Юлию Меньшову долгие годы зрители воспринимали только как дочку знаменитых родителей — режиссера Владимира Меньшова и актрисы Веры Алентовой. Из-за чего родители актрисы постоянно критиковали ее и как ей пришлось доказывать свой талант и профессионализм? Как сложилась личная жизнь актрисы и почему, спустя 4 года расставания, она решила вернуться к бывшему мужу?
«Родители были ко мне строги и требовательны»
Юлия Меньшова родилась 28 июля 1969 года в знаменитой семье. Отец — Владимир Меньшов, актер и режиссер, обладатель «Оскара» за картину «Москва слезам не верит». Мама — актриса Вера Алентова, известная по фильмам «Москва слезам не верит», «Зависть богов» и «Ширли-мырли».
Тем не менее, по воспоминаниям Юлии, детство у нее было совсем не звездным. Мама и папа постоянно пропадали на гастролях и в киноэкспедициях, а воспитанием девочки занималась бабушка — немногословная и очень суровая женщина.
Родители же, появляясь дома, были заняты друг другом и своими творческими делами и тоже не спешили показывать дочери свою любовь и нежность.
«В детстве, когда друзья нашей семьи мне говорили: «Как же отец (или мама) тебя любят!», — я страшно удивлялась. Этой безумной любви я тогда не чувствовала, не понимала. Родители были чаще ко мне строги и требовательны», — вспоминала Меньшова.
Когда Юле исполнилось три года, Меньшов и Алентова разошлись. Как ни странно, но сегодня актриса вспоминает это время, как самое счастливое в своем детстве. Каждый выходной Владимир Валентинович забирал дочку. Они вместе шли на рынок за продуктами, а потом Меньшов готовил вкуснейший борщ, а Юля сидела на холодильнике и наблюдала. Для девочки это было настоящим праздником.
А через четыре года, когда родители помирились и снова решили жить вместе, для Юли опять наступили суровые будни.
«Не у всех детей родители ездят за границу!»
Меньшов и Алентова часто бывали за рубежом и, конечно же, привозили дочери фирменные вещи — кофточки, платья, джинсы. Вот только все эти заграничные обновки просто лежали дома в шкафу — Юле не разрешалось надевать их в школу или в компанию одноклассников.
«Мама строго говорила: «Не у всех детей родители ездят за границу! Не все могут себе позволить иметь джинсы!» И доказывать, что я выгляжу скромнее всех, потому что у большинства одноклассников тоже есть импортные вещи, было абсолютно бесполезно», — рассказывала Меньшова.
Кроме того, с 12 лет родители каждое лето отправляли Юлию к родственникам в колхоз — на прополку или уборку урожая. И хотя работа в поле была тяжелой, девушка не роптала. Там она по вечерам могла позволить себе некоторые вольности — накрасить глаза, завить волосы, надеть каблуки и пойти с друзьями на танцы. В Москве все это ей было строго-настрого запрещено.
«Сходи, попробуй, но только под чужой фамилией»
Поступать в театральный Юлия поначалу не собиралась. В школе девочке очень нравилась литература, к тому же она довольно неплохо писала небольшие рассказы и эссе, много лет вела дневник. Но, когда пришло время подавать документы, оказалось, что для поступления на журфак нужно иметь как минимум три опубликованные работы, а у Меньшовой не было ни одной.
Тогда Юля решила — попробую поступить в другой вуз, поучусь там год, сделаю публикации и снова пойду на журфак. А поскольку об актерской профессии Меньшова знала не понаслышке, то в качестве другого вуза она выбрала Школу-студию МХАТ.
Правда, когда девушка призналась в своем намерении родителям, отец сказал:
«Если у тебя есть какая-то мысль о театральном институте, сходи, попробуй показаться. Но только под чужой фамилией, проверь себя, прочувствуй атмосферу».
Поскольку на творческие туры документы не требовались, Юлия отправилась на них под фамилией Большова. И только узнав, что сдала экзамены успешно, призналась комиссии, кто она такая на самом деле.
