67-летняя Вера из «Влюблен по собственному желанию». Как сегодня выглядит Евгения Глушенко

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Фильм «Влюблен по собственному желанию» произвел настоящий фурор: уже в первый год его посмотрели более 26 млн зрителей.

К/ф «Влюблен по собственному желанию» / Ленфильм

Большинству зрителей Евгения Глушенко запомнилась по роли Веры в культовом фильме «Влюблен по собственному желанию», а также по картинам «Впервые замужем» и «Неоконченная пьеса для механического пианино». Кроме того, многие знают актрису как жену Александра Калягина, заменившую мать его дочери от первого брака.

Курс по когнитивной психологии

Ты узнаешь, почему мозг нас обманывает. Избавишься от установок, которые портят тебе жизнь. Поймешь, как повысить самооценку, распознать депрессию и справиться с тревогой.

Актриса редко дает интервью и никогда не отвечает на вопросы о личной жизни. Что известно о том, как она живет сейчас?

«Из нее может получиться актриса»

Желание стать актрисой появилось у ростовской школьницы Жени Глушенко еще в начальных классах. По совету мамы девочка записалась в драмкружок при Дворце пионеров, которым руководила бывшая актриса Тамара Ильинская.

По словам Евгении, это было удивительное, прекрасное и счастливое время. Несмотря на то, что детей в драмкружке было много, все они были дружны между собой. Кстати, с некоторыми своими коллегами по кружку Евгения поддерживает отношения до сих пор.

«У нас было общее дело, мы играли спектакли, мы сами делали себе костюмы, стирали их, что-то подшивали. Меня это увлекало», — вспоминает актриса.

Но когда пришла пора определяться с выбором профессии, мама Жени засомневалась — стоит ли отдавать дочку в актрисы или поискать для нее другую более «земную» работу? За советом она обратилась к Тамаре Ильинской и услышала в ответ:

«Не мешайте ей, пусть она идет в театральное. Из нее может получиться актриса. У нее есть способности».

Тем не менее, сразу покидать родной Ростов Женя не рискнула и поступила в местное театральное училище. И только проучившись год, решилась и поехала в Москву подавать документы в Щепкинское училище, подумав: поступлю — прекрасно, нет — вернусь обратно.

Но возвращаться Евгении не пришлось, потому что уже через месяц она была зачислена в Щепку на курс Народного артиста СССР, директора Малого театра Михаила Царева.

В роли Лизы в спектакле Малого театра «Горе от ума»

«Господи, неужели я никому не нужна?»

Чем скорее приближалось окончание учебы, тем больше Глушенко волновалась — практически все ее однокурсники уже получили предложения из каких-то театров и только ее никто никуда не приглашал.

«Господи, неужели я никому не нужна?», — переживала Евгения.

Но буквально за две недели до выпускных экзаменов девушку вызвал к себе Царев.

«Я вам предлагаю роль Лизы в «Горе от ума» в своем театре. Вы согласны?», — строго спросил он.

Так Евгения Глушенко стала актрисой Малого театра. В нем она служит и по сей день. Правда, в 1996 году актриса по некоторым обстоятельствам уволилась и перешла в труппу Театра Советской армии. Но выдержала всего четыре года и уже в 2000-м снова вернулась в Малый.

«Им там нужна девчонка на роль жены главного героя»

В 1976 году состоялся дебют Глушенко как киноактрисы в фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». Причем, что интересно: попала в эту картину Евгения совершенно случайно.

По словам Глушенко, она с самого начала считала себя сугубо театральной актрисой. Поэтому, в отличие от своих коллег, не бегала на кастинги и не оставляла свои фото в картотеках киностудий.

Но однажды соседка Евгении, побывавшая на кастинге у Михалкова, сказала:

«Слушай, им там нужна девчонка на роль жены главного героя. Я рекомендовала тебя и дала твой телефон. Ты ведь не против?»

Так Глушенко получила свою первую роль в кино.

С Александром Калягиным в к/ф «Неоконченная пьеса для механического пианино» / Мосфильм

У Глушенко и Калягина был роман, но у каждого свой

В «Неоконченной пьесе» Евгения сыграла Сашеньку Платонову — очаровательную, добрую, но немного наивную молодую женщину. А на роль ее мужа, красавца и ловеласа, был утвержден уже известный артист Александр Калягин.

Несмотря на то, что Калягин был опытным актером, а Глушенко всего лишь дебютанткой, творческий контакт между ними возник с первого съемочного дня. Свои сцены они играли настолько достоверно и пронзительно, что у зрителей не возникло даже сомнения — у актеров по-настоящему был роман. Ведь сыграть такие глубокие чувства просто невозможно — их нужно только пережить.

