Сейчас ко временам Советского Союза относятся двойственно. Кто-то отзывается о них с ненавистью, а кто-то хотел бы вернуть некоторые вещи, касающиеся воспитания детей. Ведь сейчас пропагандируется более лояльное отношение к детям, чем тогда. Нынешние дети кажутся более избалованными и эгоистичными. Некоторые советские правила в воспитании детей точно не помешало бы вернуть.
Отправляться в трудовые лагеря
Поездка с детьми в пригород на ферму покажет современным родителям, что дети и не задумываются о том, откуда берутся продукты в супермаркетах. Картофель и молоко появляются на полках сами собой. Корова с говядиной и вовсе связаны какими-то непонятными узами родства.
Советские дети знали об этом все. Об успехах сельского хозяйства постоянно вещали СМИ. Старшеклассники ездили в трудовые лагеря, где узнавали как это – выращивать кукурузу, собирать яблоки, окучивать картошку. А также лично попробовать и оценить урожай.
По вечерам в лагерях начиналось веселье: танцы, волейбол, футбол, песни у костра. Крепкая дружба – то, что ребята привозили с собой вместе с хорошим загаром и мозолями на ладонях.
Обязательно делать утреннюю зарядку
Зарядка – обязательный элемент школьного и дошкольного образования в стране Советов. Если позволяли условия, ее проводили на свежем воздухе. А сейчас много ли школ могут похвастаться ежедневной утренней зарядкой? Хотя бороться с гиподинамией надо бы именно с юных лет – уж очень много времени дети проводят сидя. Почему бы не ввести приятный фитнес по утрам, правда?
Включать телевизор по расписанию
Как только выпускалась газета со свежей телепрограммой, вся семья по очереди читала ее и обводила то, что хотела посмотреть. Бабушка пользовалась красной ручкой, дед – зеленой, дядя – синей…
Дети обожали мультфильмы и ждали их, как манны небесной. Из-за «Ну, погоди» советские дети научились определять время по часам.
– Мам, когда мультик начнется? – прибегали дети со двора, запыхавшись.
– Когда вот эта длинная стрелка перейдет вот сюда.
Нынешние дети лишены этого ожидания. Вкус нашего счастья для них привычен, ведь по детским каналам мультики показывают в режиме нон-стоп. Да и непохожи они на шедевры Союзмультфильма.
Играть с подручными вещами и рукодельничать
Мы стремимся извлечь пользу из каждой минуты детства наших детей. И мы довели их до того, что у них не формируется навык проводить время самостоятельно. Сложно представить, чтобы советский ребенок подошел к маме и сказал бы: «Мне скучно!»
Дети то плели макраме, то шили платья куклам, то вязали сумочки, то занимались на флейте, читали, выжигали по дереву. Пересаживали цветы и клеили домики из спичек.
Почему все изменилось? Потому что сейчас мы можем дать ребенку планшет или телефон, и все – он выпал из реальности и перестал быть помехой в наших делах.
И дети не умеют сами находить себе занятия и не интересуются, что внутри у механических часов.
Писать перьевыми ручками
У советских школьников и выбора-то особенно не было. Считалось, что перьевые ручки лучше всего подходят для обучения письму. Обязательно ставили руку: наклон, способ держать ручку. В результате у большинства выпускников советских школ прекрасный почерк. Но как все мучились с чернильницами! Приходилось носить ее в руке, чтобы не пролить чернила в ранец.
Пользу от обучения письму пером и сейчас никто не отрицает. Но это долго, сложно, требует усидчивости и напряжения. Да и сами ручки требуют «технического обслуживания». Куда проще писать шариковыми: закончилась – выкинул. Или вставил новую пасту, которой хватит не на один день.
Мало кто из нынешних школьников может похвастаться хорошим почерком. Стоило бы вернуть хотя бы несколько часов чистописания в неделю. Оно развивает мелкую моторику, а значит, и другие функции мозга. Побочный эффект таких занятий – улучшение орфографии.