«Отца и маму на экзамены приглашать нельзя»
В 1986 году Меньшова была принята в Школу-студию МХАТ на курс, которым руководили Александр Калягин и Алла Покровская.
Кстати, родители, узнав, что дочка стала студенткой одного из самых престижных театральных вузов, отреагировали весьма спокойно и буднично.
«Поступила, ну и хорошо, молодец, учись», — сказали они.
Но самое интересное, что все годы учебы Меньшов и Алентова не только не помогали дочери в освоении актерской профессии, а, наоборот, старались критиковать ее по малейшему поводу.
Однажды, на третьем курсе, родители пришли на экзамен по актерскому мастерству, после которого в один голос вынесли девушке приговор:
«Ты была хуже всех, тебе не место в театральном».
И Юлия, поверив маме и папе, действительно, пошла в деканат забирать документы. К счастью, ее остановил Александр Калягин, сказавший:
«Юль, на самом деле вывод надо сделать такой: отца и маму на экзамены приглашать нельзя. У них неадекватная реакция. А я ставлю тебе пять. Прекрасно учишься — ты не то что не хуже всех, а, наоборот, одна из лучших…».
К слову, Школу-студию Юлия Меньшова закончила с красным дипломом.
«В зале сидело от силы 100 человек»
Получив высшее актерское образование, Юлия была принята в труппу МХТ имени А. Чехова, где ее сразу же ввели в несколько спектаклей. За четыре года, которые Меньшова прослужила в МХТ, она сыграла в 15 постановках.
А потом наступили страшные 90-е.
«Жизнь была настолько нестабильной, что театр становился каким-то анахронизмом. В зале сидело от силы сто человек, которые приходили по инерции советской жизни, когда считалось, что интеллигентные люди должны ходить в театр хотя бы раз в месяц», — вспоминала Меньшова.
По словам актрисы, она вдруг остро почувствовала бессмысленность своей профессии и решила уйти из театра.
«Я избавилась от ярлыка „дочь Меньшова и Алентовой»»
Еще со студенческих лет Меньшовой очень нравилась работа на телевидении. Поэтому, оказавшись в свободном полете, она начала обивать пороги всех телеканалов. Как вспоминала Юлия, она готова была на любую работу — администратором, гримером, помощником монтажера, лишь бы зацепиться.
К родителям Юля не обращалась — знала, что не помогут, а только снова будут критиковать: мол, бросила театр, так тебе и надо.
На помощь девушке неожиданно пришел сценарист Виктор Мережко. Как-то раз, встретив Юлю, он спросил, не хочет ли она попробовать себя в качестве редактора передачи «Мое кино». Меньшова с радостью согласилась.
А вскоре Иван Демидов предложил Юлии стать ведущей новой программы «Я сама». Поначалу девушке было боязно — справиться ли она с такой ролью? Но, постепенно, от выпуска к выпуску, она поняла — вот дело, которому она хочет посвятить свою жизнь.
«Это было чистое творчество в дистиллированном виде и абсолютная свобода. Кроме того, оказалось, что именно на телевидении я неожиданно избавилась от ярлыка „дочь Меньшова и Алентовой“. Стала самостоятельной единицей и обрела собственное имя», — говорила Юлия.
Фильмография Меньшовой насчитывает более 30 работ
Первый опыт съемок в кино Юлия приобрела еще во время учебы в институте — в 1990 году она сыграла небольшой эпизод в музыкальном фильме «Когда святые маршируют».
А уже через год Меньшовой повезло получить сразу две главные роли — в фантастической комедии «Действуй, Маня» и в биографической картине «Дело Сухово-Кобылина».
Но по-настоящему популярной Юлия стала только в 2004 году после того, как по телевидению показали сериал «Бальзаковский возраст или Все мужики сво…», в котором она сыграла одну из главных героинь.
На сегодняшний день фильмография актрисы насчитывает более 30 работ, среди которых «Первый дома», «Между нами девочками», «Крепкий брак», «Женщины на грани», «Преступление будет раскрыто».
Кстати, в последнем фильме Меньшова снималась вместе со своим мужем Игорем Гординым.
«Именно такой парень мог бы быть моим мужем»
Познакомились они в 1996 году, когда Меньшовой было 27 лет. По словам Юлии, она с первого же взгляда на Гордина подумала:
«Какой симпатичный молодой человек! Именно такой парень мог бы быть моим мужем».
Однако прежде, чем отправиться в ЗАГС, влюбленные больше года жили вместе на съемной квартире и проверяли свои чувства. Меньшова к тому времени уже вела программу «Я сама» и была очень популярной. А Гордин все еще оставался никому не известным актером Московского ТЮЗа.
Но Юлию такая расстановка ничуть не смущала. По словам актрисы, ей было абсолютно безразлично, знаменит Гордин или нет и много ли он зарабатывает. Значение имели только их чувства друг к другу.
В декабре 1997 года у Юлии и Игоря родился сын Андрей, а в мае 2003 года — дочка Таисия.
«Начинались взаимные претензии»
А спустя 8 лет супруги неожиданно решили расстаться.
По словам Меньшовой, основной причиной стала обыкновенная усталость: вернувшись домой после тяжелого трудового дня, они с Игорем чуть ли не до утра занимались домашними делами. А ведь были еще маленькие дети, доставлявшие немало хлопот.
«Добавлялось и чисто молодежное ощущение: когда тебе тяжело, кажется, что твой близкий человек мог бы и помочь, а он этого не делал. А поскольку другой думал точно так же, начинались взаимные претензии», — вспоминала Меньшова.
Юлия периодически упрекала мужа в том, что обеспечение семьи лежит на ней — например, квартиру купила и обставила именно она. В результате Игорь ушел из семьи. Правда, официально разводиться супруги не стали — и то лишь потому что им не хотелось заниматься бумажной волокитой.
«Мы оба вели себя идеально»
Интересно, что прожили Игорь и Юлия врозь четыре года — ровно столько же, сколько в свое время были в разводе Вера Алентова и Владимир Меньшов. А потом подумали и решили начать семейную жизнь заново, с чистого листа.
Большую роль в этом решении сыграли дети. Как вспоминает Юлия, они с Игорем еще до разъезда договорились, что он часто будет приходить к сыну и дочке. Кроме того, по совету психолога, все отпуска они тоже проводили вчетвером, хотя жили в отелях в двух номерах: Игорь с Андреем, а Юлия с Таисией.
«Мы оба вели себя идеально, поставив интересы детей во главу угла. К тому же это был момент переоценки ценностей, момент невероятного взросления, которого не случилось бы, если бы мы не разошлись. Это был невероятный момент понимания себя», — признавалась Меньшова.
«Семья важнее всего»
В 2008 году во время одной из встреч Гордин предложил: «Юля, а давай все попробуем сначала?». Меньшова, как оказалось, уже давно ждала этих слов, поэтому с радостью согласилась.
С тех пор вот уже более 12 лет Игорь, Юлия и их дети неразлучны.
«Я убеждена, что семья и вообще твой ближний круг — важнее всего, а все остальное вторично. Любовь к человечеству начинается с любви к ближнему, а не наоборот», — говорит Юлия.
«Мне стало неважно, что обо мне думают»
В творческой жизни Юлии Меньшовой тоже царит полный порядок.
С 2013 по 2017 годы Юлия была ведущей программы «Наедине со всеми» на Первом канале. Ее гостями были известные деятели искусства и шоу-бизнеса, которых она умела разговорить на острые и очень личные темы.
В феврале 2019 года Юлия начала вести ток-шоу «Наши люди». Каждый выпуск программы посвящен разбору исторического и социального контекста какой-либо из советских кинолент. По словам Меньшовой, проект рассчитан на людей среднего возраста, которых объединяют теплые воспоминания о минувших днях.
В одном из последних интервью Юлия Меньшова призналась, что ощущает себя счастливым человеком.
«Я отчетливо поняла, что вступила в ту счастливую фазу жизни, когда могу позволить себе никому ничего не доказывать. Мне стало неважно, что обо мне думают. Это в юности тебе кажется, что «быть лучшим» — это мерило. А с годами ощущаешь, что бесценно совсем иное: быть собой», — говорит Меньшова.