«Место встречи изменить нельзя» — один из тех народных советских фильмов, которые можно пересматривать бесконечно. Многие зрители уверены, что знают его наизусть. Но вот 6 неочевидных деталей из кинокартины, которые многие упустили из виду.
Никто не узнал в этой актрисе телезвезду 90-х
Присмотритесь внимательнее к этому кадру из сцены в ресторане. Спиной к зрителям сидит Глеб Жеглов, напротив него — лейтенант, а рядом с ним спутница. Кого вы узнаете в ней?
Она больше не снималась в кино, но во второй половине 90-х была очень популярной телеведущей. Все еще не вспомнили, кто это?
Это — Наталья Дарьялова, которая вела программу «У всех на устах». В эффектной ведущей, конечно, трудно узнать эту девушку из «Место встречи изменить нельзя».
На съемочной площадке она оказалась благодаря отцу. Дарьялова — дочь Аркадия Вайнера, соавтора романа «Эра милосердия», на основе которого и снят фильм.
На момент создания фильма Наталье было 18 лет, она училась на филологическом факультете в МГУ. Дарьялова не рассказывала о своем участии в фильме, который стал культовым. В кино она больше не снималась и уехала в США, когда ей предоставился шанс сделать там телевизионную карьеру. А во второй половине 90-х вернулась в Россию и вела программы на Первом канале, РТР и других.
А еще в фильме почти никто не заметил будущую звезду российской музыки
В этом небольшом эпизоде присутствует будущая звезда российской сцены. Но многие зрители не могут догадаться, кто именно. Присмотритесь к саксофонисту:
Узнали? Это лидер группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев. Вы его точно знаете.
Когда Говорухин снимал свой фильм, Мазаев служил в армии. На съемочной площадке он оказался вовсе не из желания попасть в кадр — ему показалась заманчивой идея заработать легкие деньги.
«Мне позвонил друг и сказал, что нужно сыграть музыканта. Платили хорошо, ну, я и убежал в самоволку на два дня. Там я видел знаменитых актеров, на второй день приехал Владимир Высоцкий», — вспоминал музыкант.
За одну смену платили 13 рублей, а у Мазаева было две смены. Он не рассказывал, на что потратил деньги. Но в 1978-м году, например, колбаса стоила 2 рубля 20 копеек, мороженое «Пломбир» — 19 копеек, билет в кино 50-70 копеек.
19-летнего Мазаева не впечатлил мир кино: крошечную сцену с его участием снимали «слишком долго» — два дня. Ни с Высоцким, ни с другими знаменитостями Сергей тогда не познакомился.
В фильме засветилась еще одна будущая звезда — и ее зрители тоже не разглядели
В той же сцене с Сергеем Мазаевым появилась девушка, в которой мало кто узнает известную актрису. Она прямо посередине кадра — присмотритесь повнимательнее.
Это — Лариса Гузеева, которая через пять лет после съемок в этом эпизоде станет всесоюзной кинозвездой. Но славу ей принесет другой фильм — «Жестокий романс». А в «Место встречи изменить нельзя» девушка пришла на площадку как статистка. И то не ради карьеры, а ради того, чтобы приблизиться к своему кумиру — Владимиру Высоцкому.
На тот момент Ларисе было 19 лет, она училась в театральном вузе в Ленинграде, а осенью 1978-м приехала в столицу на пару дней. Гузеева случайно услышала от знакомых, что в одном из московских ресторанов будут снимать сцену для новой картины Станислава Говорухина, где играет Владимир Высоцкий. Она давно мечтала познакомиться с ним и ради этой цели задумала целую спецоперацию.
Гузеева прошла кастинг, ее эффектную внешность отметил сам Говорухин. Так студентка в фильме стала спутницей одного из подчиненных капитана Жеглова. Режиссеру понравилась, как эта пара смотрится в кадре, поэтому ее сняли крупным планом.
Гузеева добилась своего и познакомилась с бардом. Однако знакомство получилось мимолетным — Высоцкий вряд ли запомнил одну из статисток. Зато Лариса навсегда оставила себе память об этой съемке — талон на получение гонорара (3 рубля) она не обменяла на деньги и долгие годы хранила его.
Почему в фильме с участием Высоцкого не звучит ни одной его песни
К моменту съемок в «Место встречи изменить нельзя» Высоцкий был уже всесоюзной звездой, первым среди первых. Как правило, во всех фильмах, где у него была роль, зрители слышали его же песни. Но детектив Говорухина стал исключением.
Вспомните: в «Место встречи изменить нельзя» действительно не звучит ни одной песни Высоцкого. Лишь в одном эпизоде он сел за фортепиано и исполнил романс.
Сначала Говорухин предполагал, что Жеглов будет петь — голосом Высоцкого, разумеется. С артистом подписали договор и ждали, что он напишет и сам исполнит композиции к каждой из пяти серий. Но вдруг режиссер передумал и отказался от песен барда в своей картине. Говорухин беспокоился о том, что популярность певца затмит персонажа.
«Он очень хотел петь и даже обижался на меня. У него даже была песня для картины, называлась она „Баллада о детстве“. Но вот я считал, что не будет тогда полного доверия Жеглову, все будут отвлекаться, думать, что это Высоцкий в роли Жеглова», – рассказывал Говорухин через 10 лет после работы над фильмом.
Этого эпизода не было в сценарии: он появился благодаря Ларисе Удовиченко
Знаменитая фраза «Облигация или аблигация?», которую произносит героиня Ларисы Удовиченко, вообще не была запланирована. Во время съемок этой сцены получился казус.
Актриса сомневалась, как правильно нужно писать слово «облигация» и спросила об этом Высоцкого прямо во время записи очередного дубля. Говорухину такой экспромт очень понравился, поэтому он оставил его в финальной версии фильма.
В сценарии к фильму у Жеглова нет дамы сердца. Но в фильме она все же появилась. Кто ее придумал и зачем?
Примечательно, что в фильме сюжетная линия с личной жизнью Жеглова весьма размыта. В сцене во Дворце культуры работников милиции персонаж Высоцкого вдруг появляется с молодой спутницей и говорит ей: «Видишь, Люба, каких орлов воспитываю!». Но ни в книге, ни в сценарии у Жеглова не было дамы сердца.
Оказывается, этот персонаж придумали на этапе съемок. Говорухин словно предчувствовал, что у зрителей возникнут вопросы о личной жизни главного героя.
«Он нормальный молодой еще мужик! Вот и решил я включить в фильм такой эпизод на милицейском празднике. Это намек на то, что по крайней мере какая-то одна женщина в жизни Глеба была…», — рассказывал позднее Говорухин.
Роль дамы сердца отдали вовсе не актрисе, а ассистенту режиссера Одесской киностудии Людмиле Герасименко. Кроме сцены во Дворце культуры, она в «Место встречи изменить нельзя» больше нигде не появлялась.