К/ф «Не могу сказать «прощай» / Киностудия имени М. Горького
Сколько бы ролей не сыграл в кино артист Сергей Варчук, для большинства зрителей он навсегда останется Сергеем Ватагиным из культового фильма 80-х «Не могу сказать «прощай». Да и сам Сергей до сих пор считает эту картину одной из самых лучших в своей карьере. А режиссера Бориса Дурова называет дважды «крестным отцом». Потому что с его легкой руки Варчук не только стал успешным актером, но и нашел счастье в личной жизни.

Для студента это была просто сверхнаглость

Историю о том, как он чуть было не «пролетел» мимо роли Сергея Ватагина, Варчук с удовольствием рассказывает до сих пор.

Сергей учился на третьем курсе Школы-студии МХАТ, когда к ним на курс пришла ассистентка режиссера Бориса Дурова с заданием: найти молодого актера, по типажу похожего на молодого Евгения Урбанского.

Как назло, в этот день Варчука на занятиях не было. Но его однокурсники рассказали, что с ними учится парень точь-в точь такой, как ей нужно. Помощница режиссера оставила свой телефон и попросила, чтобы студент ей перезвонил.

Когда вечером Варчуку передали, что его хотят пригласить на главную роль в кино, он принял это за чей-то розыгрыш. Правда, по телефону все же позвонил, но разговаривал при этом довольно нахально.

«Договорился я о встрече. Но при этом изо всех сил „загибал пальцы“, мол, занят, у меня спектакль вечером во МХАТе. (Умолчал, конечно, что в массовке бегаю). К тому же предложил принести мне сценарий для ознакомления. Для студента это была просто сверхнаглость», — вспоминает Сергей.

Варчук был уверен, что продолжения истории не будет. И очень удивился, когда вечером после спектакля к нему подошла женщина, представилась ассистентом режиссера и показала сценарий фильма «Не могу сказать «прощай».

И хотя Сергея буквально распирало от желания закричать: «Да, я согласен!», он решил «держать фасон» и заявил:

«Ладно, оставьте, я прочитаю. Перезвоните мне денька через два-три».

По словам артиста, сценарий он «проглотил» в тот же вечер. А следующие три дня прожил как в бреду, ежеминутно думая: позвонит-не позвонит.

Но, к счастью, все сложилось для нахального студента более, чем удачно. Ему перезвонили и пригласили на пробы. А спустя пару недель Варчук узнал, что утвержден на роль.

К/ф «Не могу сказать «прощай» / Киностудия имени М. Горького

Сергей хотел, чтобы его герой получился правдоподобным

По сценарию картины, Сергей Ватагин получает травму позвоночника и остается прикованным к постели. Чтобы понять, как ведут себя и что чувствуют люди в такой ситуации, Варчук целый месяц провел в Институте спино-мозговой травматологии: наблюдал за больными, подолгу разговаривал с ними и врачами.

Кроме того, артист взял несколько уроков резьбы по дереву (чтобы хоть знать, как правильно держать инструменты) и научился валить деревья бензопилой не хуже заправского лесоруба.

По словам Сергея, он хотел, чтобы его герой получился как можно более правдоподобным. И, судя по тому, что фильм до сих пор пользуется такой популярностью, это молодому артисту вполне удалось.

20 картин за 8 лет — это был рекорд

Картина «Не могу сказать «прощай» имела большой успех — только в первый год она собрала в кинотеатрах около 35 миллионов зрителей. А никому неизвестный студент Сергей Варчук, как по мановению волшебной палочки, стал кинозвездой.

Вскоре одно за другим стали поступать предложения от режиссеров. За 8 лет, с 1982 по 1990-й, Варчук снялся в 20 картинах. Для советского кинематографа это был практически рекорд. Причем в большинстве фильмов у него были главные роли.

Самые известные работы Варчука того времени — «Полигон» (лейтенант Михаил Карпович), «Город над головой» (Саша), «Тайная прогулка» (Николай Арефьев", «Голова Горгоны» (Сергей Светлов), «Похищение чародея» (Жюль Валент).

К/ф «Полигон» / Беларусьфильм

К/ф «Город над головой"/ Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ
К/ф «Похищение чародея» / Свердловская киностудия

«Я был не нужен никому»

Но с наступлением 90-х, когда в кинематографе начался кризис, количество предложений от режиссеров резко пошло на спад. Правда, поначалу Сергей не обратил на это внимания, по его словам, он все еще «почивал на лаврах». Но со временем понял, что может остаться без заработка и решил поискать счастья на театральной сцене.

«Я был уверен, что стоит мне только прийти в любой театр и меня „оторвут с руками“ и будут счастливы, что я оказал им такую любезность. Но я сильно ошибался — я был не нужен никому: в театрах шло сокращение штатов, насильно отправляли на пенсию опытных артистов и для нас, молодых, просто не было ставок», — вспоминает то время Варчук.

Наконец Сергею посчастливилось попасть в труппу МХАТа. Правда, играл в спектаклях он всего четыре раза в месяц и получал за каждый 16 (!) рублей.

«Два года я отработал дворником»

Чтобы хоть как-то сводить концы с концами Сергей Варчук вынужден был первое время таксовать. А потом нашел себе более другую работу — стал дворником. Кстати, профессия эта тогда считалась довольно неплохой — дворникам сразу давали жилье, а через пять лет прописывали в Москве. Устроиться было совсем непросто, но Сергею повезло — начальник ЖЭКа, в который он обратился, вспомнил его Ватагина.

«Два года я отработал дворником и со своим ЖЭКом дружу до сих пор: иногда к праздникам даю им благотворительные концерты, а они мне помогают в бытовых проблемах», — рассказывает артист.

После развода дочка осталась жить с отцом

Варчуку действительно приходилось в те годы несладко — ведь он жил не один, а вдвоем с дочкой Сашей. Его первая жена Елена после 10 лет брака уехала по контракту в США и оставила 9-летнюю девочку с мужем.

Поначалу Сергею помогали бабушки и дедушки, да и жена прилетала в Россию при первой же возможности. Но постепенно расстояние взяло свое — супруги развелись, и Саша осталась с отцом.

Сегодня Александре уже 37 лет. Она не пошла по стопам отца (чему Сергей бесконечно рад), а стала дизайнером. Известно, что несколько лет назад она работала управляющей и байером в российской компании «Bosco di Ciliegi».

«Я понял, что такое «мыло»

С середины 90-х, когда на смену советскому пришло российское кино, Сергей Варчук смог снова вернуться к любимому делу. Правда теперь большинство ролей ему предлагали не в полнометражных фильмах, а в сериалах.

К/ф «Графиня де Монсоро» / Студия «Шанс», ТВ Центр
Первой картиной, в которой появился Варчук после вынужденного простоя, стал многосерийный фильм режиссера Владимира Попкова «Графиня де Монсоро». Буквально тут же ему предложили одну из главных ролей в сериале «Самозванцы», следом он получил роль в детективе «Поворот ключа».

В 2001 году Сергей Варчук сыграл одного из главных героев в сериале-мелодраме «Воровка». Правда, после первого сезона артист не выдержал и ушел из проекта.

«Я понял, что такое „мыло“. Когда ты играешь 560 серий, твое лицо замыливается и к нему привыкают, переставая воспринимать. Поэтому я ушел из „Воровки“, а потом из „Тайного знака“ и из „Пять минут до метро“ тоже. Просто становилось неинтересно».

К/ф «Воровка» / ТТО

«Мы печем пирожки, быстро их продавая. Это конвейер»

Тем не менее, семью Сергею кормить надо было. А получить предложение сняться в большом настоящем кино удавалось нечасто. Поэтому оставался один выход — соглашаться на роли в сериалах.

«Сериалы для многих актеров — это возможность выжить. Это раньше были острые и интересные фильмы, над которыми работали сценаристы, прописывая характеры. Тогда это называлось телевизионным художественным фильмом. Теперь это продукт, проект. Мы печем пирожки, быстро их продавая. Это конвейер», — говорит артист.

К/Ф «Большие деньги» / Продюсерский центр Профит, Кинотелефильм

«Когда вижу халтурное отношение к актерской профессии, меня это будоражит»

По словам Сергея, его напрягало и то, что большинство режиссеров видели теперь в нем только «человека в погонах». В последние годы Варчуку часто приходилось играть военных, милиционеров и прочих персонажей в форме.

Например, в сериале «Все по закону» его герой — полковник юстиции, в «Станице» — казачий атаман, в «Больших деньгах» — полковник полиции, в «Чокнутой» — подполковник милиции, в «Фарфоровой свадьбе» — следователь прокуратуры.

«Я застал время советского кино и больших мастеров, чему-то поучился у них. Когда вижу халтурное отношение к актерской профессии, меня это будоражит и своего отношения к этому скрыть не могу», — с горечью говорит актер.

Сергей часто вспоминает, как добросовестно и с любовью относился к работе над фильмом «Не могу сказать «прощай» его «крестный отец» в кино — режиссер Борис Дуров. Хотя со времени выхода картины прошло уже 38 лет, Дуров и Варчук до сих пор поддерживают дружеские отношения.

Старшая дочь Сергея восприняла появление мачехи в штыки

Кстати, именно в гостях у Дурова Сергей познакомился со своей нынешней женой, Ольгой. Через месяц они стали жить вместе, а через два года решились узаконить свои отношения.

Старшая дочь артиста, которой в тот момент было уже 17 лет, вначале восприняла появление Ольги в штыки. В глубине души девушка надеялась, что ее мама вернется и у них снова будет дружная семья. Но Ольга все же смогла наладить отношения не только с Сашей, но и с бывшей женой Сергея.

Фото из ФБ Ольги Варчук

«Оля правильно рассудила: как бы там ни было, но с Еленой нас связывает общий ребенок, поэтому надо сохранить нормальные отношения. И когда первая супруга приехала из США в Москву, Оля сама предложила нам встретиться вчетвером. С тех пор они очень неплохо общаются и друг к другу расположены», — рассказывает Варчук.

«Сын должен быть только Иваном»

По словам Сергея, он давно решил, что сына обязательно назовет в честь своего отца. Поэтому сразу предупредил жену:

«Дочку называй, как хочешь, а сын должен быть только Иваном».

И в ответ услышал:

«А чего это ты мое имя, которое я своему сыночку еще много лет назад придумала, присваиваешь?»

И в 2004 году у счастливых супругов появился долгожданный сын Иван Варчук.

Фото из ФБ Ольги Варчук
Сергей и Ольга живут очень дружно и практически никогда не расстаются. На все светские мероприятия они ходят вместе, объясняя, что поодиночке им скучно и неуютно. В свободное время они любят путешествовать по разным странам. И тоже только всей семьей.
113
7