6 вещей, которые делают ведущие, чтобы говорить четко и не запинаться

Юлия Мельникова,
редакция Femmie

Этими способами могут пользоваться и те, кто далек от телеэфира.

Photo by Anete Lusina from Pexels

Концерт оперного певца Ходорковского в Красноярске и новые вагоны подземки с системой противозачатия пассажиров – оплошности ведущих современного телевидения. Дикторы читают текст с суфлера, однако из-за быстрого темпа речи нередко случаются досадные оговорки. Неправильно произнесенные пара букв или слогов до смешного искажают смысл.

Чтобы речь была четкой и понятной, ведущие ежедневно тренируют дикцию с помощью особых упражнений.

Произносить звуки по системе Станиславского

Константин Станиславский много работал над теорией сценического искусства и методам актерской техники. Мастер говорил, что роль, как дом, складывается по кирпичику. Важным «кирпичиком» является речь актера. Хорошая дикция — одна из составляющей сценической речи. Поэтому радиоведущие, а позже и телеведущие, быстро переняли опыт великого театрального педагога.

Константин Станиславский приучал актеров каждый день делать упражнения на произношение отдельных звуков. Перед упражнениями обязательна артикуляционная разминка. Она включает в себя движения языком и губами, разминку лицевых мышц.

Упражнения начинаются с произношения глухих согласных. Потом добавляются звонкие согласные и гласные. Далее прорабатываются сложные буквосочетания: МФО, МФЕ, ЛРА, ЛРЮ, ЧРА и т.п. Потом более длинные сочетания, четко проговаривается каждый звук: ПТКО, ПТКЭ, ЗДРИ, ЗДРА и т.д.

Мычать, гудеть и мурчать

Чтобы голос приобрел звонкость, яркость и певучесть, говорящий должен чувствовать резонатор – головной и грудной. Головной резонатор отвечает за тембр, а грудной за объемность и полноту звучания речи. Владение эти балансом помогает организовать работу голосовых связок. Развить головной и грудной резонаторы дикторам помогают упражнения на мычание, гудение и мурчание.

Ведущие практикуют мычание везде: на прогулке, дома, в дороге, во время перерыва на работе. В расслабленном состоянии сомкнутыми губами полезно продолжительно мычать. Затем к мычанию добавляются гласные. Слоги произносятся беспрерывно. Заканчивается упражнение произнесением фразы «Мам, меду нам». Слова произносятся слитно.

Для постановки голоса хорошо помогает гудение – протяжное произнесение звука «у». Гудение ведущие тоже часто практикуют перед работой. Мурчание, в подражание кошке, развивает дыхание и помогает прочувствовать грудной резонатор.

Разговаривать с воображаемым собеседником

Знаменитый диктор Игорь Кириллов сравнивал своих коллег с балеринами. Диктор, как и балерина, должен каждый день разминаться у станка. Только «станок» диктора – это микрофон или объект, с которым он разговаривает.

Игорь Леонидович никогда не скрывал, что развивать дикцию ему помогал воображаемый собеседник. В этом и кроется секрет красивой речи Кириллова. Диктор каждый день «спорил» с воображаемым другом. Спор обязательно носил литературный характер. Игорь Леонидович выбирал 1-2 странички из произведений классиков и старался переубедить оппонента, насколько хорош тот или иной писатель или его книга. Говорил медленно, не более 15 предложений в минуту.

Даже ежедневные 15-минутные упражнения помогут не только улучшить дикцию, но и обогатить речь. Произведения нужно выбирать соответствующие: лучше — русских классиков (Пушкина, Толстого, Чехова) или зарубежных писателей, но в хорошем переводе.

Представлять то, о чем говоришь

Рисовать в воображении ту ситуацию, о которой рассказываешь – это прием легендарного Юрия Левитана. Диктор обладал уникальным голосом с рождения. Однако он не раз признавался, что много работал над развитием звонкости и энергичности своего голоса.

Один из приемов – развитие воображения. Для этого он даже занимался с педагогом по актерскому мастерству. «Я сижу в маленькой темной студии, а вижу перед собой целый мир», — говорил Левитан. Он наполнял каждый свой текст энергетикой, как будто был участником событий, о которых рассказывал. Когда Юрий Борисович получал текст, он представлял описываемое место, внешность находившихся там людей и чувства, которые они испытывали в тот момент.

Говорить с карандашом во рту

Для ведущих важно держать в тонусе артикуляционный аппарат. Хорошая дикция невозможна без правильной артикуляции. С помощью карандаша можно быстро привести артикуляционный аппарат в рабочее состояние.

Такое упражнение отлично помогает ведущим перед выходом в эфир. Карандаш зажимают зубами (в области резцов) и начинают говорить: рассказывать истории, читать стихотворение, описывать, что находится вокруг, и т.п. Особенно четко и раскатисто произносится звук «р». Достаточно всего нескольких минут такой тренировки в день.

Произносить скороговорки

Скороговорки – самый действенный способ «разогреть» речевой аппарат перед эфиром. Этим приемом пользуются все радио- и телеведущие. Существуют даже самые любимые дикторские скороговорки.

Перед чтением скороговорок ведущие обычно гримасничают, разогревая мышцы лица. Тренируют ритмичное произношение согласных звуков и гласных на распев. А затем несколько раз произносят скороговорку. Сначала медленно, а потом увеличивая темп. Самая длинная скороговорка для профессионалов содержит около 400 слов.

На скороговорках ведущие оттачивают и звучание своего голоса. Они проговаривают их с разной скоростью и интонацией, отмечая, в каком варианте лучше звучит голос. Скороговорки помогают также поставить дыхание. Для этого дикторы зажимают нос и отпускают пальцы только тогда, когда нужно сделать вдох и выдох.

Красивая речь важна не только для дикторов. Ведущие развивают дикцию, потому что этого требует профессия. В жизни хорошая речь – это показатель уважения к собеседнику. Когда говорят нечетко, то собеседнику приходится прислушиваться и переспрашивать, что ставит его в неловкое положение. Слышать четкую выразительную речь намного приятнее и понятнее.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook