выйдя замуж за нелюбимого мужа, намного ее старше, Маргарита прекрасно знала, что такое одиночество. Для нее оно разное — и страдание, и освобождение, и подвиг.
Делимся 5 цитатами об одиночестве из романа, которые нужно услышать каждой женщине.
«Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Она была счастлива? Ни одной минуты!»
Сильная и красивая Маргарита — жертва неравного и несчастливого брака. Она вышла замуж в 18 лет, поселилась в большой квартире в центре Москвы, у нее есть помощники по хозяйству, модная одежда и драгоценности.
Но Маргарита не любит своего мужа — он гораздо ее старше, и они друг другу просто чужие. Не имея недостатка в материальных ценностях, героиня все равно страдает — от одиночества и непонимания. Так же, как и многие современные женщины, которые не любят своих мужей и вышли замуж, чтобы просто создать семью. У одиночества нет пространственно-временных рамок.
«Меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах».
Маргарита и Мастер познакомились на улице: первое, что он заметил, — это пронзительное одиночество женщины, сквозившее во всем ее образе и перекликающееся с «отвратительными, тревожными желтыми цветами», которые она держала как будто болезненно.
Маргарита не любила мужа. За полвека, которые прошли с момента выхода романа, ситуаций, когда женщина остается в нежеланном и несчастливом, тревожном союзе, меньше не стало. Несчастливый брак — ничего нового!
«Она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста»
Маргарита не кривит душой: если бы встречи с Мастером не случилась, она покончила бы с собой. Это страшное решение, к которому красивая 30-летняя женщина пришла от отсутствия любви и смысла в жизни. Одиночество в огромной квартире стало для нее практически невыносимым — гораздо лучше она чувствовала себя на балу Воланда или паря над Москвой на метле.
Я потеряла свою природу и заменила ее новой
Жизнь состоятельной домохозяйки Маргарита променяла на роль королевы бала Сатаны — чтобы спасти любимого Мастера, героиня стала ведьмой. Из скромной женщины Маргарита превращается в настоящую колдунью, но себя не теряет, а, скорее, приобретает — она ведьма по призванию.
В этой ипостаси одиночество освобождает героиню — теперь она никому ничего не должна, а с мужем можно попрощаться запиской, запрыгнуть на метлу и полететь крушить квартиру критика, испортившего Мастеру роман. И ведь ей за это ничего не будет!
Многие современные женщины так же, следуя за Маргаритой, не боятся радикальных поступков, меняя роли, уходя из токсичных отношений, теряя и обретая себя снова.
«Даже будучи совершенно свободной и невидимой, все же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной».
Невидимой Маргарита становится, когда летит на метле над Москвой на бал к Воланду и по пути доказывает, что является ведьмой по сути, а не по необходимости.
В квартире критика, погубившего роман Мастера, она устраивает полный разгром — разбивает люстру, рояль, стеклянный шкаф, заливает комнаты водой и бьет стекла. Под раздачу попадают окна и в соседних квартирах, потому что разъяренная женщина просто не может остановиться. Одинокая, но счастливая и свободная Маргарита наслаждается переменами в себе и своей жизни — в этот момент одиночество придает героине сил.
Она чудом останавливается. Неожиданно дикий разгром прекращается: порыв ярости сходит на нет, когда в очередном окне Маргарита видит испугавшегося ее чудачеств мальчика. Не желая его расстраивать дальше, женщина рассказывает сказку — про девушку, которая очень много плакала, а потом стала злая.