На самом же деле, у Глушенко и Калягина действительно был роман, но только у каждого свой. Поэтому в тот раз дальше обычных рабочих отношений дело у них не зашло.

К/ф «Неоконченная пьеса для механического пианино» / Мосфильм

Сразу же после выхода на экраны «Неоконченной пьесы» Евгении снова предложили сыграть главную роль в картине режиссера Иосифа Хейфица «Впервые замужем». Ее героиня Тоня Болотникова — мать-одиночка «без особого образования», которая после замужества дочери решила наконец-то заняться собственным счастьем.

За работу в этом фильме Евгения Глушенко в 1980 году была удостоена приза на XIII Всесоюзном кинофестивале в Душанбе.

К/ф «Впервые замужем» / Ленфильм

«Мы с режиссером решили: сначала я буду полненькая, а потом постепенно стану худеть»

Но настоящей звездой Евгения Глушенко стала спустя два года, когда на всех экранах страны с колоссальным успехом прошла картина «Влюблен по собственному желанию».

Кстати, Евгению на роль библиотекарши Веры Силковой режиссер фильма Сергей Микаэлян утвердил без всяких проб. А вот исполнителя главной мужской роли искали очень долго, пока Глушенко не посоветовала попробовать Олега Янковского. И, как оказалось, попала в самую точку — их тандем получился на редкость удачным.

Интересно, что по сценарию Вера должна быть не только невзрачной, но и худощавой. И только к концу фильма, влюбившись, она расцветала и выглядела полнее. Но Глушенко, которая никогда не была худышкой, под такую трактовку никак не попадала.

«Тогда мы с режиссером решили двигаться в обратную сторону: сначала я буду крупная, полненькая, а потом постепенно стану худеть», — вспоминала Евгения

Чтобы придать фигуре Глушенко больший объем, на нее надевали специальные ватные корсеты. По словам Евгении, ходить с корсетами она могла только вразвалочку, как хоккеист в экипировке. И эта походка стала фирменной походкой Веры.

Кроме того, чтобы превратить красавицу Евгению в дурнушку Веру, гримеры специально «портили» чистую кожу актрисы, рисуя на ней прыщики, веснушки и морщинки. Но Глушенко этого показалось мало и она сама придумала, что у Веры будет дурацкая прическа «кукишем» и вечно засаленные волосы.

К счастью, по мере съемок все ухудшения постепенно убирались: снимались корсеты, стирались прыщи, делалась красивая прическа, чуть подкрашивались глаза — и образ Веры менялся. К концу картины она уже выглядела как настоящая Евгения Глушенко.

С Олегом Янковским в к/ф «Влюблен по собственному желанию» / Ленфильм

Глушенко всегда отдавала предпочтение театру

Выйдя в прокат, фильм «Влюблен по собственному желанию» произвел настоящий фурор: уже в первый год его посмотрело более 26 миллионов зрителей.

А в 1983 году на Международном кинофестивале в Западном Берлине Евгении Глушенко был присужден первый приз за лучшую женскую роль.

После такого огромного успеха зрители ждали, что Глушенко будет часто появляться на экране. Но, к их большому разочарованию, фильмов с участием актрисы выходило не так уж много. И причина была не в том, что Евгению не приглашали режиссеры (приглашали, еще как приглашали), а в том, что она сама не хотела сниматься.

Выбирая между кино и театром, Глушенко чаще отдавала предпочтение последнему. И отвлекаться на съемки в кино соглашалась далеко не всегда.

Вот почему фильмография актрисы не слишком большая — всего 38 работ, причем половина из них — это телеспектакли Малого театра.

Среди немногочисленных ролей Глушенко в кино — Анна Долгорукова в «Не ждали, не гадали», Мадлон в «Королеве Марго», Никонова в «Жизнь Клима Самгина», Зинаида Коптяева в «Зина-Зинуля», Жаклин в «Три женщины и мужчина».

Есть у Глушенко также опыт работы в сериалах. Еще в конце 90-х она снялась в 10-серийной картине «Зал ожидания», а в 2011 — в 16-серийной мелодраме «Группа счастья».

К/ф «Не ждали, не гадали» / ТО «Экран»

«Тетя Женя, переезжайте к нам с папой»

Личная жизнь Евгении Глушенко тоже сложилась удачно. Уже через год после съемок «Неоконченной пьесы для механического пианино» судьба снова свела ее с Александром Калягиным.

По воспоминаниям Евгении, на первое свидании Калягин пригласил ее в… театр. Вначале они с интересом посмотрели спектакль, а после весь вечер с упоением обсуждали собственные и чужие роли.

Несмотря на то, что первое время общались Александр и Евгения скорее как коллеги, искра между ними уже пробежала. И совсем скоро дружеское знакомство переросло в роман.

И хотя оба актера были свободны, предлагать руку и сердце Калягин не спешил. Дело в том, что после смерти жены, он почти семь лет жил вдвоем с дочкой Ксенией. Правда, претенденток на роль жены известного артиста было за это время немало, но Ксюше ни одна из них не понравилась. А привести в дом женщину вопреки желанию дочери Калягин не мог.

Вот почему, прежде чем сделать Глушенко предложение, Александр решил познакомить ее с Ксенией. И каково же было его удивление, когда уже во время первого визита Евгении девочка сама подошла к ней со словами:

«Тетя Женя, переезжайте к нам с папой».

С Андреем Руденским в к/ф «Жизнь Клима Самгина» / «Ленфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Глушенко не сказала никак не комментировала скандал вокруг мужа

В 1978 году Калягин и Глушенко стали мужем и женой. С первого же дня Евгения стала относиться к Ксюше, как к родной дочери. А через два года у них родился сын Денис.

Несмотря на то, что и Калягин, и Глушенко — публичные люди, свою частную жизнь они всегда держали втайне и никогда ни афишировали подробности своих взаимоотношений. Тем не менее, в актерской среде их много лет считали (да и считают теперь) счастливой парой.

Поэтому для многих коллег и знакомых артистов было совершенной неожиданностью, когда в середине 2000-х вокруг имени Калягина разразился скандал.

Сразу несколько девушек обвинили Калягина в сексуальных домогательствах. Вскоре на свет выплыли некие аудиозаписи, на которых человек якобы с голосом Калягина предлагает своей поклоннице различные непристойности.

Сам Калягин утверждал, что записи — монтаж, а голос — не его, а только имитация. Журналисты стали подкарауливать Глушенко возле театра, на улице, и в подъезде дома, задавая вопросы о поведении мужа.

Но Евгения хранила молчание. Тем не менее, в прессе стали появляться статьи о том, что Глушенко надоели измены Калягина и она выставила его от дома.

На 40-летии свадьбы Калягин и Глушенко были вместе

Правда это или нет, так и осталось неизвестным. Пара по-прежнему живет вместе — в 2018 году Калягин и Глушенко отметили 40-летие со дня свадьбы.

С Михаилом Ефремовым в К\ф «Королева Марго» / Шанс

Уже почти 10 лет  Евгения Глушенко не снимается в кино. Зато по-прежнему выходит на сцену своего родного Малого театра.

«Я служу в древнейшем театре России, который основала еще императрица Елизавета. У нас всегда полный зал. Аншлаг. Причем сидят все поколения: бабушки, мамы, папы и внуки. И после каждого спектакля всегда овации», — говорит она.

Сейчас Евгения занята в трех репертуарных спектаклях: «Правда — хорошо, а счастье лучше» Александра Островского, «Дети солнца» Максима Горького и  «Мнимый больной» Жана-Батиста Мольера. По словам актрисы, три спектакля — это не так уж мало, тем более, что во всех у нее ведущие роли.

В роли Мелании в спектакле Малого театра «Дети солнца»
В роли Белины в спектакле Малого театра «Мнимый больной»

В 1995 году Евгении Глушенко было присвоено звание Народная артистка России, а в 2003 году она была удостоена Государственной премии Российской федерации и награждена Орденом Дружбы Народов.

«Трудно не поддаться очарованию женственности, способности к пониманию, сопереживанию и состраданию — притягательному дару, благодаря которому Евгения Глушенко сумела завоевать доверие и любовь миллионов зрителей», — так написано об актрисе на официальном сайте Малого театра.

«Театр — это жизнь. Театр — это мы»

Евгения Глушенко крайне редко дает интервью. А если и соглашается встретиться с журналистами, то отвечает только на профессиональные вопросы. Единственное, что она позволяет открыть из личного — свои увлечения.

По словам актрисы, она любит читать книги  и слушать современную и классическую музыку. Кроме того, актриса неравнодушна к живописи и часто посещает различные выставки и вернисажи.

В роли Мавры в спектакле Малого театра «Правда хорошо,а счастье лучше»

Но все равно самым главным своим увлечением Евгения считает театр.

«Надо ходить в театр, чтобы, как говорят, не сыграть в Альцгеймера. Но надо не просто смотреть, а еще и сопереживать, потому что когда ты чувствуешь — ты живешь. А театр — это жизнь. Театр — это мы», — считает актриса.

145
9
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook