Свое самое первое «нельзя» ребенок слышит, еще будучи младенцем. Он сталкивается с запретами со стороны родителей, когда начинает активно исследовать окружающий мир. Слова «можно» и «нельзя» одинаковы важны для воспитания ребенка.
Получив разрешение что-то сделать, малыш ощущает вкус свободы, так начинает формироваться его доверие к миру и окружающим. Слово «нет» устанавливает границы дозволенного и помогает сформировать безопасную зону для ребенка.
Главное, чему должны научиться родители — поддерживать оптимальный баланс между запретами и разрешениями.
«Чтобы ребёнку было легче усвоить запрет, их должно быть немного, иначе ребёнок просто теряется, что же все-таки можно, а что нет. Это могут быть запреты на опасное поведение (то, что может причинить вред жизни и здоровью самого ребёнка или окружающих) и запрет на причинение вреда имуществу (конечно, если речь идёт о дорогой вазе, то возможно лучше убрать её с глаз долой, а не „воспитывать“ ребёнка. Но вот технику и мебель, конечно, не спрячешь). Все остальные запреты сомнительны», — поясняет семейный психолог Лариса Шмигидина.
Однако большинство беспокойных мам совершают ряд ошибок и запрещают то, из-за чего взрослый ребенок обрастает комплексами и страдает всю жизнь.
Запрет на лидерство
«Скромность украшает человека», «не высовывайся», «не выделяйся» — больше всего на свете мама переживает, что с ее малышом может случиться что-то плохое.
Лидерские качества впервые начинают проявляться еще в раннем возрасте, но родители (чаще всего, мать) проявляют гиперопеку в отношении ребенка. Если ребенок послушный и спокойный, он скорее прислушается к запретам родителей и из потенциального лидера превратится в «серого мышонка».
Да, с одной стороны, такой ребенок не доставляет много хлопот и становится удобным для мамы. Но с другой стороны, он вырастает неуверенным в себе и зависимым от чужого мнения.
Сначала «не выделяйся» может звучать от мамы, затем авторитетных друзей, позже — от супруга или супруги. На работе такому человеку тоже страшно брать на себя ответственность или инициативу, поэтому он всегда предпочитает оставаться в тени. Ему сложно принимать решения, из-за чего он постоянно пребывает в состоянии тревоги.
Запрет на проявление эмоций
«Не ной», «мальчики не плачут», «хватит реветь» — увы, но многие мамы совершенно не понимают, как реагировать на плач ребенка. Поэтому стараются как можно быстрее решить неприятную ситуацию, просто запретив плакать. Но такой подход приводит к формированию у ребенка установки «Если я плачу, то мама разозлится. Это значит, я плохой. Мама не будет меня любить».
Но все человеческие эмоции важны и нужны, нельзя делить их на правильные и неправильные. Подобное подавление чувств приводит к тому, что ребенок начинает стыдиться проявления своих эмоций и становится неуверенным в себе. Он будет закапывать их все глубже, потому что воспринимает слезы как слабость.
Став взрослым, он еще сильнее укрепляется в этом убеждении. В сложных ситуациях он теряется и впадает в ступор, так как просто не понимает, как себя вести, как правильно оказывать поддержку близким людям, а не ранить их своей холодностью.
Запрет на доверие
«Никому нельзя верить», «не будь таким наивным» — такие фразы чересчур заботливые мамы произносят, чтобы ребенок не был слишком доверчивым и не попал в беду по незнанию. Однако часто родительницы перегибают палку и буквально запугивают малыша, из-за чего он начинает считать мир враждебным и опасным местом.
Тревожность, напряжение и недоверие становятся его постоянными спутниками, которые растут вместе с ним и никуда не исчезают, когда ребенок становится уже взрослым. Запрет на доверие приводит к развитию страха отношений (как деловых, так и дружеских или романтических), страху попробовать что-то новое и изменить свою жизнь. Такой человек боится людей и не доверяет им, не любит перемены, даже если хочет что-то изменить. Часто ведет закрытый и даже отшельнический образ жизни и сам же от этого страдает.
Запреты на ошибку
«Не лезь», «дай я сама сделаю», «у тебя все равно не получится» — маленькие дети часто бывают неуклюжими, но так они познают мир и учатся на своих ошибках. Мамам нередко не хватает терпения, и вместо того чтобы помочь малышу, они начинают срываться, нервничать и делать все сами.
А еще они боятся, что ребенок может навредить себе, поэтому они всячески оберегают его, не позволяя ошибаться. Но ребенок вырастает неуверенным в себе и крайне тревожным — ведь все детство мать транслировала ему свои страхи. Он с трудом заводит новых друзей, семью или строит карьеру, так как уверен, что он не способен сделать что-то стоящее.
Запрет распоряжаться своими вещами
«Какой ты жадный», «хорошие девочки должны делиться» — мамы так боятся, что ребенок вырастет жадным, поэтому учат его хорошим манерам с детства. Однако нередко это превращается в манипулирование детьми и их личными вещами — ведь если малыш не хочет делиться, он имеет на это право.
Каждый ребенок — это в первую очередь, личность, а мамы своим запретом пытаются сделать из него послушного и покорного человека, за которого не будет стыдно.
Но во взрослой жизни это выливается в неспособность человека отстаивать свои границы — убеждения, мнение и желания. Он часто кажется бесхребетным и безвольным, потому что привык стараться для других, забывая о себе.
Проблема запретов — одна из самых животрепещущих тем в каждой семье. Дети плохо реагируют на негативные высказывания и не всегда понимают слово «Нет». Но как показывает опыт психологов, чем больше запретов, тем менее восприимчивым к ним становится малыш. Запрещать можно лишь то, что может навредить ребенку или окружающим. А большинство запретов, которые используют мамы, только мешают полноценному развитию их детей.