Роли в фильмах «Театр», «Стакан воды» и особенно в «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго» сделали латышского актера Петериса Гаудиньша кумиром всех зрительниц Советского Союза. Поклонницы буквально теряли голову от одного взгляда на красавчика-артиста.
Кстати, такая бешеная популярность у женщин стала одной из главных причин, почему Петерис так и не связал себя брачными узами. Почему 66-летний актер предпочитает уединенный образ жизни и чем занимается в свободное от работы время?
Петерис понял, что быть артистом хочет намного больше, чем врачом
Петерис Гаудиньш родился 26 июля 1954 года в Риге в семье врачей. Его отец, профессор Эрнестс Гаудиньш, считался ведущим отоларингологом Латвии.
Закончив школу, Петерис поначалу решил продолжить дело родителей и даже поступил в медицинский институт. А одновременно начал посещать Народную студию киноактера при Рижской киностудии.
В 1973 году, когда Гаудиньш учился на первом курсе, его пригласили на главную роль в мелодраму «Вей, ветерок» по мотивам пьесы Яна Райниса.
Окунувшись в мир кино, Петерис понял, что быть артистом хочет намного больше, чем врачом. Сразу же после окончания съемок он забрал документы из медицинского института и отнес их на театральный факультет Латвийской государственной консерватории имени Я. Витола.
После «Театра» Петериса полюбили зрители всего Советского Союза
Во время учебы в театральном Гаудиньш снялся еще в пяти картинах, причем в двух из них («Лето мотоциклистов» и «Мастер») у него снова были главные роли.
Также еще в студенческие годы Петерис активно участвовал в спектаклях Рижского художественного театра имени Яна Райниса (сейчас театр «Дайлес»). Закончив в 1977 году институт, он поступил в труппу этого театра, где служит и по сей день.
В 1977 году состоялась премьера фильма «Театр», ставшего своеобразным бенефисом знаменитой актрисы Вии Артмане. Петерису Гаудиньшу в этой картине досталась роль Роджера, сына главной героини Джулии Ламберт.
И хотя роль у Петериса была второстепенной, после выхода фильма на экраны он стал настоящей звездой. Если до сих пор артиста знали, в основном, в Латвии, то отныне его полюбили зрители всего Советского Союза.
«Эй, кто-нибудь, срочно дайте ему шпагу»
Несмотря на то, что красавчик блондин из Прибалтики стал настоящим эталоном мужской красоты, сам Гаудиньш относился к своей внешности весьма скептически.
Особенно Петерису не нравилось, что он выглядит моложе своих лет. Парень был уверен, что большинство режиссеров приглашают его в картины не за талант и актерское мастерство, а исключительно за смазливое лицо.
В очередной раз Петерис в этом убедился на съемках фильма «Стакан воды». На роль капитана королевской гвардии Артура Мешема прибалтийский артист был утвержден, обойдя многих более именитых претендентов, в том числе и Александра Абдулова.
Но уже в первый же съемочный день Гаудиньш понял, на чем был основан выбор режиссера Юлия Карасика. Ясность внесла известная актриса Алла Демидова, исполнительница роли графини Мальборо.
Встретившись с Петерисом на съемочной площадке, Демидова оглядела его с головы до ног ироничным взглядом и заметила:
«Эй, кто-нибудь, срочно дайте ему шпагу, парню хоть за что-то надо держаться!»
«Я понял, что она меня серьезно не восприняла. Подумала, что меня взяли из-за смазливой рожицы и я вообще ничего не умею. А я ответил, что у меня есть за что подержаться, например, шляпа. Алла улыбнулась, и мы подружились»,— вспоминал Гаудиньш.
«Вспомнить мне о тех съемках особо нечего»
После «Стакана воды» у Петериса появились поклонницы, которые часто останавливали его на улице и просили автограф. Молодому артисту не слишком нравилось такое навязчивое внимание. Но он даже не догадывался, что это всего лишь «цветочки» по сравнению с тем ажиотажем, который возникнет вокруг него всего через пару лет.
В 1983 году на экраны страны вышел фильм режиссера Сергея Тарасова «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Картина моментально стала лидером проката, собрав в кинотеатрах более 28 миллионов человек за год.
Огромная популярность фильма объяснялась не только песнями Владимира Высоцкого, прозвучавшими за кадром, но и участием в нем Петериса Гаудиньша в роли Айвенго.
Интересно, что сам артист считал эту работу не слишком удачной, да и о съемочном процессе остался весьма невысокого мнения.
«На съемках «Айвенго» у нас даже занятий по верховой езде не было. Посадили на коня, и сразу в кадр! Ну что это такое? Нет, я старался, конечно. Вы извините, что не оправдываю ваших надежд, но вспомнить мне о тех съемках особо нечего», — говорил он.
«Я всегда чувствовал себя добычей»
Но зрители, а особенно, зрительницы, так не считали. Для них Гаудиньш стал воплощением героизма и отваги и эталоном мужской красоты. И вскоре на киностудию стали мешками приходить письма, в которых восторженные барышни со всего Советского Союза объяснялись красавцу-артисту в любви.
А в Риге Петерису поклонницы буквально не давали прохода. Они толпой встречали его вечером у подъезда театра, караулили возле дома, бросались к нему прямо посреди улицы, пытаясь схватить за руку или даже поцеловать.
Такое повышенное внимание со стороны женского пола не только шокировало Петериса, но и выбивало его из колеи. И, кстати, стало одной из причин, почему он так и не решился связать себя брачными узами.
«Я придерживаюсь старого мнения, что мужик — охотник, а женщина — добыча. Она никогда не должна идти навстречу первой. Я же, к сожалению, всегда чувствовал себя добычей…», — признавался артист.
В кинокарьере Петериса наступила пауза
После успеха «Айвенго» Петерис начал активно сниматься. К счастью, теперь ему предлагали играть не только молоденьких красавчиков, но и другие, более интересные роли.
Такими стали следователь в детективе «Двойной капкан», адвокат в картине «Матч состоится в любую погоду», рыжий Гюнтер в криминальной драме «Дорога в ад», кок в телесериале «Семья Зитаров».
В начале 90-х, когда во всем постсоветском кинематографе разразился кризис, в кинокарьере Гаудиньша наступила пауза длиной в целых 10 лет. К счастью, в театре у артиста по-прежнему были роли и это позволило ему продержаться на плаву.
«Мне лишь бы были роли, пусть даже эпизодические, но хорошие»
К работе в кино Петерис смог вернуться только в 2000-х. Первый раз он появился в роли пожарного в картине «Питон». Затем сыграл немецкого офицера в российско-латышском сериале «Красная капелла» и майора Бишофа в военной драме «Защитники Риги».
Среди других заметных работ артиста — главные роли в сериале «Чужая жизнь» и латышско-американском триллере «Невский проспект».
Кроме того, Гаудыньш занят в нескольких спектаклях в Театре «Дайлес». Одна из последних его работ — Вабаш в постановке «Влюбленный Шекспир».
«Мне— лишь бы были роли, пусть даже эпизодические, но хорошие»,— говорит артист.
«Зачем мне проблемы с парковкой, когда есть велосипед?»
Что касается личной жизни Гаудиньша, то он закоренелый холостяк. Всю свою жизнь Петерис прожил вместе с родителями. Но несколько лет назад отца не стало, а маму забрала к себе сестра артиста. С тех пор Петерис живет совсем один.
По словам Гаудиньша, в быту он абсолютно неприхотливый.
«Могу готовить яичницу, в повседневной жизни ношу только джинсы, к спиртному равнодушен. Мне безразлично — стоит бутылка один евро или сто. Машины у меня нет. Зачем мне проблемы с парковкой, когда есть велосипед?», — признается он.
Свободное время Петерис проводит в своем загородном доме.
Есть у артиста еще одно хобби — он работает экскурсоводом в Праге. И, по его словам, получает удовольствие, рассказывая приезжим об истории города.
«Отношения могут строиться только на сексе»
О том, что в 66 лет у него нет ни жены, ни детей, Петерис совсем не жалеет. Ведь семья, а в особенности дети — это большая ответственность, которую трудно совмещать с постоянными съемками, гастролями и другими издержками актерской профессии.
«Да и вообще не обязательно связывать себя брачными узами, отношения могут строиться только на сексе. Когда люди идеально подходят друг другу в постели, это совсем немало»,— считает Гаудиньш.
«Я очень хотел бы жить в XIX веке»
В прошлом году, когда Петерис отмечал 65-летний юбилей, его спросили: что бы он сам себе пожелал.
И кумир всех советских женщин ответил:
«Побольше времени. С каждым годом жизни оно мчится быстрее. Я очень хотел бы жить в размеренном, интеллектуальном XIX веке — веке красивых людей и истинных джентльменских отношений».