67-летняя Вера из «Влюблен по собственному желанию». Как сегодня выглядит Евгения Глушенко

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Фильм «Влюблен по собственному желанию» произвел настоящий фурор: уже в первый год его посмотрели более 26 млн зрителей.

К/ф «Влюблен по собственному желанию» / Ленфильм

Большинству зрителей Евгения Глушенко запомнилась по роли Веры в культовом фильме «Влюблен по собственному желанию», а также по картинам «Впервые замужем» и «Неоконченная пьеса для механического пианино». Кроме того, многие знают актрису как жену Александра Калягина, заменившую мать его дочери от первого брака.

Актриса редко дает интервью и никогда не отвечает на вопросы о личной жизни. Что известно о том, как она живет сейчас?

«Из нее может получиться актриса»

Желание стать актрисой появилось у ростовской школьницы Жени Глушенко еще в начальных классах. По совету мамы девочка записалась в драмкружок при Дворце пионеров, которым руководила бывшая актриса Тамара Ильинская.

По словам Евгении, это было удивительное, прекрасное и счастливое время. Несмотря на то, что детей в драмкружке было много, все они были дружны между собой. Кстати, с некоторыми своими коллегами по кружку Евгения поддерживает отношения до сих пор.

«У нас было общее дело, мы играли спектакли, мы сами делали себе костюмы, стирали их, что-то подшивали. Меня это увлекало», — вспоминает актриса.

Но когда пришла пора определяться с выбором профессии, мама Жени засомневалась — стоит ли отдавать дочку в актрисы или поискать для нее другую более «земную» работу? За советом она обратилась к Тамаре Ильинской и услышала в ответ:

«Не мешайте ей, пусть она идет в театральное. Из нее может получиться актриса. У нее есть способности».

Тем не менее, сразу покидать родной Ростов Женя не рискнула и поступила в местное театральное училище. И только проучившись год, решилась и поехала в Москву подавать документы в Щепкинское училище, подумав: поступлю — прекрасно, нет — вернусь обратно.

Но возвращаться Евгении не пришлось, потому что уже через месяц она была зачислена в Щепку на курс Народного артиста СССР, директора Малого театра Михаила Царева.

В роли Лизы в спектакле Малого театра «Горе от ума»

«Господи, неужели я никому не нужна?»

Чем скорее приближалось окончание учебы, тем больше Глушенко волновалась — практически все ее однокурсники уже получили предложения из каких-то театров и только ее никто никуда не приглашал.

«Господи, неужели я никому не нужна?», — переживала Евгения.

Но буквально за две недели до выпускных экзаменов девушку вызвал к себе Царев.

«Я вам предлагаю роль Лизы в «Горе от ума» в своем театре. Вы согласны?», — строго спросил он.

Так Евгения Глушенко стала актрисой Малого театра. В нем она служит и по сей день. Правда, в 1996 году актриса по некоторым обстоятельствам уволилась и перешла в труппу Театра Советской армии. Но выдержала всего четыре года и уже в 2000-м снова вернулась в Малый.

«Им там нужна девчонка на роль жены главного героя»

В 1976 году состоялся дебют Глушенко как киноактрисы в фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». Причем, что интересно: попала в эту картину Евгения совершенно случайно.

По словам Глушенко, она с самого начала считала себя сугубо театральной актрисой. Поэтому, в отличие от своих коллег, не бегала на кастинги и не оставляла свои фото в картотеках киностудий.

Но однажды соседка Евгении, побывавшая на кастинге у Михалкова, сказала:

«Слушай, им там нужна девчонка на роль жены главного героя. Я рекомендовала тебя и дала твой телефон. Ты ведь не против?»

Так Глушенко получила свою первую роль в кино.

С Александром Калягиным в к/ф «Неоконченная пьеса для механического пианино» / Мосфильм

У Глушенко и Калягина был роман, но у каждого свой

В «Неоконченной пьесе» Евгения сыграла Сашеньку Платонову — очаровательную, добрую, но немного наивную молодую женщину. А на роль ее мужа, красавца и ловеласа, был утвержден уже известный артист Александр Калягин.

Несмотря на то, что Калягин был опытным актером, а Глушенко всего лишь дебютанткой, творческий контакт между ними возник с первого съемочного дня. Свои сцены они играли настолько достоверно и пронзительно, что у зрителей не возникло даже сомнения — у актеров по-настоящему был роман. Ведь сыграть такие глубокие чувства просто невозможно — их нужно только пережить.

На самом же деле, у Глушенко и Калягина действительно был роман, но только у каждого свой. Поэтому в тот раз дальше обычных рабочих отношений дело у них не зашло.

К/ф «Неоконченная пьеса для механического пианино» / Мосфильм

Сразу же после выхода на экраны «Неоконченной пьесы» Евгении снова предложили сыграть главную роль в картине режиссера Иосифа Хейфица «Впервые замужем». Ее героиня Тоня Болотникова — мать-одиночка «без особого образования», которая после замужества дочери решила наконец-то заняться собственным счастьем.

За работу в этом фильме Евгения Глушенко в 1980 году была удостоена приза на XIII Всесоюзном кинофестивале в Душанбе.

К/ф «Впервые замужем» / Ленфильм

«Мы с режиссером решили: сначала я буду полненькая, а потом постепенно стану худеть»

Но настоящей звездой Евгения Глушенко стала спустя два года, когда на всех экранах страны с колоссальным успехом прошла картина «Влюблен по собственному желанию».

Кстати, Евгению на роль библиотекарши Веры Силковой режиссер фильма Сергей Микаэлян утвердил без всяких проб. А вот исполнителя главной мужской роли искали очень долго, пока Глушенко не посоветовала попробовать Олега Янковского. И, как оказалось, попала в самую точку — их тандем получился на редкость удачным.

Интересно, что по сценарию Вера должна быть не только невзрачной, но и худощавой. И только к концу фильма, влюбившись, она расцветала и выглядела полнее. Но Глушенко, которая никогда не была худышкой, под такую трактовку никак не попадала.

«Тогда мы с режиссером решили двигаться в обратную сторону: сначала я буду крупная, полненькая, а потом постепенно стану худеть», — вспоминала Евгения

Чтобы придать фигуре Глушенко больший объем, на нее надевали специальные ватные корсеты. По словам Евгении, ходить с корсетами она могла только вразвалочку, как хоккеист в экипировке. И эта походка стала фирменной походкой Веры.

Кроме того, чтобы превратить красавицу Евгению в дурнушку Веру, гримеры специально «портили» чистую кожу актрисы, рисуя на ней прыщики, веснушки и морщинки. Но Глушенко этого показалось мало и она сама придумала, что у Веры будет дурацкая прическа «кукишем» и вечно засаленные волосы.

К счастью, по мере съемок все ухудшения постепенно убирались: снимались корсеты, стирались прыщи, делалась красивая прическа, чуть подкрашивались глаза — и образ Веры менялся. К концу картины она уже выглядела как настоящая Евгения Глушенко.

С Олегом Янковским в к/ф «Влюблен по собственному желанию» / Ленфильм

Глушенко всегда отдавала предпочтение театру

Выйдя в прокат, фильм «Влюблен по собственному желанию» произвел настоящий фурор: уже в первый год его посмотрело более 26 миллионов зрителей.

А в 1983 году на Международном кинофестивале в Западном Берлине Евгении Глушенко был присужден первый приз за лучшую женскую роль.

После такого огромного успеха зрители ждали, что Глушенко будет часто появляться на экране. Но, к их большому разочарованию, фильмов с участием актрисы выходило не так уж много. И причина была не в том, что Евгению не приглашали режиссеры (приглашали, еще как приглашали), а в том, что она сама не хотела сниматься.

Выбирая между кино и театром, Глушенко чаще отдавала предпочтение последнему. И отвлекаться на съемки в кино соглашалась далеко не всегда.

Вот почему фильмография актрисы не слишком большая — всего 38 работ, причем половина из них — это телеспектакли Малого театра.

Среди немногочисленных ролей Глушенко в кино — Анна Долгорукова в «Не ждали, не гадали», Мадлон в «Королеве Марго», Никонова в «Жизнь Клима Самгина», Зинаида Коптяева в «Зина-Зинуля», Жаклин в «Три женщины и мужчина».

Есть у Глушенко также опыт работы в сериалах. Еще в конце 90-х она снялась в 10-серийной картине «Зал ожидания», а в 2011 — в 16-серийной мелодраме «Группа счастья».

К/ф «Не ждали, не гадали» / ТО «Экран»

«Тетя Женя, переезжайте к нам с папой»

Личная жизнь Евгении Глушенко тоже сложилась удачно. Уже через год после съемок «Неоконченной пьесы для механического пианино» судьба снова свела ее с Александром Калягиным.

По воспоминаниям Евгении, на первое свидании Калягин пригласил ее в… театр. Вначале они с интересом посмотрели спектакль, а после весь вечер с упоением обсуждали собственные и чужие роли.

Несмотря на то, что первое время общались Александр и Евгения скорее как коллеги, искра между ними уже пробежала. И совсем скоро дружеское знакомство переросло в роман.

И хотя оба актера были свободны, предлагать руку и сердце Калягин не спешил. Дело в том, что после смерти жены, он почти семь лет жил вдвоем с дочкой Ксенией. Правда, претенденток на роль жены известного артиста было за это время немало, но Ксюше ни одна из них не понравилась. А привести в дом женщину вопреки желанию дочери Калягин не мог.

Вот почему, прежде чем сделать Глушенко предложение, Александр решил познакомить ее с Ксенией. И каково же было его удивление, когда уже во время первого визита Евгении девочка сама подошла к ней со словами:

«Тетя Женя, переезжайте к нам с папой».

С Андреем Руденским в к/ф «Жизнь Клима Самгина» / «Ленфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Глушенко не сказала никак не комментировала скандал вокруг мужа

В 1978 году Калягин и Глушенко стали мужем и женой. С первого же дня Евгения стала относиться к Ксюше, как к родной дочери. А через два года у них родился сын Денис.

Несмотря на то, что и Калягин, и Глушенко — публичные люди, свою частную жизнь они всегда держали втайне и никогда ни афишировали подробности своих взаимоотношений. Тем не менее, в актерской среде их много лет считали (да и считают теперь) счастливой парой.

Поэтому для многих коллег и знакомых артистов было совершенной неожиданностью, когда в середине 2000-х вокруг имени Калягина разразился скандал.

Сразу несколько девушек обвинили Калягина в сексуальных домогательствах. Вскоре на свет выплыли некие аудиозаписи, на которых человек якобы с голосом Калягина предлагает своей поклоннице различные непристойности.

Сам Калягин утверждал, что записи — монтаж, а голос — не его, а только имитация. Журналисты стали подкарауливать Глушенко возле театра, на улице, и в подъезде дома, задавая вопросы о поведении мужа.

Но Евгения хранила молчание. Тем не менее, в прессе стали появляться статьи о том, что Глушенко надоели измены Калягина и она выставила его от дома.

На 40-летии свадьбы Калягин и Глушенко были вместе

Правда это или нет, так и осталось неизвестным. Пара по-прежнему живет вместе — в 2018 году Калягин и Глушенко отметили 40-летие со дня свадьбы.

С Михаилом Ефремовым в К\ф «Королева Марго» / Шанс

Уже почти 10 лет  Евгения Глушенко не снимается в кино. Зато по-прежнему выходит на сцену своего родного Малого театра.

«Я служу в древнейшем театре России, который основала еще императрица Елизавета. У нас всегда полный зал. Аншлаг. Причем сидят все поколения: бабушки, мамы, папы и внуки. И после каждого спектакля всегда овации», — говорит она.

Сейчас Евгения занята в трех репертуарных спектаклях: «Правда — хорошо, а счастье лучше» Александра Островского, «Дети солнца» Максима Горького и  «Мнимый больной» Жана-Батиста Мольера. По словам актрисы, три спектакля — это не так уж мало, тем более, что во всех у нее ведущие роли.

В роли Мелании в спектакле Малого театра «Дети солнца»
В роли Белины в спектакле Малого театра «Мнимый больной»

В 1995 году Евгении Глушенко было присвоено звание Народная артистка России, а в 2003 году она была удостоена Государственной премии Российской федерации и награждена Орденом Дружбы Народов.

«Трудно не поддаться очарованию женственности, способности к пониманию, сопереживанию и состраданию — притягательному дару, благодаря которому Евгения Глушенко сумела завоевать доверие и любовь миллионов зрителей», — так написано об актрисе на официальном сайте Малого театра.

«Театр — это жизнь. Театр — это мы»

Евгения Глушенко крайне редко дает интервью. А если и соглашается встретиться с журналистами, то отвечает только на профессиональные вопросы. Единственное, что она позволяет открыть из личного — свои увлечения.

По словам актрисы, она любит читать книги  и слушать современную и классическую музыку. Кроме того, актриса неравнодушна к живописи и часто посещает различные выставки и вернисажи.

В роли Мавры в спектакле Малого театра «Правда хорошо,а счастье лучше»

Но все равно самым главным своим увлечением Евгения считает театр.

«Надо ходить в театр, чтобы, как говорят, не сыграть в Альцгеймера. Но надо не просто смотреть, а еще и сопереживать, потому что когда ты чувствуешь — ты живешь. А театр — это жизнь. Театр — это мы», — считает актриса.

147
9
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook