Роль Александры в культовой картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» стала по-настоящему звездной для молодой актрисы Натальи Вавиловой. После этого она появилась еще в двух десятках фильмов — «Тяжелая вода», «Нас венчали не в церкви», «Ученик лекаря», «Поезд вне расписания» и вдруг, в самом начале 90-х, внезапно исчезла с экранов. Что произошло с карьерой актрисы?
«Девочки из приличных семей должны учиться, а не бегать по съемочным площадкам»
Наташа Вавилова была пятым, самым младшим ребенком в семье дипломата и домохозяйки. Родители воспитывали детей в строгости и заранее выбирали для них настоящие, надежные профессии. Вот и Наташу мама с папой в своих мечтах видели сотрудницей дипкорпуса в какой-нибудь зарубежной стране.
Но судьба распорядилась по-своему. Однажды, когда девочке было 14 лет, к ней на улице подошли сотрудники с Мосфильма (благо, что киностудия располагалась неподалеку от дома Вавиловых) и пригласили на пробы в картину «Такие высокие горы».
Наташа была на седьмом небе от счастья, а вот ее родителям затея с кино пришлась не по душе. Поэтому, отпуская дочку на съемки, мама и папа строго предупредили:
«Девочки из приличных семей должны учиться, чтобы получить серьезную профессию, а не бегать по съемочным площадкам».
И действительно, закончив сниматься в небольшом эпизоде, Наталья с головой окунулась в учебу и вскоре думать забыла про кино.
После «Розыгрыша» на Вавилову обратили внимание режиссеры
Но кино про Вавилову не забыло. Спустя два года, приступая к работе над фильмом «Розыгрыш», режиссер Владимир Меньшов перебирал актерскую картотеку на Мосфильме. И, натолкнувшись на фотографию Натальи, тут же дал задание своим ассистентам разыскать девушку.
Роль Таи Петровой, которую предстояло сыграть Наталье, была сложная даже для опытной актрисы. Ведь по сценарию девочке предстояло пойти наперекор всему классу и навсегда стать изгоем. Тем не менее, Меньшов рискнул взять непрофессиональную артистку и не прогадал: Вавилова справилась с возложенной на нее задачей просто блестяще.
Недаром после выхода «Розыгрыша» на нее обратили внимание другие режиссеры. И в последующие пару лет Вавилова снялась в трех картинах — «Сказ о том, как царь Петр арапа женил», «По улицам комод водили» и «Красные дипкурьеры».
Зато родители Натальи, отпуская дочку на съемки, не переставали внушать ей, что актерство — это не профессия и с кино нужно заканчивать.
Перед обаянием Баталова родители Наташи не смогли устоять
Вот почему, когда в 1979 году Меньшов утвердил Наташу на роль Александры в свой новый фильм «Москва слезам не верит», она не решилась сказать об этом маме и папе. Втайне от них девушка учила роль и убегала на съемочную площадку. Но родители заметили ее длительные отлучки и поняли, что дочка снова снимается.
На этот раз папа Наташи был непреклонен — никакого кино, и точка. Девушке строго- настрого запретили выходить из дома и даже подходить к телефону. Единственное, куда Наталья могла отлучаться — на подготовительные курсы при МИДе, и то только в сопровождении папы или мамы.
Узнав о том, что Вавиловой не разрешают сниматься, Меньшов пришел в отчаяние. Ведь в роли Александры он видел только Наташу и никого другого. Режиссер несколько раз пытался поговорить с родителями девушки, но безрезультатно.
Тогда Меньшов решился на хитрость. В один из дней он заявился в гости к Вавиловым вместе с исполнителем роли Гоши Алексеем Баталовым. И как в воду глядел: оказалось, что родители Наташи Баталова просто обожали. Поэтому устоять перед обаянием знаменитого артиста они, конечно же, не смогли, и дали «добро».
Премьера фильма «Москва слезам не верит» состоялась 11 февраля 1980 года, а уже на следующий день Наталья Вавилова проснулась знаменитой. Журналисты брали у нее интервью, зрители узнавали ее на улице и просили автографы.
А самое главное: мама и папа Натальи, посмотрев картину, наконец-то убедились, что у их дочери талант и разрешили ей поступать во ВГИК.
Самвел сразу обратил внимание на Наташу
Фильм «Москва слезам не верит» стал для Натальи счастливым вдвойне, потому что на одном из показов этой картины она познакомилась со своим будущим мужем.
Самвел Гаспаров в то время был уже известным кинорежиссером, создателем фильмов «Рейс первый, рейс последний», «Ненависть», «Свидетельство о бедности», «Забудьте слово смерть».
Позже Самвел признавался, что сразу обратил внимание на Наташу — очаровательную изящную девушку с огромными лучистыми глазами и решил, что она обязательно станет его женой.
Но, когда Наталья объявила дома, что выходит замуж, мама и папа снова были против. Мол, что это за жених для их дочери — дважды был женат, да еще на целых 20 лет старше. Однако познакомившись с Самвелом поближе, родители Натальи смягчились.
«Лучший ресторан кавказской кухни в Москве — это наш дом»
Несмотря на большую разницу в возрасте, брак Вавиловой и Гаспарова оказался счастливым и удачным. Самвел буквально пылинки сдувал с молодой жены, осыпая ее комплиментами, цветами и подарками.
А Наталья, в свою очередь, старалась во всем угодить любимому мужу. Например,зная, как любит Самвел грузинскую и армянскую кухню, она научилась готовить его любимые блюда.
«Наташа понимала, что я, человек, который вырос в Тбилиси, скучаю по кавказской кухне. И теперь все, чего мне не хватает здесь, в России, есть у меня дома. Потому я считаю, что лучший ресторан кавказской кухни в Москве — это наш дом», — говорил Гаспаров.
По ошибке Наталье дали другую лошадь
Но даже посвящая много времени дому и мужу, Вавилова никогда не забывала о любимой работе. Тем более, что после успеха картины «Москва слезам не верит» предложений у нее было хоть отбавляй.
За восемь лет, с 1979 по 1986 годы, актриса снялась в 15 фильмах. Самые известные из них — «Тяжелая вода», «Бармен из «Золотого якоря», «Нас венчали не в церкви», «Шофер на один рейс», «Поезд вне расписания», «Вторжение».
В 1986 году Наталья Вавилова приступила к съемкам в исторической картине «Николай Подвойский» о жизни знаменитого революционера и командира Красной армии. По роли ее героине предстояло скакать на лошади и Наталья стала брать уроки верховой езды.
Уже через два месяца девушка грациозно держалась в седле и умело управляла конем. Но однажды, когда актриса в очередной раз пришла на ипподром, произошло непредвиденное.
Служитель конюшни по ошибке вывел Наталье лошадь, которая уже несколько недель болела. Как только Вавилова очутилась в седле, то животное от резкой боли встало на дыбы и понесло. Наталья, насколько хватало ее сил, удерживала поводья. Но все равно оказалась на земле.
С ушибом позвоночника девушку привезли в больницу. И буквально тут же к ней прибежал режиссер картины Юрий Борецкий. По словам Гаспарова, режиссер знал, что вина за травму Натальи частично лежит на нем, поэтому стал ее уговаривать:
«Наташа, не говори, пожалуйста, как это произошло. Иначе нас всех уволят. А мы тебя будем ждать, сколько нужно: год, два. В этой роли видим только тебя».
И Вавилова, поверив режиссеру, умолчала о причинах своего падения. А когда спустя две недели вышла из больницы, узнала, что Борецкий взял на ее место другую актрису.
Вторым страшным ударом для актрисы стало то, что она была беременна, а после падения потеряла ребенка. И врачи сразу же сказали, что больше детей она иметь не сможет.
Вавилова сделала две попытки вернуться в профессию
Стоит ли удивляться, что после таких событий Наталья впала в глубокую депрессию. Чтобы помочь любимой жене пережить горе, Самвел увез ее в длительное путешествие по Европе. Но даже вернувшись, Вавилова долго не могла прийти в себя.
Правда, она сделала еще две попытки вернуться в профессию. В 1990 году снялась в картине своего мужа «Стервятники на дорогах», а еще через год — в небольшой роли в фильме «Дело Сухово-Кобылина».
Но радости и ощущения счастья, как в былые времена, эти работы ей не принесли. И Вавилова приняла решение навсегда уйти из кино.
Вавилова много времени посвящала благотворительности
Поставив точку на карьере актрисы, Наталья Вавилова выбрала для себя другую роль — любимой и любящей жены и хранительницы домашнего очага.
Поселившись с мужем в двухэтажном особняке на Рублевке, Наталья все силы отдала обустройству семейного гнездышка. Она с удовольствием занялась выращиванием фруктов, овощей и цветов.
Кроме того, Вавилова много времени посвящала благотворительности — оказывала помощь детским домам и интернатам. Но делала это без лишней шумихи, исключительно по зову сердца.
В 2020 году муж Вавиловой скончался
Правда, несколько лет назад супруги вынуждены были продать дом и перебраться в Москву. Причиной их переезда стала болезнь Самвела и необходимость быть ближе к врачам. По словам знакомых семьи, у Гаспарова давно была язва желудка, которая часто давала о себе знать. А в последние годы ему становилось все хуже.
Весной 2020 года 81-летний Самвел Гаспаров с очередным обострением попал в больницу, ему сделали операцию. А 20 мая стало известно, что он скончался. По заключению врачей, причиной смерти стал коронавирус. Переболела коронавирусом и сама актриса.
Потеря горячо любимого мужа стала для 61-летней Натальи Вавиловой страшным ударом. По словам знакомых, после похорон она еще больше замкнулась в себе и ни с кем не хочет разговаривать.
Кроме того, Вавилова попросила всех друзей и знакомых воздержаться от любых комментариев в прессе. Поэтому никаких сведений о том, как живет сегодня когда-то знаменитая актриса, нет.