Эта кинокартина вышла на советские экраны 47 лет назад, но до сих пор ее пересматривают миллионы зрителей. «Служебный роман» стал лидером отечественного кинопроката в 1978 году — тогда фильм посмотрели более 58 млн зрителей. Легендарный режиссер Эльдар Рязанов продумывал свои киноленты до мелочей. Просто так в фильме не появлялась ни одна деталь. Вот 6 неочевидных деталей из «Служебного романа», которые замечают не все.
Сделали из Людмилы Прокофьевны ценителя искусства
В квартире главной героини висит репродукция картины Амедео Модильяни «Девушка в матроске». Оригинальное полотно написано в 1918 году и хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Почему именно этот образ украсил стену квартиры Калугиной, доподлинно неизвестно.
Быть может, этой мелкой деталью интерьера режиссер хотел показать внутренний конфликт персонажа. С виду она строгая бюрократка, но внутри глубоко неуверенная в себе женщина, чья жизнь полна страданий. А возможно, автор фильма просто хотел отдать дань уважения творчеству великого художника. Так или иначе, эта неочевидная деталь фильма рождает повод для обсуждения до сих пор.
Подчеркнули престиж дефицитных товаров
Уже в первых кадрах киноленты «Служебный роман» мелькает иномарка «Мерседес», что по тем временам было редкостью на улицах Москвы. Импортная машина одна-единственная в потоке из отечественных «Волг», «Жигулей» и «Москвичей». Это еще больше повышает ценность «Мерседеса» и престиж его владельца.
Импортные вещи буквально мелькают из кадра в кадр. Вот в машине Самохвалова стоит модная по тем временам автомагнитола с кассетами BASF. Сам Самохвалов одет с иголочки в лоснящиеся костюмы с модными галстуками. А еще у него дорогие аксессуары — дипломат и швейцарские часы.
В кабинете Калугиной стоит дорогущая венгерская ЭВМ Videoton-340. Причем это не муляж. Технику каждый день привозили на съемки киноленты под охраной, чтобы не украли. А импортные калькуляторы, которые также мелькают в кадре, закрывали на ключ между съемками, чтобы не пропали.
То же самое касается одежды. Персонажи фильма стремятся одеваться в импортные вещи. При этом Калугина наряжается в эксклюзивные модели отечественного Дома моделей.
Это подчеркивает ее особый статус, позволяющий получить доступ к таким благам. Таким образом акцентируется противопоставление простых советских людей и высокопоставленных персонажей с их роскошной жизнью и доступом к импортным товарам.
Придумали шуточные названия организациям
Здание, в котором проходили съемки, принадлежит Министерству речного флота. Однако в фильме его название заменили вымышленным — «Главрыба». Это отсылка к запрещенной в СССР повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», где упоминается такая организация. Об этом свидетельствует дорожный знак — «Парковка для служебных автомашин Минречфлота».
Рядом появляются и другие абсурдные бюрократические аббревиатуры, высмеивающие пристрастие советских чиновников к подобным названиям — «Мосрыбстрой», «Главкость», «Главбурение». Еще одна отсылка — табличка «НИИ ЧАВО». Это намек на повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», где упоминается похожая аббревиатура. Даже без расшифровки она вызывает комический эффект.
Засняли туристов, чтобы быть ближе к народу
В одном из кадров мимо здания проезжает автобус с туристами из бюро «Спутник». Это была советская организация, специализирующаяся на недорогом молодежном туризме. В отличие от элитного «Интуриста», «Спутник» предлагал бюджетные путевки для советских и иностранных граждан. Они останавливались в простых гостиницах, питались в столовых, ездили в плацкартных вагонах. Экскурсоводами часто работали студенты старших курсов.
Туристы в автобусе «Спутника» не актеры. Они были обычными путешественниками, которым случайно посчастливилось проехать мимо съемочной площадки. Молодежь с интересом наблюдала за съемками кино из окна автобуса в режиме реального времени и это решили оставить в кадре. Ведь такой момент как нельзя лучше передает атмосферу 1970-х годов, когда заграничные поездки были редкостью и привлекали большое внимание. Режиссер таким образом воссоздал колорит эпохи.
Район проживания героев показывает их социальный статус
В фильме главные герои живут в разных районах Москвы и области. Это подчеркивает их социальное положение. Так, Людмила Калугина поселилась в элитном доме на Большой Никитской, 43а. А Юрий Самохвалов обитает в шикарной сталинской квартире на Горького. К тому же у него есть домработница.
Рядовые сотрудники расположились в спальных районах. Новосельцев — на переулке Чернышевского у метро Новослободская, где в 1976 году еще сохранялись старые деревянные дома. Секретарша Вера — в новостройках Чертанова. А Рыжова, по сюжету была из области. Но на самом деле сцена с ней снималась на станции Лосиноостровская на севере Москвы.
С помощью макияжа показали разницу поколений
В фильме отразили разницу поколений в макияже женщин. Модницы до 30 лет используют так называемый «нюдовый» макияж — легкий, естественный, незаметный. Это отдельное искусство, требующее качественной косметики.
А вот представительницы старшего поколения делают яркий, броский макияж «с эффектом маски» — так, как было принято в 60-е годы. Таким образом через детали внешности передается разница эпох и веяний моды. Молодежь 70-х уже шагнула вперед. А старшее поколение продолжает держаться привычек своей молодости.
Эльдар Рязанов мастерски передавал в своих кинокартинах дух времени и во многом это удавалось благодаря тщательно продуманным деталям.