Unsplash
Воспитание — дело непростое. Даже идеальные родители не всегда делают это правильно. Однако процесс обучения ребенка хорошему поведению отчасти осложняется тем, что взрослые излишне часто опираются на собственный опыт.

Ребенок иногда напоминает о ваших детских эмоциях, которые вы даже не осознаете. Его капризы порой заводят и раздражают, вызывая чувство оскорбления, пренебрежения или стыда. Проблема в том, что стоит вам поддаться собственным эмоциям, вы уже не способны спокойно и рационально справляться с поведением ребенка.

Как пишет доктор Даниэль Сигел в своей новой книге «Дисциплина без драмы», дисциплина — это обучение, а не наказание. Зачастую, когда родители попадаются на крючок детских провокаций, дисциплина из обучения превращается в выплескивание эмоций. Воспитание станет более эффективным, если родители научатся справляться со своими эмоциями и будут на одной волне с ребенком.

Вот несколько правил, которым стоит следовать в вопросах дисциплины ребенка:

Сохраняйте спокойствие

Когда вы на взводе, вы можете вести себя неверно и непоследовательно. Представим ситуацию: ваш ребенок прыгает на диванных подушках, и вы изо всех сил это игнорируете. Потом, когда он случайно опрокидывает лампу, вы срываетесь на него: «Смотри, что ты наделал! Прекрати вести себя, как дикарь, и скакать по мебели!» Это сбивает ребенка с толку: почему еще пару минут назад, когда он прыгал, вы выглядели спокойными?

Вместо того чтобы его остановить, когда вы спокойны и только заметили подобное поведение, вы взрываетесь на последующее действие. Разозленный и потерявший голову родитель сильно пугает детей. Более того, когда на детей орут, они редко запоминают, что до них пытаются донести. В памяти остается лишь накрывший страх от того, что родитель потерял контроль. Прежде чем подойти к ребенку, успокойтесь. Вдохните несколько раз, расслабьтесь, затем исправляйте ситуацию.

Подумайте о последствиях

Дисциплина неэффективна, когда вы пытаетесь выплеснуть свое разочарование. Крики из серии «Почему ты закатываешь истерику? Ты сводишь меня с ума!» не помогут ребенку успокоиться и вести себя разумно.

Подумайте, чего вы хотите добиться в этой ситуации, какой урок преподнести. Вероятнее всего, вы хотите дать ребенку понять, что его замечают и проявляют заботу, а также чтобы он осознал свою ответственность. Вы хотите, чтобы он чувствовал себя защищенным, но понимаете, что он не всегда сможет получить то, чего хочет. Если вы задумаетесь о цели общения, вы сделаете более осознанные и эффективные шаги к ее достижению.

Общайтесь на эмоциональном уровне

Если ребенку очень плохо или он испытывает стресс и ведет себя неадекватно, для начала следует наладить контакт на эмоциональном уровне, чтобы на него повлиять. Это может быть физический контакт: опуститесь на колени, чтобы оказаться на одном уровне, обнимите и посмотрите в глаза. Найдите способ помочь ему успокоиться, не споря на уровне логики и разума. Лучше разберитесь с его эмоциональным состоянием, сказав что-то вроде: «Похоже, ты на самом деле расстроен».

Когда он успокоится, вы поможете найти решение проблемы. Как говорит доктор Сигел, «установите контакт и перенаправьте». Если ребенок просит печенье перед сном, можно предложить альтернативу: «Давай вместе испечем печенье ко дню рождения твоего друга на следующей неделе, а сейчас почитаем, что скажешь?»

Результат не всегда будет столь однозначным. Если ваш ребенок сильно расстраивается по поводу домашнего задания, решением не может быть вариант не делать его вовсе. Можно заняться другим делом, а затем вернуться к заданию, или же найти абсолютно новый подход к его выполнению.

Никогда не изолируйте и не наказывайте физически

Есть надежда, что в наше время родителям известны научные аргументы против физической дисциплины. Есть миллион причин не бить ребенка, и наименее важная из них — этим невозможность заставить вести себя хорошо.

Однако есть и другой известный, но сомнительный подход к воспитанию — изоляция или «тайм аут». Не углубляясь в изучение этого вопроса, можно сделать главный вывод: изоляция детей за плохое поведение мешает им получить важные жизненные уроки. Вы хотите, чтобы ваш ребенок умел общаться даже в сложных ситуациях, чтобы научился регулировать свои эмоции. Это вопросы социализации детей и обеспечения их жизнеспособности в реальном мире, где не получится спрятаться при возникновении конфликта.

Учите состраданию

Знакомая картина: родитель тащит ребенка через игровую площадку, чтобы тот извинился перед другим ребенком, которого обидел: «Посмотри ей в глаза и извинись за то, что взял ее игрушку». Ребенок вяло повторяет слова родителя и убегает, сломя голову.

Из такого разговора невозможно извлечь урок, если вы заставили ребенка испытать эмоции без осознания своего поступка. Лучшая стратегия — поговорить и помочь понять, что чувствовал другой человек: «А как бы ты себя чувствовал, если бы твою игрушку взяли без спроса?» Общаясь с детьми, вы учите их состраданию. Речь не о пустых извинениях, а о понимании чувств и эмоций другого человека.

Подавайте пример… и позволяйте им быть собой

Современные родители хотят нравиться своим детям. По сути это не плохо, но как родители, мы обязаны научить детей вести себя по-взрослому. Избалованность и чрезмерная опека создают у них завышенное ощущение собственной значимости. Повзрослев, они скорее всего будут разочарованы реальностью. С другой стороны, отстраненность или излишняя строгость могут создать ощущение отдаленности или заставят бунтовать.

Оптимальный вариант — показывать свои лучшие качества, подавая пример. Вести себя так, как вы бы хотели, чтобы вели себя они. Речь не о том, что если вы — врач, то и ребенок должен быть врачом. Просто старайтесь проявлять качества, которыми восхищаетесь: сострадание, терпение, честность, щедрость. Будьте добры к детям, поддерживайте и любите. Обеспечьте структуру и безопасность, но в остальном позвольте им быть собой. Позвольте им изучить свой мир и узнать, кто они. Не накладывайте лишние ограничения, которые отражают только ваши желания, а не их. Так они усвоят ваши положительные качества, чувствуя свободу стать теми, кем суждено стать.