54-летняя Ирина Феофанова, забытая и без детей. Как сложилась жизнь звезды кино 90-х

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Ирина Феофанова стала популярной после выхода на экраны комедии Гайдая «Частный детектив, или Операция "Кооперация"».

К/ф «Частный детектив или Операция «Кооперация» /  Мосфильм ("Союз")

Ирина Феофанова прославилась в начале 90-х, когда на экраны вышла комедия Леонида Гайдая «Частный детектив или Операция «Кооперация». После этого у актрисы было еще более 20 вполне успешных ролей. Тем не менее, в нулевых Феофанова приняла решение уйти из кино. Почему актриса пропала с экранов и чем она занимается сейчас?

«Ну какая из меня артистка?»

По воспоминаниям Ирины, впервые о том, чтобы стать актрисой она задумалась еще в шестом или седьмом классе. Однажды листая мамин журнал, девочка увидела картинку — красивая дама в длинном платье и шляпке и подумала: «Интересно, кем нужно быть, чтобы так одеваться? Наверное, актрисой. Вот бы и мне так!»

Правда, уже через несколько минут девочка спохватилась:

«Ну какая из меня артистка, если я даже стихотворение у доски прочесть толком не могу, стесняюсь и запинаюсь. А тут ведь придется выступать перед публикой…».

Кроме того, родители девочки, оба строители по профессии, хотели чтобы дочка пошла по их стопам. И Ира, чтобы не огорчать маму с папой, действительно поступила в Московский инженерно-строительный институт имени В. В. Куйбышева. Но продержаться в стенах этого ВУЗа она смогла совсем недолго — актерская профессия все-таки продолжала манить девушку.

И уже спустя год, забрав документы из МИСИ, Феофанова отнесла их в Театральное училище имени М.Щепкина. И поступила, правда только со второй попытки.

«Не хотите заглянуть к нам в киногруппу?»

Хотя преподаватели в Щепке были против того, чтобы студенты во время учебы снимались в кино, многие однокурсники Ирины все равно ходили на различные кастинги. И Феофанова не стала исключением — оставила свои фото в картотеке «Мосфильма».

Через некоторое время ей позвонили с киностудии и пригласили на пробы. Но когда Ирина в поисках нужной комнаты, запуталась в лабиринтах «Мосфильма», к ней подошла незнакомая женщина. Представившись ассистентом режиссера Эдгара Ходжикяна, она сказала:

«Не хотите заглянуть к нам в киногруппу? Мы как раз ищем похожую на вас девушку на одну из ведущих ролей».

Так Ирина совершенно неожиданно для себя первый раз снялась в кино — в картине «Без срока давности» она сыграла дочку главного героя.

К/ф «Без срока давности» / Мосфильм

Работа Феофановой не осталась незамеченной и уже в следующем году в ее послужной список добавилось сразу три фильма — «Мужские портреты», «Мы ваши дети» и «Честь имею».

А еще спустя два года, в 1989 году, Ирину пригласили сыграть главную роль сразу же в двух картинах — «Под куполом цирка» Владимира Семакова и «Частный детектив или Операция «Кооперация» Леонида Гайдая.

«Я благодарна Гайдаю за все»

По словам Ирины, работать со знаменитым режиссером Леонидом Гайдаем ей было одновременно сложно и легко. Легко потому что в фильме вместе с ней снимались замечательные артисты — Дмитрий Харатьян, Александр Белявский, Спартак Мишулин. Да и обстановка была самая располагающая: Одесса — столица юмора, море, отличная погода…

А сложным оказалось то, что молодая актриса и известный режиссер зачастую не могли найти общего языка. Ирина, по ее словам, буквально «фонтанировала» разными идеями и то и дело предлагала их Гайдаю. А режиссер, привыкший, что на съемочной площадке все выполняют только его волю, приходил от настойчивой актрисы в бешенство.

Но, поскольку избавиться от Ирины режиссер уже не мог (все-таки исполнительница главной роли), то время от времени он устало махал рукой.

«Ну ладно, давай снимем сначала по-твоему, а потом по-моему», — говорил он.

К/ф «Под куполом цирка» / ТО «Экран»

«Правда, потом при монтаже выяснилось, что это был просто хитрый ход Гайдая. Потому что мои варианты все выбросили, а гайдаевские — оставили», — вспоминала Феофанова.

Отыгрался Гайдай и во время звукозаписи, когда вместо Ирины Феофановой пригласил на озвучивание ее роли известную актрису Надежду Румянцеву. Но Ирина  не осталась в обиде на мэтра.

«Я благодарна Гайдаю за все. Он великий режиссер, таких сейчас нет», — говорит она.

С Дмитрием Харатьяном в к/ф «Частный детектив или Операция «Кооперация» /  Мосфильм («Союз»)

«Пойдем сообразим на троих»

Кстати, на съемках «Частного детектива» с Ириной Феофановой произошел забавный случай. Однажды, когда актриса, загримированная под алкоголичку, отдыхала в тенечке, к ней подошел мужик в растянутых трениках, по виду местный забулдыга и предложил:

«Слышь, у меня друг вон в том подъезде живет. Пойдем к нему, сообразим на троих?»

По словам актрисы, она не знала,что ей делать — плакать или смеяться. Ведь, по-видимому в образ ей удалось войти на все 100%, если пьяница принял ее за свою.

К/ф «Когда опаздывают а ЗАГС» / Мотек, Отечество

«Боже, я хочу это играть!»

После выхода картины «Частный детектив или Операция «Кооперация» Феофанова стала знаменитой. В 1990 году журнал «Советский экран» даже назвал ее актрисой года.

Посыпались на актрису и предложения от режиссеров. Буквально следом за «Кооперацией» она сыграла еще две главные роли в фильмах «Когда опаздывают в ЗАГС» и «Не спрашивай меня ни о чем».

Среди других значительных работ актрисы периода 90-х — лимитчица в картине «Очаровательные пришельцы», Лиза в «Телохранителе», Маша в «Русском бизнесе», Марина в «Жених из Майами».

К/ф «Не спрашивай меня ни о чем» / Катюша-фильм

А вот сама Ирина самой любимой работой, которая, по ее словам, «легла на сердце», считает фильм режиссера Георгия Шенгелии «Стрелец неприкаянный».

«Я хорошо помню свои ощущения, когда прочла сценарий: «Боже, я хочу это играть!», — сказала актриса в одном из интервью.

По словам Ирины, если в «Операции «Кооперация» у нее была просто неплохая актерская работа, то в «Стрельце» она имела полную возможность проявить свою индивидуальность.

К/ф «Стрелец неприкаянный» / Киностудия «12А» / AL Productions (Paris) / Акронит (Москва) / Stargaze Productions (New York)

«Ты была такая сосредоточенно-неприступная»

Очень теплые впечатления остались у Феофановой и от работы с Николаем Еременко-младшим в его картине «Сын за отца».

«Честный, искренний, волевой. Он сделал очень хорошее кино и очень достойно вел себя. Ни разу я не видела Еременко в неврозе или психозе. Любую ситуацию разруливал спокойно, четко и по-мужски», — вспоминает Феофанова.

Тем не менее, вне съемочной площадки, в особенности перед поклонницами, Еременко сохранял имидж ловеласа и плейбоя. Неудивительно, что ему приписывали романы со многими актрисами. Не обошла молва вниманием и Ирину Феофанову.

Но, по словам Ирины, с Николаем их связывали исключительно дружеские отношения. Да и вообще, Феофанова всегда придерживалась правила — не заводить романы на съемочной площадке, поскольку это мешает работать.

С Николаем Еременко-младшим в к/ф «Сын за отца» / Беларусьфильм, Слово

«Спустя много лет один из моих сокурсников признался: «Ты была такая сосредоточенно-неприступная, вся в учебе и ролях».

«Каким был Сережа? Идеальным»

Но за пределами съемочной площадки у Ирины, конечно же, был роман. Роман с очень красивым началом и очень трагичным концом.

Ее любимого человека звали Сергей. По словам Ирины, несмотря на довольно молодой возраст, 23 года, Сергей сумел достичь больших высот в бизнесе.

«Каким был Сережа? Идеальным. Он говорил: «Ира, дыши, твори в профессии так, как тебе нравится. И ни о чем не переживай. Все проблемы решаю я, потому что я мужчина», — вспоминает Феофанова.

И Сергей, действительно, избавлял Ирину от любых проблем. Когда актриса снималась в Подмосковье, он каждый вечер приезжал и увозил ее в Москву, чтобы любимая не ночевала в плохой гостинице без удобств. А по выходным устраивал для всей съемочной группы пикники с шашлыками.

А однажды, когда Феофанова была на съемках в Сочи, Сергей примчался к ней всего на один день и привез полный багажник роз.

По воспоминаниям актрисы, ставить такое количество цветов было некуда и они просто разбросали их по полу в гостиничном номере.

«И я ходила по розам, рискуя исколоть себе ноги. Но это было так романтично», — говорит Ирина.

«Чем я занималась? Сидела дома и тупо смотрела в одну точку»

Счастливая жизнь Феофановой продолжалась чуть больше года, пока в один из дней ей не позвонили из милиции: «Срочно приезжайте».

Ей рассказали, что машина Сергея на бешеной скорости врезалась в решетку Александровского сада. Мужчина погиб на месте.

Целый год после этого Феофанова не могла прийти в себя. Она не только перестала сниматься в кино, но и вообще редко выходила из дома. Не отвечала Ирина и на телефонные звонки, боясь услышать избитое: «Ирочка, держись!».

«Чем я занималась? Даже не помню. Сидела дома и тупо смотрела в одну точку. Но не запила и не опустилась на дно. Просто однажды сказала себе: «Надо жить дальше».

Фото @teatr_feo

«Я считаю, что семья должна быть счастливой»

Через некоторое время Ирина вышла замуж, но брак этот оказался неудачным и  недолговечным. Самое интересное, что с матерью супруга у актрисы с первого же дня сложились теплые дружеские отношения. Поэтому даже через много лет после развода бывшая невестка и бывшая свекровь продолжали созваниваться, поздравлять друг друга с праздниками, делиться радостями и горестями.

Больше Ирина замуж уже не выходила.

«Я замечательно отношусь к институту брака. Но считаю, что семья должна быть счастливой. Как у моих мамы с папой, которые почти 60 лет идут по жизни рука об руку», — говорит Феофанова.

Воспитанники Театральной студии Ирины Феофановой / Фото @teatr_feo

«Постоянно играть мамаш мне не хочется»

В 2000-х карьера Феофановой в кино снова стала набирать обороты. Ирина даже снялась в нескольких сериалах — «На углу у Патриарших-2», «Комедийный коктейль», «Грехи отцов», «Сеть».

Но вскоре актриса поняла, что многосерийное телемыло — это не ее призвание. А роли в полнометражных картинах ей предлагали не часто. И Ирина приняла решение уйти из кино.

«Я капризная, потому что поработала у прекрасных режиссеров в картинах по прекрасным сценариям. Да и потом, в моем возрасте хороших ролей предлагают мало. А постоянно играть мамаш мне не хочется», — признается Феофанова.

Тем не менее, расставаясь с кинематографом, Ирина не уходила «в никуда». Потому что еще в несколько лет назад она поняла в чем ее главное предназначение и сумела создать дело всей своей жизни.

Воспитанники Театральной студии Ирины Феофановой / Фото @teatr_feo

«Я просто занимаюсь тем, что мне интересно и стараюсь это делать хорошо»

Еще в 2001 году Ирина Феофанова открыла Детскую театральную студию, которая работает и по сей день. В студию принимают ребятишек с 3 до 17 лет. В ней они не только занимаются, но и проводят творческие вечера, фестивали, обсуждают просмотренные фильмы и спектакли.

«Все выпускники студии поступают в театральные училища без всякого блата. А я вместе с их родителями трясусь во время экзаменов и литрами пью валерьянку», — смеется Ирина.

По словам Феофановой, в студии уже есть свои звезды. Например, Маша Фомина и Яна Гладких, которые играют в МХТ имени Чехова, или Лиза Арзамасова, снявшаяся 50 картинах.

«Сегодня в театральных кругах говорят, что моя студия — это бренд. Конечно, приятно слышать. Но по сути я просто занимаюсь тем, что мне интересно и стараюсь это делать хорошо», — говорит Ирина.

Ирина Феофанова с воспитанником своей студии / Фото @teatr_feo

«Важно уметь проживать каждый день и радоваться жизни»

По словам Феофановой, она немного жалеет, что так и не обзавелась детьми. Тем более, что обладая характером человека, не умеющего делать что-то в полсилы, Ирина была бы хорошей матерью и полностью бы посвятила себя семье. Но, к сожалению, не сложилось.

Но зато у Ирины есть свое любимое дело и замечательная команда — режиссеры, актеры, педагоги, администраторы.  А еще рядом с ней родные — мама, отец, брат, племянники и племянницы. Поэтому одинокой и брошенной она себя никогда не чувствует.

Фото @teatr_feo

«Мне нравится фраза Коко Шанель: «Гораздо важнее не рваться к вершине успеха, а уметь проживать счастливо каждый день и радоваться жизни». Этого принципа я и стараюсь придерживаться», — говорит Ирина Феофанова.

110
5
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook